Сказка русского Али-Бабы: как в Астрахани сохраняются традиции восточных купцов
Необычная и тесная дружба города со странами Средней Азии и Ближнего ВостокаВ современной России один из самых многонациональных и многоконфессиональных городов — это Астрахань. В области проживает 158 наций, которые исповедуют православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, а также многие другие религии и конфессии. За подобное разнообразие художник Николай Рерих называл город треугольником Христа, Магомета и Будды. Благодаря этому каждый может познакомится с культурой Армении, Индии и даже Персии.
Гости из заморских стран
На сегодняшний день, по данным Всероссийской переписи населения, армяне входят в десятку самых многочисленных наций в городе. Именно поэтому, как рассказывает руководитель проекта «Астрахань купеческая» Александр Соловьев, астраханское областное общество армянской культуры «Арев» занимается активным распространением собственной культуры среди горожан. «Они приглашают к себе на мероприятия любого астраханца. Каждый может прийти и в итоге оказаться на традиционном застолье. Знаменитый армянский коньяк, пахлава — всегда угостят и даже с собой дадут», — рассказывает Соловьев. Из армянской диаспоры выходит «городская элита»: уважаемые представители медицины, меценаты и владельцы предприятий.
Именно армяне были одной из первых национальностей, обосновавшейся в Астрахани с начала ее существования. Они пришли из Закавказья и Персии, когда жизнь в регионе активно развивалась. Уже к XVII в. это было самое крупное армянское поселение в России и древнейшая слобода.
Конечно, нации развивают не только доброжелательные отношения и собственную культуру, но и торговые дела. Подобно восточным купцам, азербайджанцы занимаются активной продажей восточного чая, а вместе с этим — ресторанным бизнесом. Через популяризацию культуры владельцы привлекают все большее количество новых клиентов в свои заведения. На центральных улицах Астрахани располагается больше 50 «кафешек», которые знакомят посетителей с традиционным распитием чая со специями. В прошлом азербайджанцы попали в Астрахань через торговые пути из Персии. Близкая дружба с Ближним Востоком сохраняется и сегодня: потомок Персии — Иран — активно участвует в жизни города, восстанавливает исторические постройки и продвигает торговые пути.
Азербайджанское и армянское национальные сообщества сейчас активно возрождают традицию меценатства, как и купцы, жившие 100-150 лет назад в Астрахани. Раньше персидские торговцы жертвовали деньги на строительство церквей (хотя сами исповедовали ислам), школ и городских библиотек. Сейчас же нынешние диаспоры восстанавливают мечети, исторические здания, поддерживают школы и даже малоимущие семьи.
Кроме того, раньше Астрахань связывали крепкие дипломатические и торговые отношения с Индией. Немало купцов знакомили новый край со специями и шелком. Сегодня об этом напоминает сохранившееся индийское торговое подворье, которое служит горожанам как обычный жилой дом. Индийцев в астраханском крае нет, а культуру распространяют россияне только исключительно из-за собственного интереса. «В Индию отправляются бизнес-делегации и делаются попытки налаживания торговых отношений. Но сегодня их правительство и предприниматели не проявляют активного интереса к астраханскому торговому каналу, в отличие от Ирана», – делится переживаниями Соловьев.
Память о восточных купцах
В прошлом богатые купцы и меценаты Астрахани вместе с развитием торговых дел стали сами застраивать город подворьями для жилья, торговли и хранения товаров. Одним из таких торговцев был Аджи Усейнов — первопроходец по Каспию, прибывший в Россию из Персии. Чтобы прибывшие купцы могли безопасно хранить товар и где-то жить, Усейнов построил большое подворье, которое в будущем разделилось на три: Персидское, Азербайджанское и Индийское. Он выбрал классический для восточных стран стиль жилья — караван-сарай. Это был двухэтажный дом-колодец, где нижние этажи использовали в качестве хранилищ товара, а верхние — как жилые комнаты.
Сегодня астраханские караван-сараи не предназначаются для торговли, как раньше: они разделены на большое количество квартир, где проживают люди, никак не связанные с восточным купечеством.
После революции 1917 г. часть купцов покинула страну, а часть — осталась и сменила сферу деятельности. Из-за этого в районе восточных слобод, где раньше располагались торговцы, сейчас проживают обычные горожане с пестрым национальным составом. В одном доме могут жить ногайцы, татары, казахи, русские, армяне, евреи. Из них мало кто знает об истории зданий и своих возможных предках. «Именно потомков основателей и строителей подворьев в этих домах точно нет. Мы их искали в рамках проекта, но по документам все квартиры после революции были переданы под квартирование Красной армии, а потом — под коммунальные квартиры», — рассказывает Александр Соловьев.
По его словам, с 90-х гг., после развала Советского Союза, истории астраханских купцов и их домов начали поднимать и давать им вторую жизнь. Их внесли в реестр культурного наследия, нанесли знаки о том, что это памятники архитектуры и сейчас ищут инвесторов, чтобы в первую очередь расселить людей, которые там живут. Правительство Астрахани и городское управление стремится вернуть этим подворьям их историческую функциональную ценность, делится Соловьев.
Национальные диаспоры также забирают в собственность караван-сараи и реконструируют их. Например, в 90-е гг. армянские предприниматели выкупили несколько помещений в армянском подворье и перестроили их под магазин конфет «Слада», который в прошлом принадлежал армянским купцам. Сегодня после ряда экономических кризисов он закрыт. С персидским обществом дела обстоят несколько сложнее, но сейчас идет переговорный процесс с консульством Ирана, чтобы оно взяло под контроль исторический памятник. Индийское подворье спасти сейчас практически невозможно: дом полностью перестроили под квартиры, а отношения России с Индией не так близки, чтобы просить о материальной помощи для поддержки.
В современных условиях трудно понять, много ли жителей Астрахани являются потомками купцов, прибывших из стран Востока. По словам научного сотрудника отдела истории Астраханского музея-заповедника Елены Шашковой, только некоторые выходцы из Передней и Средней Азии, Индии, которые вели торговые операции в Астрахани, оставались до конца жизни в городе. «Большая часть торговцев из восточных стран приезжала на несколько месяцев или лет с определенной периодичностью. Купцы из Индии иногда женились в Астрахани повторно — чаще на астраханских татарках. Бывали нередки случаи, когда женщин из татарских семей они забирали в счет долга, так как приезжие индусы занимались не только торговлей, но и ростовщичеством. К сожалению, статистически процент потомков подобных смешанных браков установить крайне затруднительно», — рассказывает Шашкова.
В наши дни Астрахань старается поддерживать отношения с давними друзьями. Торговля с другими государствами, имеющими выход на Каспийское море, — с Ираном, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, продолжается, но, конечно, не в таких масштабах, как это было раньше. Область восстанавливает связи с соседями и привлекает их к различным мероприятиям по восстановлению культурного наследия.