Читайте также
Как француз влюбился в русскую девушку и в итоге построил бизнес по продаже элитной недвижимости в России
Что читает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов
На ковер! Как два топ-менеджера банка получили черные пояса в единоборствах

«В космосе я смогу применить навыки консультанта»: как бывший сотрудник «большой тройки» сменил офис на невесомость

Интервью с космонавтом-испытателем Константином Борисовым
Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина

В августе Константин Борисов совершит свой первый полет в космос в качестве космонавта-испытателя. В рамках перекрестных полетов между «Роскосмосом» и NASA Борисов в составе экипажа корабля Crew Dragon отправится к Международной космической станции (МКС) и пробудет там полгода. В интервью «Ведомости. Городу» он рассказал, почему решил сменить профессию и стать космонавтом в 33 года и как проходил открытый набор в отряд космонавтов.

– Константин, до того как стать космонавтом, вы довольно долгое время работали наемным менеджером в консалтинге. Какими проектами вы там занимались?

– Скорее, было больше операционных проектов в производстве, продажах, логистике, автомобильных компаниях. Я ушел по большей части из-за невозможного графика работы. Чтобы развиваться в компании, нужно жертвовать многим: здоровьем, занятиями спортом, временем с семьей. Сейчас понимаю: если бы я не ушел из консалтинга, то не смог бы подготовиться к отбору в отряд космонавтов качественно. А без магистратуры МАИ, вероятно, не прошел бы даже первый фильтр.

Биография

Константин Борисов родился в Смоленске в 1984 г. В 2005 г. окончил экономический факультет Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, затем получил степень магистра в Уорикском университете в Великобритании. Успел поработать в автомобильных и консалтинговых компаниях, в том числе Volvo Group, Ferronordic AB, A.T. Kearney, BCG. И вырос с позиции консультанта до руководителя отдела. В 2018 г. окончил магистратуру в Московском авиационном институте (МАИ) и прошел отбор на должность кандидата в отряд космонавтов «Роскосмоса». В 2021 г. назначен на должность космонавта-испытателя.
– Для отбора необходимо было именно техническое образование?

– Когда начиналась программа открытого набора, заявляли, что человек с любым образованием может подать документы. Но люди, которые принимают решения, искренне верят, что без технического образования сложно стать космонавтом. И спустя пять лет я понимаю, что в этом есть доля правды. В МАИ я изучал системы жизнеобеспечения летательных аппаратов. Было интересно понять, какие технические решения поддерживают живой организм в самолетах и космических аппаратах и как они спроектированы. Например, как быстро углекислый газ отравит человека при отказе вентиляции или на какой высоте закипит кровь без скафандра в случае разгерметизации космического корабля.

– Когда и как у вас вообще начали появляться мысли стать космонавтом?

– С детства хотел, на самом деле. Я жил в городе Жуковском, папа был летчиком-испытателем, и я не видел никого вокруг, кроме летчиков-испытателей. Я даже не выбирал, а словно понимал, что вырасту и буду таким же. В городе все пропитано авиацией и космонавтикой: живешь на улице Левченко (первый космонавт из города Жуковского), в школу идешь по улицам Гагарина и авиаконструктора Мясищева... Папа часто брал меня с собой на работу, а в 1996 г. мне даже удалось познакомиться с человеком, который побывал в космосе. Тогда в город приезжали инженеры, астронавты и пилоты NASA – исследовать аэродинамику самолета Ту-144 ЛЛ. Сегодня я уже взрослый, а мне до сих пор кажется, что каждый хочет стать космонавтом.

– Почему вы тогда сразу не пошли по этому пути?

– Я планировал поступать в летное училище, чтобы стать летчиком, потом летчиком-испытателем или космонавтом-испытателем. Но наступили 90-е годы. Ребята, которые на год старше и уже учились, приезжали и рассказывали, что нет смысла поступать в летное: нет керосина, нет самолетов и ты даже не знаешь, доведется ли тебе летать. Лет в 28–29 я думал за год обучиться на коммерческого пилота в Америке или стать сертифицированным пилотом вертолета во Франции. В офисе работать временами совсем тоскливо, особенно когда уже понимаешь, что тебя ждет впереди – такие же годы похожей работы. И тут в 2012 г. объявили, что в нашей стране можно стать космонавтом практически с любым образованием – сразу появилась цель и блеск в глазах. Года три-четыре я жил подготовкой к отбору.

Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
– Вы прошли отбор в 2018 г. К тому времени вы уже добились серьезных результатов во фридайвинге, подводном плавании на задержке дыхания: международный судья AIDA International, член судейской коллегии чемпионата мира. Стали ли занятия этим спортом некой точкой перехода к освоению новой профессии?

