Что изменится в отелях в летнем сезоне
Отели Москвы и Санкт-Петербурга переориентируются на внутренний рынок, сохраняя привычный комфорт и привлекая местных гостейНевзирая на отток иностранных туристов и разрыв традиционных цепочек поставок, гостиницы гарантируют прежнее качество услуг — гости отелей двух столиц, как и прежде, смогут воспользоваться премиальной косметикой в номерах и заказать деликатесы в ресторанах, рассказали опрошенные «Ведомости. Город» эксперты.
Кризис 2014 г. и введение продовольственных санкций, когда нужно было срочно искать замену иностранным продуктам, подготовили индустрию к нынешнему дефициту выбора, утверждает генеральный менеджер «Балчуг Кемпински Москва» Лада Самодумская. Исполняющая обязанности отельного менеджера в Ritz Carlton, Мoscow Оксана Леоненко уверяет, что «пока не было такого, что каких-то продуктов не хватает или их не привезли поставщики». Но цены выросли, независимо от страны-производителя. В среднем цены на продукты увеличились на 20%, лидируют такие позиции, как осьминоги, крабы, говядина, — тут рост до 40–50%, уточняет эксперт.
«Мы стали расширять портфель поставщиков, вводим все больше локальных, теперь мясо-сыры-овощи есть прекрасные у отечественных производителей, — рассказывает директор по продажам и маркетингу петербургского отеля Астория Rocco Forte Екатерина Андреева. — Мы не планируем сокращать ассортимент в наших ресторанах и делаем все возможное, чтобы меню буфета на завтраке оставалось на самом высоком уровне».
Цены на единичные позиции в меню а-ля карт повысились, особенно на те, где используются импортные продукты. В целях экономии шеф-повара стали больше обращать внимание на сезонность при выборе продуктов. Некоторые отельеры планируют полностью сфокусироваться на российских производителях.
Барные и винные карты в отелях почти не изменились, но эксперты подтверждают резкий рост цен. «Алкогольные поставщики на некоторое время вообще перестали продавать вино, — говорит Андреева. — Потом они резко подняли цены, но сейчас немного откатили обратно, стали делать скидки».
Изменения коснулись или коснутся в ближайшее время импортной воды, замены импортных сортов пива, премиальных сортов чая, тоника, разнообразных коктейльных компонентов на локальные, добавляет Самодумская.
Мини-бары в номерах также заполняются с расчетом на будущее. «Мы формируем стратегические запасы по всем категориям того, что должно быть в номерах: чай, кофе в дрип-пакетах для индивидуального заваривания. По определенным сегментам выбираем новых поставщиков», — комментирует исполнительный директор петербургского отеля Wynwood Анастасия Баранова.
Что в номерах
Большинство отелей премиального сегмента своевременно запаслись косметикой международных брендов. «У нас остается та же британская Аsprey, запасы до лета точно есть», — уверена Оксана Леоненко из Ritz Carlton, Мoscow. В отеле «Астория» собираются максимально долго сохранять косметику Salvatore Ferragamo и Bvlgari в номерах «полулюкс» и выше. «Базовые категории номеров переведем на российские бренды по логистическим причинам», — объясняет представитель отеля Екатерина Андреева.
Не планируют менять косметику и в петербургской «Гельвеции». «Скорее всего, мы не откажемся от нашей постоянной косметики L'Occitane, хотя ее стоимость выросла ровно в два раза», — говорит владелец отеля Юнис Теймурханлы. Несмотря на то что французский бренд заявил об уходе с потребительского рынка 16 апреля 2022 г., в категории b2b он продолжает работу.
Пока не испытывает сложностей с получением премиальной косметики и «Балчуг Кемпински Москва». Но дальнейший разрыв логистических цепочек и прекращение поставок могут привести к поиску временной замены иностранной косметики на качественные альтернативы локального производства в самое ближайшее время, считает генеральный менеджер отеля.
Кто едет
Внутренний туризм будет развиваться еще стремительнее, чем в прошлые годы. Отели держат цены на прежнем уровне, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов: «Хотя себестоимость номеров выросла у всех категорий отелей в разных долях, особенной корректировки в цене нет даже в люксовых отелях. Сейчас хорошее время, чтобы посетить столицу». По его словам, к лету цены в московских гостиницах нормативно повышаются на 10-15%, но произойдет ли это в нынешних условиях, сейчас трудно прогнозировать.
Россияне отказываются от путешествий за границу в силу роста цен, отсутствия авиасообщений, боязни русофобии в пользу местных отелей, считает Теймурханлы. Как отмечают опрошенные московские отельеры, туристы перестали строить долгосрочные планы. «Раньше бронирования были за две недели, сейчас — за два-три дня, есть и те, кто собирается заехать завтра», — говорит Леоненко из Ritz Carlton, Мoscow.
Рассказывая о нынешней ситуации, эксперты в один голос признают, что пандемия стала для них хорошей закалкой. И москвичи в период ограничений на путешествия полюбили новый тренд, так называемый staycation (сочетание слов stay — «оставаться» и vacation — «отпуск»). Пары и семьи с детьми проводят уик-энд в хорошем отеле: ужинают в ресторане, ходят на процедуры в CПА и в бассейн, заказывают завтрак в номер. Это позволяет отдохнуть и сменить обстановку, не уезжая из родного города. «В пандемию в СПА у нас не было никакого снижения, финансовые показатели не меньше, чем в 2019 г., горожане заменили иностранцев, — подтверждает Леоненко. — И этим летом мы большую ставку делаем на СПА, куда можно прийти на весь день, не заселяясь в отель».
Борются за местных клиентов и небольшие отели. «Мы сохраняем все стратегические партнерства: договариваемся о резиденциях художников, проведении поп-ап мероприятий», — делится Баранова из Wynwood.
На рынке въездного туризма больше всего надежд отельеры возлагают на возвращение туристов из стран Ближнего Востока — Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии. Прошлым летом они составляли до 50% гостей центральных московских отелей. В апреле 2022 г. Мостуризм принял участие в двух международных тревел-конгрессах — в Дохе и в Дубае, надеясь привлечь индивидуальных и групповых туристов. По словам ведомства, Москва готова удовлетворить взыскательный вкус путешественников с Ближнего Востока. Но пока непонятно, что делать в ситуации, когда эти туристы не смогут расплачиваться своими банковскими картами на территории России. «Вряд ли кто-то поедет с чемоданом наличных, а тратить они привыкли много», — заключает Леоненко.
После того как крупные международные онлайн-платформы, такие как Booking.com, Expedia, Аgoda, Trivago, закрыли возможность бронировать российские объекты размещения, отели переключились на другие виды бронирования. По словам Леоненко из Ritz Carlton, Мoscow, с точки зрения персонализации работы с клиентом нынешняя ситуация даже лучше: «Туристы охотно используют сайт отеля или звонят в отдел бронирования, прямые заказы составляют 70%». А клиенты отелей класса люкс отправляют своих ассистентов или представителей консьерж-служб, чтобы обсудить все лично. По оценке регионального директора отдела продаж и маркетинга московских отелей Azimut Ирины Ривкиной, с уходом Booking.com доля прямого бронирования через официальный сайт выросла на 50%. Кроме того, работают такие отечественные онлайн-платформы, как «Яндекс.Путешествия», Островок.ру, OneTwoTrip, 2Gis, «Броневик».