От коробки пастилы до миллиона туристов в год: почему пора ехать в Коломну
Пастила, калачи и яблочно-книжный фестиваль — как Коломне удалось стать популярным направлениемКоломна уверенно привлекает туристов из Москвы и Подмосковья: по данным администрации, в прошлом году здесь побывало более 1,4 млн человек. Как небольшому городу в 105 км от столицы удалось стать туристической точкой притяжения, а также, что стоит посмотреть и что съесть в Коломне, узнали «Ведомости. Город».
«Яблоко отдыхало в легких духах после хлебов», – так начинается экскурсия об истории пастилы, лакомства, которое дало городу вторую жизнь. Cейчас туристы едут в Коломну именно за пастилой – медовой с миндалем, яблочно-сливовой, малиновой, брусничной, розовой. Вторая «визитная карточка» – калач. Продают его прямо в центре старой Коломны, у Пятницких ворот – и часто выстраиваются очереди. Что значит «дойти до ручки», «закатать губу» и при чем тут калач, можно узнать здесь же, в «Калачной» на театрализованном представлении. Интерактивный спектакль завершается чаепитием и сдобной дегустацией.
Прямо за углом – «Музей-навигатор», туристический центр, где можно определиться с маршрутом. По диагонали – музей «Душистыя радости»: на первом этаже – «купеческая» лавка, на втором – «лаборатория купца Уранова с банками и склянками». На каждом углу встречаются группы людей с гидом-экскурсоводом. В выходные и хорошую погоду музеи, гостиницы, рестораны забронированы на долгие часы вперед.
Экономика впечатлений
«Историческая часть города раньше была довольно запущенной, можно сказать, маргинальной, – рассказывает директор проектов АНО «Коломенский посад» Дмитрий Ойнас. – Недвижимость толком ничего не стоила. Единственный интерес был у девелоперов, которые хотели все это снести и построить торговые центры и жилье».
Что же случилось? «Наследие перестало быть прошлым, а стало настоящим», – отвечает Ойнас. В 2009 г. две предпринимательницы, Наталья Никитина и Елена Дмитриева, восстановили исторический бренд «Коломенской пастилы» – нашли рецепт, освоили технологию, сделали небольшую партию, которая была вмиг распродана на одном из городских мероприятий. Так после череды экспериментов появились музей и фабрика пастилы, потом добавились кафе, исторический дом, музейный сад, торговые точки.
Предпринимательницы стали важной движущей силой городских изменений, и хотя в 2015 г. они поссорились и разошлись, организовав отдельные предприятия, главное было сделано – вместе со старинным вкусом удалось оживить и интерес туристов к городу, и города к самому себе.
Вслед за возрождением коломенской пастилы энтузиасты открыли другую страницу – историю коломенского шелкопрядства. «Шелковая фабрика – это часть большого проекта, творческая, образовательная площадка для практик переосмысления текстильного наследия, которое было ярким феноменом Коломны», – рассказывает Ойнас. В 2019 г. здесь открыли коворкинг, проводятся выставки, мастер-классы по ручному ткачеству – и продается набор «Шелковая пастила» (550 руб.), куда же без нее!
В основе успеха Коломны – так называемая экономика впечатлений, когда создается не один музей, а целая индустрия наследия.
Сегодня в Коломне больше 40 музеев, и в большинстве из них проводятся театрализованные экскурсии – и в высокий сезон запись идет за несколько дней, организованные тургруппы подъезжают одна за другой. В «Арткоммуналке» можно прикоснуться к советскому быту, в Музее трамвая собраны десятки моделей трамваев, в Музее любимой игрушки – десятки плюшевых медведей и кукол из разных городов. В Музее самовара расскажут, как правильно организовать чаепитие, в «Кондитерской кухмейстера Шведова» – о том, как делали конфеты. В музее «Кузнечная слобода» проводят мастер-классы по кузнечному делу, на площадке «Перепутье эпох» – ремесленные мастер-классы по ремеслам. В экодеревне поблизости есть крокодиловая ферма, где можно покормить крокодилов, и улиточная ферма, где можно продегустировать улиток. «Музей быта русской женщины, Музей ЖКХ, и на этом список не заканчивается», – рассказывает коломенский гид-экскурсовод Елена Кормилицына.
Купеческий дом и блины с икрой
Приехать в Коломну и остановиться можно в историческом купеческом «Доме с воспоминаниями» – здесь жила еще бабушка хозяйки Натальи Кучеровой, и теперь она сдает дом, где подлинного больше, чем в ином музее. Сундуки, кружева, иконы, зеркала, скатерти, платяной шкаф – то немногое из полной коллекции, которая сохранилась в доме. Раньше, рассказывает Дмитрий Ойнас, люди продавали дома за бесценок (около 1,5 млн) и уезжали в Москву. Сегодня дом в историческом центре Коломны купить почти невозможно, а те предложения, что есть, начинаются от 10 млн руб.
Кафе «Лажечников», названное в честь родоначальника жанра исторических романов, уроженца Коломны Ивана Лажечникова, расположено на одноименной улице. В меню – рецепты русской кухни, найденные в русской литературе. Можно заказать блины с селедкой, икрой и стопкой водки и русское чаепитие – с настоящим пузатым самоваром.
Сегодня в город приезжают семейные пары, семьи, школьные группы, молодые компании. По словам гида Кормилицыной, многие возвращаются еще и еще раз. Важный фактор – транспортная доступность Коломны: из Москвы можно добраться за полтора часа на машине или на электричке от Казанского вокзала. Но это и проблема: оставаться на ночь в городе не стремятся, а это тормозит развитие гостиничной сферы и уменьшает количество средств, оставленных туристами.
Можем повторить
Туристический поток позволяет привлекать в город до полумиллиарда частных инвестиций в год, у местных жителей появилось много возможностей для самореализации. В старом городе стали покупать недвижимость молодые люди – создавать собственный бизнес или просто жить.
«Московская область вливает много денег в благоустройство и развитие городской среды, которое усиливает эффект от творческих бизнесов и делает Коломну привлекательней для туризма выходного дня», – рассказывает управляющий партнер московской компании по развитию территорий «Даль» Александр Пчелинцев. Важную роль сыграли грантовая поддержка и большие фестивали при поддержке властей, такие как «Антоновские яблоки» — «яблочно-книжный фестиваль», проходящий ежегодно в начале сентября, который посещает несколько тысяч человек.
Но ключевое – все же высокое качество работы с наследием, уверен Пчелинцев, – от создания интересного крафтового продукта до проектов реставрации, постановки спектаклей с помощью профессиональных режиссеров и артистов.
Возможно ли повторить успех Коломны? «Однозначно да, – рассказывает Ойнас. – В гораздо менее значительных населенных пунктах, в деревнях, усадьбах, маленьких городах, в крупных мегаполисах. Неважно где, не имеет значение величина или удаленность от столицы. Если выстроена конструкция, а проект качественно сделан, все будет работать».