Гжельская керамика и вологодское кружево. Как развиваются народные ремесла
«Выйти за пределы избы и расписывать лифты в дорогих офисах»К 2030 г. доля креативных индустрий, куда входят народные промыслы, может возрасти в российской экономике с 2 до 6%. Такие данные содержит Концепция развития творческих индустрий, утвержденная правительством РФ в 2021 г. Несмотря на сложную рыночную ситуацию, предприятия по производству уникальных народных изделий продолжают работать. Где и как дают новую жизнь гжели, хохломе, цветному кружеву и традиционной керамике – в материале «Ведомости. Город».
Упадок и возрождение ремесел
В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Среди иностранцев были востребованы расписанные хохломой изделия, павловские платки, резьба по кости, кружева, самовары и, конечно, главный советский сувенир – матрешка. С развалом Советского Союза отрасль понесла серьезные убытки. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 г. более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование. В их список вошли в том числе вятское кружевоплетение, хлудневская глиняная игрушка, воронежское, карсунское ручное художественное ткачество и другие.
Сегодня отдельные промыслы начинают восстанавливаться, процесс потери некоторых удалось приостановить. Однако из-за пандемии 2020 г. и сложной текущей экономической обстановки многие предприятия НХП испытывают трудности. Сказалось в том числе сокращение туристического потока. По данным исследования НИУ ВШЭ, основными покупателями изделий НХП являются россияне, на иностранных туристов ранее приходилось порядка 20% продаж. В национальном рейтинге туристических брендов, составленном в 2017 г., наиболее узнаваемыми стали тульский самовар, изделия из янтаря, вологодское кружево, гжельская керамика, оренбургский пуховый и павлопосадский платки.
Некоторые эксперты отмечают тенденцию к повышению спроса на изделия ремесленных мастеров. «Например, во Владимиро-Суздальском кластере появилась черная суздальская керамика, из забытья возникла колоритная суздальская роспись», – говорит член Совета Гильдии маркетологов Николас Коро.
«Лидер по количеству сохраненных видов производств НХП – Нижегородская область, – отмечает замдиректора фонда «Росконгресс», глава фонда «Инносоциум» Елена Маринина. – Хохломская, городецкая, полховско-майданская роспись, фигурки из борнуковского камня, казаковская филигрань – и это только самые известные брэнды продукции 27 предприятий НХП в регионе».
Сохраненное искусство
По данным торгово-промышленной палаты РФ, 80% выпуска изделий НХП дают 13 регионов страны. Среди лидеров – Московская область (30% объемов производства), Дагестан (24%) и Нижегородская область (14%).
На территории одного Центрального федерального округа России сейчас насчитывается около 13 видов народных художественных промыслов, говорится в исследовании сотрудников Российского государственного университета туризма и сервиса. Гончарное производство и резьба по дереву наиболее популярны в Московской и Ярославской областях. Глиняную игрушку делают в Калужской, Костромской, Липецкой и Тульской областях. Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой, в Рязани и Липецке плетут кружево, а в городе Ликино-Дудулево производят известный дулевский фарфор.
Есть в России и старинные предприятия, сохранившие производство ремесленных изделий по сей день. Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру. В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел. Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой.
Традиции кружевоплетения не утеряны в городе Калязине. Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры. Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий. В ее ассортименте более 2000 наименований – от детских тканых вещей до постельного белья в кружевах тончайшего плетения.
По мнению члена Совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, традиционные промыслы уже не первый год пробуют по-новому применять ремесло: «Жостовская роспись и гжель достаточно успешно показали, каким образом можно выйти за предел восприятия избы. Лет 5 назад Жостово предложило расписывать лифты в дорогих офисах, домах, а также расписывать холодильники и чайники, переключившись исключительно с подносов и посконных самоваров». Этот тренд поддержали и крупные бренды электроники, например, один из самых дорогих в мире чайников фирмы Smeg расписан в скандинавком стиле. Другой пример современного применения ремесла – музей-галерея текстиля и войлока Александра Пилина в селе Бураново Удмуртской области. «Там войлочная обувь стоит столько же, сколько сшить туфли в Милане по частному заказу», – отмечает Коро.
Опыт других стран
На сегодняшний день доля сектора креативных индустрий, к которым в том числе относятся народные промыслы, составляет в среднем 6,6% в мировом ВВП. Многие страны принимают усилия по сохранению и развитию народных художественных промыслов. Так, в Болгарии функционирует Национальная палата ремесел и торговли, в Германии в 1947 г. воссоздан Немецкий союз ремесел (Deutscher Werkbund), в Испании действует Фонд инноваций ремесел, а во Франции выдающиеся мастера и организации имеют ряд налоговых, финансовых и законодательных преференций.
Немалую роль в возрождении и поддержании ремесленной отрасли играют государственная поддержка и гранты. Например, в Аргентине ремесленникам предоставляют денежные субсидии. Поддержка для культурных проектов коренных общин может составлять до 100 000 песо (порядка $5 000). В Германии есть программы финансирования стартапов по льготным ставкам и возможность получить грант на развитие рабочего пространства после выпуска из университета. В Турции развитие НХП интегрировано в стратегии отдельных городов, например Измира.
Серьезным показателем развития отрасли является выход на мировой рынок. По данным Минпромторга за 2019 г., крупнейшими экспортерами продукции народных художественных промыслов является Китай, Индия и Иран. Отечественные изделия экспортируются в более чем 20 стран, включая Казахстан, Беларусь, Болгарию, Азербайджан, Аргентину и другие. Наиболее востребованы предметы из фарфора, хрусталя и керамики, но объемы выводимого на зарубежные рынки товара пока минимальны.
На фоне некоторых развитых стран, где показатель доли сектора креативных индустрий достигает 12% ВВП, Россия пока существенно отстает – 2,2%. «Одна из основных причин в том, что до сих пор Россия концентрировалась больше на успехах в сырьевой экономике. Не было острой потребности в развитии индустрий, построенных на человеческом капитале и таланте. Постепенно это меняется, ведь российские люди всегда отличались талантами и способностью нестандартно мыслить», – считает глава фонда «Инносоциум» Елена Маринина.
Чтобы развивать креативное направление в регионах, в том числе традиционные ремесла, необходимы инвестиции, полагает Маринина: «Есть сильные регионы, которые уже много в этом направлении сделали: Калининградская и Тульская области, Нижний Новгород, Югра, Казань, Якутск. Чтобы в экономическом смысле это развивалось, нужны финансовые инвестиции, и они есть в мегаполисах».
На поддержку развития творческих проектов президентский фонд поддержки культурных инициатив выделил в этом году 8 млрд руб., а 2022 г. был объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Согласно стратегии развития креативных индустрий, количество занятых в творческих профессиях к 2030 г. планируется увеличить с 4,6 до 15%. Основными точками роста ремесленной отрасли могут стать модернизация производств, нахождение новых рынков сбыта и борьба с контрафактом. Кроме того, необходимо найти баланс между поддержанием высоких стандартов продукции и ее стоимостью, что непросто с учетом ручного труда, который снижает выработку и повышает расходы на зарплаты сотрудников.