Создатель мобильного приложения YouTube: «В любом начинании будет тяжело, но все окупится»
Андрей Дороничев рассказал, как опыт работы менеджером по продукту в Google помогает ему осваивать музыкальное поприще39-летний москвич Андрей Дороничев мечтал прославиться как предприниматель, чьи продукты меняют мир к лучшему. Успел запустить несколько бизнес-проектов – в нулевых развивал российский контент-провайдер Tapok.ru по продаже мобильных игр и рингтонов вроде «Черного бумера» и Crazy Frog, строил с партнером онлайн-агентство недвижимости Ripid в Чехии, затем основал компанию iDa Mobile, которая специализировалась на разработке мобильных приложений для банков, но известности добился в качестве наемного сотрудника. Будучи менеджером по продукту в Google, он разработал мобильное приложение для YouTube, которое произвело фурор на IT-рынке: за 2010 г. количество просмотров видео на мобильных устройствах выросло на 160%, видеохостинг получал 100 млн мобильных просмотров в день (столько же было у веб-сайта YouTube в год сделки с Google). После чего карьера Андрея пошла в гору. Он переехал из Лондона в штаб-квартиру Google в Калифорнии, где возглавил образовавшееся тогда подразделение мобильного YouTube.
В 31 год Андрей стал долларовым миллионером. В общей сложности он проработал в Google 14 лет, за которые вырос до должности директора по продукту и запустил еще несколько успешных проектов в компании. А осенью 2021 г. Дороничев оставил руководящую должность, чтобы перезагрузиться и исследовать жизнь в качестве инвестора, предпринимателя и уличного музыканта. Оказалось, что научиться петь гораздо сложнее, чем развивать собственный бизнес или запускать технологичные проекты в Google, признается Дороничев. Но он не намерен сдаваться и хочет доказать всем, что успеха можно добиться в любой сфере, если есть желание. Для освоения новой роли Андрей Дороничев решил использовать продуктовый подход, которому он научился за годы работы в Google. Что из этого получилось – читайте в материале «Ведомости. Города».
Ошибка выжившего
В 2020 г. Андрей Дороничев стал одним из героев документального фильма Юрия Дудя о русскоговорящих предпринимателях, инвесторах и разработчиках, которые смогли профессионально реализоваться в Кремниевой долине. Дороничев был уверен, что этот фильм вдохновит как можно больше его соотечественников на построение международной карьеры, но эффект был противоположный. «Мои успехи восприняли как «ошибку выжившего», – вспоминает Андрей, ссылаясь на комментарии в своем Instagram (Meta, в которую он входит, признана в РФ экстремистской организацией и запрещена). После очередного комментария в духе «не всем дано» он решил попробовать себя в той сфере, в которой ничего не смыслит. Андрей хотел доказать своим подписчикам, что в любом деле без специальных навыков можно достичь успеха – главное, чтобы было желание. Для своего эксперимента он выбрал музыкальное направление и поставил себе цель – научиться петь и играть на гитаре так, чтобы было не стыдно выступить в местных барах.
Чтобы реализовать свой план, бывший топ-менеджер стал заниматься вокалом с местной преподавательницей Юлианой Андреевой. Вместе с ней он подготовил несколько каверов на песни таких исполнителей, как U2 (ирландская рок-группа), Чиж & Co (российская рок-группа), Паперный Т.А.М. (российская музыкальная группа) и т. д., и выложил их в свой блог. «Первые записи получились с плохим вокалом, не очень ладной мелодией и текстом, – признает Дороничев. – Но это уже какой-никакой старт». Музыкальный релиз он сравнивает с запуском MVP-продукта (Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт»). По его словам, начинающему музыканту стыдно за свою первую попытку так же, как и стартаперу за первую версию своего продукта, но это нормально: «Говорят, если предприниматель запустили MVP, за который ему не стыдно, значит, он запустил его слишком поздно».
