«Наша притирка с Москвой была долгой». Иван Стебунов — о чопорных официантах и новой квартире на Чистых прудах
Гуляем по Москве с актером театра и киноВ рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — российский актер театра и кино Иван Стебунов. Зрители знакомы с его творчеством по ролям в фильмах «Пираты Эдельвейса», «Дом Солнца», «Все не случайно» и сериалах «Курсанты», «Громовы» и многих других. 21 апреля стартует новый фильм «Стикер» с участием Ивана Стебунова.
Алтайский паренек
Я родился в творческой семье. Мама, Ольга Михайловна, — заслуженная артистка России, актриса театра «Глобус», а старшая сестра Алена работает у Камы Гинкаса в МТЮЗе. Наши родители познакомились в Барнаульском педагогическом институте, где мама училась на преподавателя русского языка и литературы, а папа — на учителя физики. К окончанию института у них уже родилась Алена, а через два года я.
Вчетвером мы жили в алтайском поселке Прутское. Многие при слове «Алтай» представляют горы, но это не так. Наш поселок под Барнаулом среди степей и лесов, а до Горного Алтая приходилось ехать. Поэтому летом на выходные обязательной семейной программой были путешествия в Горный Алтай на Телецкое озеро.
Как все изменилось
Однажды утром мама поехала из Барнаула в Новосибирск за покупками. Прогуливаясь по городу, она проходила мимо группы молодежи, где юноши и девушки пели песни, что-то декламировали. Мама поинтересовалась, чем молодые люди занимаются. Те ответили, что поступают в театральный институт, и шутя предложили ей попробовать свои силы. На тот момент шел уже третий отборочный тур.
Мама не побоялась зайти и перед приемной комиссией рассказать басню, стихи и спеть песню. Так она, уже с двумя детьми, оказалась студенткой Новосибирского театрального училища.
Не представляю папину реакцию, когда мама позвонила ему из Новосибирска со словами: «Сережа, мы переезжаем, я поступила в театральное училище».
Жизнь началась с чистого листа. Мама вновь отправилась за студенческую парту на первый курс театрального училища, а папа поступил работать учителем физики в местную школу.
После окончания театрального училища маму по распределению отправили работать в Оренбург. И мы всей семьей вновь стали собирать чемоданы. В этом башкирском городке я прожил до 12 лет. О нем мои самые теплые и нежные воспоминания. Я мечтаю пройтись по его улочкам, набережной. Каждое воскресенье мы всей семьей шли на городскую набережную и в одном и том же кафе покупали курицу-гриль и булочки. Это был настоящий праздник.
Оренбург расположен на берегу реки Урал, где, как известно, погиб Чапаев. С детства меня волновал вопрос — он еще там на дне или нет? Я спрашивал об этом у всех.
Театральное детство
С малых лет я работал в театре везде, где были нужны дети в спектаклях. Каждый вечер после спектакля или после репетиций мы пешком возвращались с мамой домой. Эти полчаса похода из театра были посвящены моему воспитанию и душевным разговорам. Мы говорили обо всем — о людях, жизни, профессии. Мама была строгой, и я понимал ее с полуслова. Отец редко принимал участие в нашем воспитании. В 90-х он с головой ушел в бизнес, поэтому пропадал на работе с утра до вечера.
Мы с сестрой были предоставлены сами себе, но под материнским присмотром. Я пошел на танцы, а сестра в вокальную студию. В школьные годы я еще занимался греко-римской борьбой, но из-за травмы в 14 лет был вынужден завершить карьеру борца.
Штурм Москвы
Покорять столицу я приехал в 1998 году. Сестра ехала сюда уже на работу, а я прицепом к ней отправился поступать. После неудачных попыток стать студентом московских театральных вузов я, оставив сестре записку, рванул в Санкт-Петербург. Никогда раньше не думал про Питер и даже не знал, как называются его театральные институты, но видел, как все абитуриенты, кто слетает в Москве, садились на поезд и мчались туда. В северной столице я поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театральных искусств.
В Москве же я оказался во второй раз благодаря работе в сериале «Курсанты».
