Читайте также
«В космосе я смогу применить навыки консультанта»: как бывший сотрудник «большой тройки» сменил офис на невесомость
Гламур в палатке. Как устроить «дикий» отдых с комфортом
Что читает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов

Денис Кутергин: «Раньше Москва была как отдельные островки»

Гуляем по столице с основателем маркетплейса YouDo
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Основатель маркетплейса YouDo Денис Кутергин переехал в Москву из Зуевки 18 лет назад, чтобы учиться в Голицынском пограничном институте ФСБ России. Но бросил учебу, чтобы заниматься бизнесом. На прогулке с «Ведомости. Городом» он рассказал, как осваивался и запускал бизнес в столице, а также почему не хочет переезжать из России в Кремниевую долину.

По статусу Зуевка – это город, но по факту – поселок с населением около 10 000 человек. Дома там будто вписаны в природу: перед нашей многоквартирной пятиэтажкой бегали ежи и лисы. Каждое лето мы с отцом ходили в походы на байдарках – это были невероятные ощущения близости стихии, когда ты находишься наполовину в воде. С тех пор я люблю все, что связано с активным туризмом.

Биография

Денис Кутергин родом из города Зуевка Кировской области. В 2005 г. поступил в Голицынский пограничный институт ФСБ России, но через четыре года оставил учебу, чтобы стать предпринимателем. В 2012 г. вместе с партнером Алексеем Гидиримом основал маркетплейс бытовых услуг YouDo, в 2021 г. – платформу для работы с внештатным персоналом «YouDo бизнес». По итогам 2022 г. оборот компании YouDo составил 33 млрд руб. Согласно данным сервиса, сегодня на нем зарегистрировано более 10 млн пользователей, из которых 3,5 млн человек – исполнители услуг. Средний объем выплат исполнителям составляет 3,5 млрд руб. в месяц.

В Москве мы впервые побывали с семьей в 1997 г., когда мой старший брат поступал в Голицынский военный институт пограничных войск РФ (с 2003 г. – Голицынский пограничный институт ФСБ России). Тогда впечатления от столицы были ужасные. Я думал, что выйду из поезда и сразу увижу Кремль, а в итоге на Ярославском вокзале мы увидели бомжей, которые спокойно там разгуливали. В метро тоже были странные запахи и толкучка, а Красную площадь перекрыли из-за рокерского концерта. При этом большое впечатление на меня произвел «Охотный Ряд»: магазин под землей с эскалаторами вниз на несколько этажей казался чудом света. Второе, что меня удивило, – это траволаторы через Багратионовский мост. Когда я рассказывал одноклассникам, что в Москве есть стеклянный мост, через который можно не идти, а передвигаться по движущейся дорожке, мне никто не верил.

В 2005 г. вслед за братом я тоже поступил в Голицынский институт, который находится в Одинцовском районе Подмосковья. Четыре года жил на территории воинской части за колючей проволокой в казарме вместе с 40 курсантами. В Москве стал бывать регулярно, в увольнении в выходные. Мы гуляли по Поклонной горе, ВДНХ, Парку Горького. Кстати, в те годы в Парк Горького вход был платным, но в военной форме можно было проходить бесплатно, как и в общественный туалет, за который горожане тогда тоже платили.

Офис в Хамовниках

Параллельно с обучением в университете я начал подрабатывать. Ничего не умел, но брался за любую работу: писал статьи, создавал сайты, делал дизайн-проекты в Photoshop и занимался интернет-маркетингом. Надо было решать: либо я оставляю фриланс и иду по карьерной лестнице военнослужащего, либо фокусируюсь на запуске собственного проекта. В результате я сделал выбор в пользу предпринимательства и на пятом курсе написал рапорт на отчисление по собственному желанию.

В 2010 г. мы вместе с партнером Алексеем Гидиримом, который на тот момент уже развивал несколько бизнес-проектов, запустили онлайн-портал для веб-мастеров webmasters.ru. А уже два года спустя мы продали этот стартап и в апреле 2012 г. запустили сервис YouDo, прообразом которого стала американская платформа TaskRabbit – доска объявлений, где непрофессионалы предлагали свои услуги, а пользователи сервиса создавали задания, в решении которых им требовалась помощь.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Наш первый офис был на ул. Ефремова в Хамовниках. Потом мы еще два раза меняли офис, но оставались в пределах районов Пресня и Хамовники. Хотя для IT-компаний сегодня не важно, где находится офис, с партнерами можно общаться и онлайн. Офис должен быть комфортным в первую очередь для сотрудников. Поэтому при выборе офиса мы всегда исходили исключительно из транспортной доступности. Все, что внутри Садового, – плохо, туда сложно добираться, на машине вообще не вариант. А то, что за пределами Третьего транспортного кольца, уже далековато. И вот эта прослойка от Третьего до Садового у нас всегда была в приоритете. Кроме того, летом в Хамовниках и на Пресне потрясающая атмосфера с точки зрения спокойствия и досуга.