– Думаю, что да. Суть фридайвинга – научиться с минимальными затратами сил перемещаться под водой, ориентироваться в трехмерном пространстве и не волноваться. Кроме того, фридайвинг – это еще и кладезь информации об анатомии человека, дыхании, влиянии на него различных газов: азота, кислорода, углекислого газа. Из всех членов экипажа именно я эксперт в том, как, например, почувствовать высокий уровень углекислого газ, если что-то пойдет не так. При каком уровне давления кислорода нам нужно будет перейти на кислородные маски или как задержать дыхание, чтобы пролететь через задымленный модуль.

У большинства тех, кто успешно прошел отбор, есть как минимум один вид спорта в багаже – беговые лыжи, прыжки на батуте, полеты на параплане, тяжелая атлетика, плавание. Это очень помогает в работе космонавта.

– Вы вошли в восьмерку лучших из 420 претендентов. Это шанс 1 к 50. Как проходил конкурс?

– Из 420 претендентов на очный этап позвали порядка 100 человек – это те, кто подходил по параметрам (возраст, образование, опыт работы, здоровье) и полностью подготовил пакет документов. Из этой сотни половина не прошла психологический отбор – были вопросы к мотивации, характеру. Потом мы сдали физкультуру, осталось 25 человек. Из них после медкомиссии – 13. В итоге через полгода на финальном интервью выбрали восьмерых. Мало кто понимает, но у жителей России наиболее высокие шансы стать космонавтом в сравнении с жителями других стран мира. Например, в каждый отбор в США и Европе поступают десятки тысяч заявок. По Китаю информация закрытая, но думаю, что заявок там точно больше 100 000.

Космос для всех желающих

Отряд космонавтов был сформирован в СССР в 1960 г. Первые полвека в отряд отбирали только военных летчиков и инженеров, работавших в космической отрасли. В 2012 г. «Роскосмос» впервые объявил открытый набор в отряд космонавтов. За 10 лет в трех отборах на должность кандидата в космонавты приняли участие 907 претендентов, 20 из которых прошли конкурс. Пятеро из восьми кандидатов, зачисленных в 2012 г., уже совершили полет в космос. Еще семь человек из восьми, зачисленных в 2018 г., проходят подготовку к полету в составе экипажа. В 2019 г. отобрали четырех кандидатов, кто из них отправится на МКС, пока неизвестно. Участвовать в конкурсе могут граждане России до 35 лет с высшим образованием. Приоритет отдают людям с техническим образованием и опытом работы в авиационной и ракетно-космической промышленности России от трех лет.
– Какие физические нормативы на конкурсе были самыми тяжелыми?

– Всего было 12 нормативов. Для меня сложнее всего были подтягивания. Но оценка зависит от возраста и пола. Например, в мои 33 года нужно было подтянуться минимум 12 раз, а в 25 лет норматив уже 18– 19 раз. Также непросто пробежать дистанцию 1000 м быстрее чем за 4 минуты. Еще нужно было проплыть кролем дистанцию 800 м за 17 минут, выполнить челночный бег (10 раз по 10 м), проплыть под водой 25 м на одном вдохе и совершить падение с трамплина высотой 3 м в воду. Я много времени посвятил подготовке.

– Из чего сегодня состоит ваш день в отряде космонавтов «Роскосмоса»? Тренировки в условиях невесомости, испытания в сурдокамере, летная и парашютная подготовка...

– Все, что вы называете, – это первые четыре года. Это суперинтересно, но все же 80% составляют лекционные занятия по изучению технических систем. Спортивные сборы, парашютная и водолазная подготовка – в основном летом или в выделенные на неделе дни, а в остальное время мы сидим и корпим над учебниками. За четыре года надо сдать больше 100 экзаменов.

Глобально занятия по техническим системам делятся на две группы: изучение корабля «Союз-МС», на котором ты летишь до станции и обратно, и изучение систем станции – где ты живешь и работаешь во время экспедиции. Мы изучаем теорию полета, баллистику, системы управления движением и навигацией, систему стыковки и внутреннего перехода, как работает скафандр и генерируется кислород на станции, как открывать и закрывать люки, починить «туалет» (в космосе это называется АСУ – ассенизационно-санитарное устройство) и т. д. Каждый предмет – это от 20 до 100 часов лекционных занятий и семинаров, потом дома за учебниками проводишь примерно столько же времени.

Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
– Не надоело быть вечным студентом? Вы столько времени образованию посвятили, потом изучали новые сферы на консалтинговых проектах, и теперь опять учебники.

– С одной стороны, непросто: в 33 года – опять студент, надо все заново начинать. А с другой – по сравнению с работой в консалтинге или руководителем проекта намного легче, голова меньше занята. Тебе не нужно постоянно отвечать на письма, все держать в голове, помнить о клиенте, своей команде и задачах проекта. Здесь до полета ты просто студент: отвечаешь за себя, свой результат и внимательно учишься. Воспринимаю это как один большой проект: сейчас учеба и экзамены, а потом будет суперприключение, в котором я узнаю столько всего нового, сколько мало кому доведется узнать.

– Для вас космонавтика – это новый карьерный путь или возможность по-настоящему себя реализовать, когда базовые финансовые потребности уже закрыты за годы работы в консалтинге?

– Работая в консалтинге и в индустрии, я всегда ждал следующий интересный проект или думал о том, чтобы сделать что-то свое. Временами было ощущение белки в колесе, из которого невозможно выбраться. А сейчас я понимаю: «Вау, ты полетишь в космос!» Я стану уникальным международным экспертом с необычным опытом, который можно использовать для развития технологий для будущих поколений. Главное, что космонавтика во мне поменяла, – теперь я реально живу сегодняшним днем и мне классно в новой профессии.

За свою карьеру космонавт в среднем три раза летает в космос с интервалами между полетами в 3–4 года. Понятно, что до 80 лет никто не летает, но свой опыт я смогу использовать для того, чтобы развивать космонавтику, например исследовать Луну, астероиды и путь к условной жизни на Марсе. Консультант – человек, который научился понимать большую картину, внимателен к деталям, умеет правильно анализировать и описывать. Думаю, что и здесь я смогу применить свои навыки.

Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина
– Кроме того, что вы научились управлять космическим кораблем, обслуживать системы МКС, что вы умеете делать сейчас из неординарного, чего не делали до прихода в «Роскосмос»?

– Умею тушить пожар в космосе и эффективно спастись от разгерметизации станции. Такие ситуации мы отрабатываем на тренажерах на земле. Это как раз ответ на вопрос, чем мы занимаемся во время подготовки экипажа. Отрабатываем навыки, чтобы при необходимости спасти экипаж и станцию. Еще могу поставить человеку капельницу и провести реанимацию в невесомости. На манекене пробовал вводить внутрикостные инъекции и ставить мочевой катетер – мне бы не хотелось это делать на живом человеке, но если будет нужно, я справлюсь.

Полтора года подготовки в составе экипажа – это три большие задачи. Первая – отработка всех штатных и нештатных процедур по российскому сегменту МКС, где нам жить и работать. Вторая – отработка всех экспериментов, которые предстоит выполнить на российском сегменте. Не только тех, где я выступаю как оператор и лаборант, но и где я нужен как подопытный (анализ крови, МРТ головного мозга, УЗИ внутренних органов до и после полета). Третья – тренировки на американском корабле Crew Dragon компании SpaceX и американском сегменте МКС. Для этого мы ездим в Лос-Анжелес и Хьюстон, где тренируемся всем экипажем.

– Спустя пять лет работы в «Роскосмосе» как вы оцениваете свое решение сменить профессию? Правильный ли это был шаг в зрелом возрасте?

– Конечно, я ведь в космос лечу! Сначала было жалко, что не успел принять участие в отборе 2012 г., а сейчас понимаю: какая разница когда – получилось же. Но это многолетний путь: от подготовки к отбору до старта ракеты проходит 6–10 лет. На отборе и все годы обучения нужно вкладываться всеми силами, даже не понимая, получится у тебя или нет.

– В августе состоится ваш первый полет в космос на корабле Crew Dragon. Что вы чувствуете?

– Это букет невероятных эмоций. Голова понимает, а эмоции все не улягутся. Как ребенок, который впервые едет на море, не знает, что это такое, но очень хочет. А еще ощущение реализации. Две вещи, которые хочу прочувствовать в полете, – это невесомость и увидеть Землю из космоса. Потом увидеть людей на станции – друзей, которых ты должен сменить. Любопытны и долгосрочные ощущения: как поведет себя организм, как буду чувствовать себя в первый, третий, шестой месяц, как раскроется групповая динамика с коллегами, с которыми буду жить и работать в замкнутом пространстве, как буду справляться с работой.

Самое популярное
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%
Наш город
«Уголок дедушки Дурова»: в знаменитом московском театре пройдет реконструкция
После обновления около 400 животным создадут более комфортные условия