Читайте также
Что читает топ-менеджер МТС
Безымянные улицы. Кто дает имена городским объектам в Москве
5 главных выставок осени

Мама в деле. Как открыть бизнес в декрете и не сойти с ума

Чтобы совместить бизнес и материнство, нужно позвать детей работать в свой проект и научиться планировать
Freepik
Freepik

Назальный аспиратор для младенцев, авторские игрушки из полимерной глины и шарфы из тонкого хлопка – эти и другие проекты развивают московские участницы федеральной программы «Мама-предприниматель». Они утверждают, что заниматься собственным делом можно без отрыва от материнства. Для этого нужно позвать детей работать в свой проект и научиться планировать.

В конце лета в Москве в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» подвели итоги отборочного этапа федеральной грантовой программы «Мама-предприниматель». В этом году было 125 заявок от начинающих предпринимательниц из Москвы, из них 24 отобрали для участия в образовательном интенсиве. В течение пяти дней участницы под руководством экспертов команды государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы» изучали, как генерировать идеи для собственного проекта, составлять бизнес-план и портрет целевой аудитории, продвигать свое дело и многое другое.

По итогам обучения участницы показали проекты старта или развития своего бизнеса жюри, куда вошли представители организаций, которые оказывают государственную поддержку малому и среднему бизнесу, а также представители крупных компаний. Эксперты определяют победительниц региональных этапов, которые получают грант в размере 100 000 руб. на развитие бизнеса. Для оценки проектов они используют несколько критериев, среди них, например, сроки выхода на окупаемость, финансовая устойчивость, масштабируемость и др.

В этом году в программе участвует около 1500 женщин более чем из 60 регионов России. Конкурс продлится до 15 октября. В семи регионах уже определены победительницы. В Москве ею стала Екатерина Харламова. Она представила жюри назальный аспиратор-пинцет для детей. Поощрительными призами отметили дизайнера Альбину Шмыголь, которая разработала проект по пошиву шарфов из тонкого хлопка, и Дануту Старикову, которая изготавливает авторские игрушки, сувениры и украшения из полимерной глины. Им вручили сертификаты на 10 000 бонусных рублей на продвижение на рекламной платформе VK. Анастасия Маркова, которая организует ярмарки детских локальных брендов, получила сертификат на 40 000 бонусных рублей. Эти деньги она сможет потратить на продвижение на цифровых экранах рекламной платформы VDOOH.

«Ведомости. Город» поговорил с победительницей и двумя призерами программы и узнал, как начинающие предпринимательницы совмещают бизнес и материнство и с какими проблемами сталкиваются на своем пути.

Декрет – время для бизнес-идей

Основательница проекта по производству назальных аспираторов для младенцев «КозявкинЪ» Екатерина Харламова

Личный архив
Личный архив

Екатерине Харламовой, юристу по образованию, идея для бизнеса пришла случайно. В прошлом году она впервые стала мамой и столкнулась с проблемой: у ее дочери закладывало нос, и это доставляло ей дискомфорт. «Она часто просыпалась по ночам и неохотно ела. Все доступные средства, включая аспираторы-груши и ватные палочки, по разным причинам были неудобны в использовании и не помогали комфортно очистить нос младенца. Тогда я решила разработать собственный назальный аспиратор», – вспоминает она.

Стартовые вложения – 250 000 руб. – Харламова взяла из семейных накоплений. Эти деньги потратила на оформление патента, товарного знака, маркетинг, изготовление первой партии товара – 1000 единиц на контрактном производстве в Москве и др. Продукт представляет собой силиконовую палочку, с одной стороны которой расположен совочек, а с другой – петелька. На обоих концах есть специальные ограничители, которые не позволяют устройству зайти глубоко в полость носа.

7000 женщин приняли участие в программе «Мама-предприниматель» за 10 лет работы проекта.

Из них 247 человек получили грант на развитие собственного дела. В общей сложности для всех участниц провели 255 тренингов.

Решиться открыть собственное дело было непросто. Маневрировать между материнством и собственным проектом ей помогают муж и бабушки. Пока они присматривают за годовалым ребенком, Екатерина работает или уделяет время себе (например, проводит время в салоне красоты или с подругами). По ее словам, декрет – это отличная возможность раскрыть в себе новые таланты. Важно, когда у женщины есть любимое дело, которое приносит ей удовольствие и деньги. «Дети взрослеют и съезжают от родителей, чтобы строить собственные семьи. Когда наступает этот момент, женщины, посвятившие все свое время материнству, чувствуют себя нереализованными», – считает победительница конкурса «Мама-предприниматель».

В материнстве Харламовой помогают в том числе навыки, приобретенные во время работы юристом в крупной компании. «На работе привыкла все делать быстро, решать несколько задач одновременно и соблюдать дедлайны. С ребенком так же: быстро оделись, поели, вышли гулять. Пока дочь спит, можно поработать», – приводит пример она.

Участие в проекте «Мама-предприниматель» дало ей уверенность в собственных силах. В августе этого года Екатерина Харламова запустила продажи на маркетплейсах Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет». Выручка за первый месяц работы на маркетплейсах составила 40 000 руб. Назальный аспиратор «КозявкинЪ» Харламова продает за 674 руб. Грант в размере 100 000 руб. предпринимательница уже частично вложила в производство новой упаковки, а также наняла ассистента себе в помощь на неполную занятость. В ближайшем будущем она хочет оформить регистрационное удостоверение в Министерстве здравоохранения – документ, подтверждающий факт регистрации изделия медицинского назначения, чтобы выставить свой продукт на полки в аптеках.