Реакция слушателей на первые треки была неоднозначной. Последовали комментарии: «Борис Гребенщиков еще не звонил, чтобы проклянуть?», «Хреново! Выкладывай, когда норм будет» или «Вам петь только в душе». Лишь немногие подписчики поддержали Дороничева в его начинании. Андрей признается, что первые отзывы его расстроили, но к такой реакции он был готов. «Если делаешь что-то новое публично, насмешек не избежать. Но нужно продолжать. И если с каждым шагом виден прогресс – вы на верном пути», – делится Дороничев.
Вся жизнь – это проект
Андрей попробовал относиться к созданию музыкальных исполнений так же, как к запуску стартапа. По сути, процесс один и тот же, убежден он. Например, в качестве менеджера по продукту он всегда опирался на мнение пользователей и корректировал проект под их запросы. Этот же прием начал использовать в творчестве. Среди комментариев подписчиков есть и полезные замечания, которые можно использовать, говорит он.
К своему преподавателю по вокалу он относится не как к учителю, а как к деловому партнеру. «Она заинтересована в моем прогрессе не меньше меня», – рассказывает Андрей. Юлиана не только помогает ему осваивать профессию музыканта, но и оказывает моральную поддержку. Вместе они контролируют весь цикл создания и выхода новой песни.
Например, свой недавний трек, как говорит сам Андрей, он создавал «абсолютно по-продуктовому». Сперва бывший продуктолог нашел поэтессу и написал для нее техническое задание – оформить мысли, которые он хочет донести до слушателей, в стихи. После того как текст будущей песни был готов, Андрей передал его продюсеру, который написал под него музыку. Затем они вместе с музыкальным партнером Юлианой внесли свои правки в демоверсию песни и вернули на доработку. Впереди была запись трека в профессиональной студии, а уже после, когда финальный продукт был готов, его продемонстрировали аудитории.
«В одиночку работать хорошо, если есть понимание, как можно реализовать свою идею, – объясняет Андрей. – А в командном подходе тот, кто хочет творить, выполняет роль проектного менеджера». Сейчас в творческой команде Андрея, помимо авторов стихов, композитора и преподавателя по вокалу, также есть саунд-продюсер, музыканты и художник, который рисует обложки для каждого нового релиза. Он передает им свои идеи, команда специалистов помогает ему реализовать задумку.
В общей сложности на «производство» одной песни Дороничев, как говорит он сам, тратит около 200 000–300 000 руб. В эту сумму входит запись вокала в профессиональной студии в Лос-Анджелесе, аранжировка, работа музыкантов и т. д. Один урок вокала стоит около $200. На творчество – разработку новых идей – Андрей тратит примерно по часу в день. Уроки вокала проходят регулярно – один или два раза в неделю.
Петь ради диванов
«Люди часто отказываются от своей мечты, потому что считают себя недостаточно талантливыми, – говорит Дороничев, уверяя, что это суждение неверно. – Талант лишь определяет скорость, с которой человек будет обучаться новым знаниям по сравнению с другими людьми».
Еще год назад голос Андрея звучал неуверенно, он не всегда попадал в ноты и переживал из-за реакции публики. А сегодня у него уже шесть выпущенных песен. Треки Дороничева загружены в такие стриминговые сервисы, как «Яндекс.Музыка», Spotify, Apple Music и YT Music, и собирают первые тысячи прослушиваний.
Выпускать сразу альбомы он не считает обязательным: «Для молодого артиста выпускать по одной песне – это правильная маркетинговая стратегия, ведь каждый трек является информационным поводом».
В барах он пока не выступает, но главное, что его усилия уже дают результат: «Одна из моих подписчиц вдохновилась моими музыкальными попытками и отремонтировала старый диван. Она долго откладывала ремонт и тут решилась. Я пою ради этих «диванов». Хочу, чтобы в мире стало как можно больше людей, которые решились делать то, что они действительно хотят. Конечно, в любом начинании будет тяжело, но все окупится».