Здесь нет такой движухи, как на Большой Никитской, Патриарших или в Китай-городе. Раньше после работы мы с несколькими сотрудниками занимались пробежкой в Лужниках – здесь появилась одна из первых прорезиненных дорожек, близкая к дому и офису. Иногда ходили в Усачевские бани, где в свое время любил париться Юрий Гагарин. Хотя для меня городская баня – это скорее голый ресторан, где можно пообщаться с друзьями. Такой мужской досуг. Люблю Краснопресненские, Варшавские, Усачевские бани с точки зрения антуража. Но для здоровья и процедур в основном хожу в индивидуальные бани, например «Живица», «Экспедиция», «Сибирь». Там парение преподносится как искусство.

Жизнь в «Москва-сити»

В разные периоды у меня менялось отношение к недвижимости и месту, где я живу. Раньше мне казалось, что, если есть семья, у тебя должен быть актив в плане безопасности и некоего наследия. Торжественную галочку человека, который смог купить квартиру в Москве, я поставил. Она находилась недалеко от нашего офиса. Анализируя этот опыт, я понимаю, что с первой квартирой было гораздо больше сложностей, чем плюсов: начиная от покупки и ремонта и заканчивая привязкой к этому объекту. Сейчас у меня нет желания покупать квартиру у офиса, потому что круто иметь возможность выбирать и подстраивать обстоятельства под свой образ жизни, а не наоборот.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Недавно я продал квартиру возле офиса и переехал жить в Neva Towers в «Москва-сити». Считаю, что это лучшая оптимизация жизни: можно вообще не выходить за территорию башни. Большую часть времени я работаю из дома, через день выхожу на тренировки: для этого нужно в спортивной форме спуститься на 4-й этаж. Если нужна встреча – спускаюсь еще на три этажа ниже, в «Кофеманию». Хотя есть в таком образе жизни и обратная сторона. Недавно поймал себя на мысли, что становится лень пойти на встречу – легче сделать звонок. А на какой-то неделе я вообще вышел из башни всего один раз.

Машина в Москве – это обуза

Раньше Москва была как отдельные островки: хочешь покататься на роликах или самокате – должен поехать на ВДНХ, хочешь прогуляться – поезжай в центр, но придется постоять в пробках. За последние 10 лет многое изменилось, часть улиц в центре стали пешеходными – Большая Дмитровка, Никольская, Камергерский переулок. Сейчас можно выйти из любой станции метро и найти себе досуг, будь то прогулка на роликах или обед в кафе. Москва становится целостным городом.

Второе ощутимое изменение – общественный транспорт. В прошлом году я продал машину, потому что она стала абсолютной обузой. Раньше на своем автомобиле можно было быстрее добраться до нужной тебе точки в городе, чем на общественном транспорте, а теперь нет. К тому же бывает сложно найти парковку, за нее надо платить. Поэтому я езжу на такси и иногда на общественном транспорте.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Кстати, недавно я пролетел на вертолете над Москвой вдоль МКАД и обалдел от двух вещей. Первое – Москва абсолютно зеленая, хотя многие жалуются, что здесь вырубают деревья. Второе открытие – новые постройки ничем не отличаются по плотности от старых панельных зданий и через 20–30 лет горожане наверняка будут просить это снести.

Мне не нравится плотная застройка с 40-этажными зданиями. А еще отношение к старинным объектам столицы. Если человек покупает квартиру в историческом доме, но дом не охраняется государством, потому что не является объектом культурного наследия, человек может на фасаде, например, установить кондиционер или просверлить барельеф. Для сравнения: в Европе нельзя даже цвет рамы своего окна в таком доме изменить, потому что всё внешнее в архитектуре принадлежит городу.

С Патриарших – на Большую Никитскую

При этом сегодня по качеству жизни и уровню сервиса Москва лучше любой из европейских столиц. Летом здесь можно гулять по набережным, провожать закаты, посещать интересные мероприятия. Люблю открытые тусовки – например, в ресторанах Yauza Place и Blank в Китай-городе. Там обычно хорошая музыка, коктейли и интересные люди, среди которых всегда встречаешь пару знакомых.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Если раньше центром притяжения были Патриаршие пруды, то сейчас все больше ресторанов открывается на Большой Никитской. Патриаршие я не люблю – там чересчур модно, популярно и многолюдно. Когда сидишь в ресторане, то локтями задеваешь соседний столик, разговаривать громко тоже невозможно – европейский формат. На Никитской более просторно: там я хожу, например, в недавно открывшийся ресторан «Юг», а также в «Уголек», которому 10 лет, но он не теряет актуальности. Еще заглядываю в бар-клуб Level 2 и ресторан средиземноморской кухни «345». Иногда в рамках своей менторской программы встречаюсь с молодыми предпринимателями в кинотеатре «Художественный». Мы выбираем мотивационный фильм о бизнесе и показываем его в камерном зале на 20 человек, а потом обсуждаем.

В свое время я очень хотел уехать в Кремниевую долину и делать какой-то глобальный проект с нуля, но мне тогда не дали визу. Сейчас весь мой бизнес и близкие в Москве, и я уже не готов конкурировать с 20-летними ребятами, которые приехали со всего мира в Долину. Сегодня выгоднее в России использовать свои сильные стороны и накопленный социальный капитал, чтобы запустить новый проект.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%