Я уже закончил Санкт-Петербургскую академию и по распределению с первым спектаклем попал в местный небольшой театр «Суббота». Перспектив было немного. Шел 2002 год, в Петербурге мало съемок, а если что-то снимали, то это либо «Менты», либо «Улицы разбитых фонарей».
Но мне повезло. Еще на третьем курсе в 2001 году я сыграл главную роль в фильме «Пираты Эдельвейса». В конце этого фильма меня по сценарию побрили налысо. С новым образом получились удачные фотографии.
С одногруппниками мы отправились на ежегодный фестиваль студенческих работ в Москву, а заодно прошлись по Мосфильму в надежде раздать свои фотографии. Но там почти на каждой двери висит табличка с драматическим для молодых артистов текстом «Фотографии не принимаем. Актеров не ищем». Я, кстати, уже где-то говорил в интервью, чтобы сотрудники Мосфильма убрали эти надписи и проявили понимание к новым талантам, дав им надежду.
Мне удача улыбнулась: фотография с бритой головой оказалась в агентстве «Макс». В это время студия «Рекун» Валерия Тодоровского искала героев на главные роли в сериал «Курсанты». Мне дважды оплачивали билеты, чтобы я приезжал на пробы из Санкт-Петербурга. Для вчерашнего студента такой карт-бланш, когда его вызывают на пробы в Москву!
Я помню этот момент на Чистых прудах: зима, мне позвонили и незнакомый голос сказал, что я утвержден на роль в «Курсантах». С этой минуты все и началось — знакомства, предложения. Уже через полгода меня пригласили в театр «Современник» на роль Цезаря в спектакле «Антоний и Клеопатра».
Новая квартира в центре
При первом знакомстве мне не понравилась Москва. Суета, все куда-то бегут. Наша притирка с городом была долгой, я с трудом приживался. Стеснялся ходить в рестораны, где часто высокомерные официанты. Только в последние два-три года начал спокойнее чувствовать себя в социуме.
Сейчас я живу в центре города недалеко от театра. Когда-то загадывал себе, что в 40 лет перееду в исторический район столицы, так и сложилось. Долгое время у меня были разные квартиры рядом с МКАДом. Последний район — это Немчиновка. В новой квартире заканчивается ремонт, и буквально со дня на день я переезжаю.
У меня есть традиция: в холод или зной, если у меня есть хотя бы полчаса до спектакля, я выбираюсь на прогулку по Чистым прудам. Мне нравится гулять по небольшим переулкам, красивым улочкам — это моя тихая любимая Москва.
Напротив «Современника» стоит ресторан «Шатер» — это актерская своеобразная база. Мы с коллегами очень по-домашнему приходим сюда после репетиции. Летом у многих кафе откроются веранды, и это тоже придаст уют городу.
Москва — действительно один из лучших городов Земли, и я ее искренне полюбил. Я в восторге от того, как функционирует наше МФЦ. Сейчас с женой Леной мы занимались прописками, хлопотами по переезду, и это потрясающе, как все слаженно работает!
В прошлом году на 65-летие театра город подарил тематический поезд метро «Современник-65». В его оформлении была представлена хроника жизни театра: главные постановки, фото его создателей и актеров. Очень приятно, когда ты — мальчик из маленькой деревни под Барнаулом, который смотрел по телевизору фильмы со знаменитыми советскими артистами, теперь уже видишь свою фотографию в вагоне на центральной ветке метро. В такие минуты я невольно думаю: вот бы моя бабушка это увидела. Конечно, для нее это было бы просто волшебство.
Премьера фильма
21 апреля выходит фильм «Стикер» режиссера Дмитрия Барана. Мы долго снимали его, ждали премьеры. Я играю в фильме главную роль — талантливого архитектора, с амбициями сделать архитектуру интереснее, город красивее, а мир — лучше. Но однажды при странных обстоятельствах в его жизнь врывается девушка, и история, которая поначалу выглядит романтической, превращается в триллер, мой любимый жанр. Мне этот проект сразу понравился, потому что в нем очень крепкая, захватывающая история — до последнего кадра невозможно угадать, кто из героев в какую игру играет.