Вовлечь детей в бизнес

Производитель авторских игрушек, сувениров и украшений «Милые зверята» Данута Старикова

Личный архив
Личный архив

Москвичке Дануте Стариковой запускать свой бизнес было гораздо сложнее. В 2009 г. от нее ушел муж, и она осталась одна с тремя дочерьми, младшей из которых на тот момент было 1,5 года, средней и старшей – 5 и 6 лет. Ей пришлось выйти из декрета и вернуться на работу в школу учителем информатики. Было непросто совмещать воспитание троих детей и работу. Но всего за год Старикова смогла дорасти до должности завуча. А параллельно с основной работой она стала делать игрушки, сувениры и украшения из полимерной глины и продавать свои работы на сайте объявлений «Авито», онлайн-маркете «Ярмарка мастеров» и в собственной группе во «В контакте».

«После ухода мужа у меня был страх остаться без денег. Я хотела избавиться от этого страха и стать увереннее в том, что при любых обстоятельствах смогу обеспечить свою семью», – рассказывает о своей мотивации Старикова.

В производственный процесс вовлекала своих дочерей. Они вместе садились за стол и лепили сувениры в виде кошек, серьги в виде летучих мышей, елочные игрушки и др. В результате начинающая предпринимательница смогла получить дополнительный доход и даже стала больше времени проводить с детьми. «Кусок глины я покупала за 180 руб., делала сувенир и продавала его за 200 руб. На вырученные деньги закупала материал и делала еще больше игрушек. Со временем мы с дочерьми стали работать с более дорогим материалом: эпоксидная глина, пластик и силикон», – рассказывает Данута Старикова. В 2018 г. она уволилась из школы, чтобы целиком погрузиться в развитие собственного проекта. Сейчас среди ее клиентов есть не только частные, но и корпоративные заказчики, например крупный художественный музей, сеть городских парикмахерских, энергетическая компания и др. По ее словам, один корпоративный заказ стоит от 30 000 до 100 000 руб. В месяц она вместе с детьми выполняет минимум четыре заказа.

«Многие мамы боятся вовлекать детей в свое дело, не доверяют. Но даже если ребенку 1,5 года, это уже член команды. В творческих проектах дети за два часа могут создать некоторый продукт», – считает Старикова. По ее словам, общее дело объединяет: «Дети увлечены процессом, а работающая мама не испытывает чувства вины, что не уделяет время семье». Предпринимательница мечтает открыть офлайн-магазин, в котором бы мамы и дети могли вместе работать в качестве мастеров. «Хочу дать возможность другим молодым мамам реализовать свой творческий потенциал и обрести дополнительный источник дохода без отрыва от материнства», – говорит Данута. По ее мнению, семья – это маленькая организация. «Тот, кто сумел организовать семью, сможет и бизнес построить. Схема одна и та же: либо у тебя есть сотрудники, которым доверяешь, либо делаешь все сам, но гораздо дольше», – считает Старикова.

Предпринимательство как отдых от материнства

Дизайнер, производитель капоров и шарфов Альбина Шмыголь

Личный архив
Личный архив

В декрете Альбина Шмыголь решила заняться изготовлением капоров и шарфов, потому что не хотела «проседать в собственном развитии». Но балансировать между собственным делом и материнством оказалось не так-то просто. Чтобы выкроить время на работу, Альбине приходилось вертеться, например, она готовила еду на несколько дней вперед, вязала и шила, пока ребенок спит или играет. А также привлекла на помощь свою маму, которая периодически сидела с ребенком.

Шмыголь утверждает, что материнство учит дисциплине и это помогает в развитии собственного проекта: «Как в быту рассчитываю, сколько приготовить еды и погладить вещей, так и в собственном проекте составляю план, какую часть работы сделать на неделе, чтобы правильно распределить свои силы». Она уверена, что ребенок берет пример с работающей мамы и быстрее становится самостоятельным.

Программа «Мама-предприниматель»

Цель программы – помочь женщинам в декрете и с несовершеннолетними детьми в открытии и развитии собственного дела. Ее проводит Минэкономразвития РФ с 2013 г. Среди партнеров и соорганизаторов – Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, фонд региональных социальных программ «Наше будущее» и общественная организация Союз женщин России. Для участия в программе нужно оставить заявку на сайте мамапредприниматель.рф.

Свои изделия Шмыголь продает на онлайн-площадках. Продажа аксессуаров приносит ей около 15 000 руб. дополнительного дохода в месяц. Она продолжает работать по найму, преподает дизайн в детском технопарке «На Зорге» и во Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах. Начинающая предпринимательница хочет увеличить выручку до 500 000 руб. в месяц и полностью переключиться на работу в собственном проекте. Чтобы научиться развивать и рекламировать свой продукт, она подала заявку в программу «Мама-предприниматель». «Этот опыт позволил мне взглянуть на свой продукт другими глазами, рассчитать бизнес-модель, узнать, как работать с инструментами продвижения в интернете», – делится Альбина Шмыголь.

По ее мнению, при открытии собственного дела больше всего молодые мамы боятся, что им не будет хватать времени на себя и свою семью. Но для некоторых работа – это и есть отдых от материнства и «в этом тоже свой кайф», считает дизайнер.

Самое популярное
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%
Наш город
«Уголок дедушки Дурова»: в знаменитом московском театре пройдет реконструкция
После обновления около 400 животным создадут более комфортные условия
Наш город
В Москве открыли «Академию Нового года» и сезон айвы – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели