Актрисы и пацаны: шесть самых интересных российских сериалов уходящего года
В 2023 году количество проектов, заслуживающих внимание, стало меньше, но хорошие сериалы все равно выходилиС момента начала сериального бума, запущенного хитами «Домашний арест», «Обычная женщина», «Звоните Ди Каприо» и «Лучше чем люди» в 2018-м, каждый год российские стриминги поставляли изрядное количество резонансных, крутых проектов.
Нынешний, 2023-й, заставляет вспомнить закон о сохранении энергии. Общий ее объем не убавился, скорее, даже возрос. Но пропорции изменились. Если раньше эта энергия более-менее ровным слоем распределялась между десятью-пятнадцатью названиями, то в этом есть «Слово пацана» – такой ядерный мини-реактор, а вот по-настоящему хороших сериалов «нормальной» величины стало, на мой взгляд, меньше.
Причин несколько: кто-то из авторов релоцировался, кого-то задвинули – об исчезновении в последний момент из программы фестиваля «Новый сезон» отличного «Бара «Один звонок» шоураннера Данилы Козловского с ним же в главной роли (платформа Kion) «Ведомости» уже писали. Борис Хлебников и Наталия Мещанинова, работающие и в кино, и в сериалах, в этом году сняли именно фильмы. В общем, наш глубоко субъективный обзор топ-проектов в 2023-м сократился до шести названий. Хотя в поле обсуждений индустрии, критиков и так называемых «простых зрителей» их существенно больше.
Начинать в любом случае надо с истории про пацанов и чушпанов, и, уж коль скоро сериал Жоры Крыжовникова появился под занавес 2023-го, перечисление пойдет в обратном хронологическом порядке: от конца календарного года к его началу.
«Слово пацана» (режиссер и соавтор сценария – Жора Крыжовников, сценарист – Андрей Золотарев, производство НМГ-студия, платформы Wink и Start, премьера 9 ноября)
То, что для российской индустрии 2023-й станет годом «Слова пацана», стало понятно уже на премьере двух первых серий в сентябре на фестивале «Новый сезон». Но то, что начиная с третьей-четвертой недели показа он будет восприниматься как нечто гораздо большее, чем сериал, причем не только в России, а на территории всего бывшего СССР, вряд ли предполагали даже сами его создатели.
Бурные дискуссии, мемы, топы рейтингов, впечатляющий прирост зрителей на платформах Wink и Start. Один из самых влиятельных журналов мира – британский Economist, а вслед за ним испанская El Pais и итальянская Il Foglio посвящают феномену «Пацана» подробные разборы, товаропроизводители из разных областей подают заявки на регистрацию «Слова пацана» в качестве товарного знака – такого успеха сериальная российская индустрия ранее не переживала.
Объяснение простое: если время движется по спирали, Крыжовников снайперски попал во временную петлю, которая рифмуется с тем, что мы проживаем сейчас. Способность уловить «цайтгайст», дух времени, – это свойство больших художников. То, что Жора Крыжовников большой режиссер, его поклонникам известно давно. Теперь об этом знают плюс-минус все. Отдельный рекорд: восьмую серию, в значительной степени переснятую, успели доделать в срок.
Подробно о сериале в материале «Ведомости. Города».
«Лада голд» (режиссер Никита Власов, производство «Среда», платформа Ivi, премьера 21 сентября)
Внуки мента и криминального авторитета в наши дни ищут хитроумно припрятанный бандитский общак. Действие переносится из современности в девяностые, из России в Казахстан и обратно. В ретрочасти очень точно передано ощущение распада большой страны: русским в Казахстане по-прежнему кажется, что они у себя дома. Казахам – что они теперь совершенно другие, не такие, как соседи – большие братья. Заблуждаются, однако, и те, и эти.
В обоих временных пластах много экшна и внимания к семейным ценностям в их кризисном преломлении. В известном смысле это история воссоединения родных людей, которых отделяли друг от друга десятки лет и тысячи километров. А еще это роуд-муви, и трудно отделаться от ощущения, что долгое время не подозревавшие о существовании друг друга братья (Роман Евдокимов и Эльдар Калимулин) мчат на мифической «Ладе» прямиком в девяностые – ну просто потому, что происходящее сейчас сильно их поддастало.
Прекрасные Даниил Воробьев и Аскар Ильясов в ролях второго плана. И лучший Прилучный за всю его карьеру – он в роли того деда, который бандит.
«Бэби-тур» (режиссер – Федор Стуков, сценарий – Василий Сигарев, производство – «Лукфильм», платформа Kion, премьера 1 июня 2023 г.)
Середина нулевых. Подруги – работницы провинциальной птицефабрики решают ехать рожать в Америку: получена информация, что тогда ребенок будет американцем, а позже и родители смогут претендовать на гражданство. Остались три проблемы: убедить мужей, забеременеть и накопить денег на поездку.
Как это всегда бывает у Сигарева, певца сильных и нестандартных женщин, – тетки здесь забавнее и интереснее своих недалеких мужчин. Но мужья – какая-никакая, а родня: однокоренные со словом родина. И просто так ни от них, ни от своей страны на убежишь.
Опять же, по-сигаревски остроумны ситуации и диалоги, особенно когда речь идет о том, что из нашего времени смотрится уже иначе. «А вы в сельском хозяйстве работаете? – спрашивает одну из героинь случайный сосед по купе. – У меня там знакомый есть, Грудинин, может слышали? Когда он станет президентом, я буду министром юстиции». У каждого, как говорится, своя мечта, не всем суждено сбыться, но самое важное – не перепутать чужую мечту со своей.
Актеры прекрасны все, но особо запоминаются Евгения Дмитриева в роли сильно пьющей интеллигентки – гида по бэби-туру в Америку и Егор Дружинин, который играет того самого приятеля несостоявшегося президента РФ.
«Балет» (режиссер – Евгений Сангаджиев, производство НМГ-студия, «Видеопрокат», платформа Wink, премьера 18 мая 2023 г.)
Многострадальный проект, который режиссер и продюсеры все-таки героически довели до конца. В главной роли – балерины, некогда сбежавший из СССР, а теперь возвращающейся в родной театр уже в ранге большой мировой звезды, – начинала сниматься Ингеборга Дапкунайте. Но, не успев досняться, уехала. После периода подвешенного состояния сериал перезапустился – уже с Аллой Сигаловой, знаменитым балетмейстером, для которой это первая драматическая роль в кино.
Ее героиня Рута Майерс приезжает из Нью-Йорка в Москву по приглашению директора театра (Федор Бондарчук), который человек прогрессивный, но пришлый, не из балетных, а потому ему придется столкнуться с мощной, хорошо организованной и намного более сильной, чем он, оппозицией. Кураторы из «башен» как бы над схваткой, но, когда ближе к финалу главный из них (Юрий Ицков) тащит директора почти за шиворот, как нашкодившего котенка, мы понимаем, что финал этой битвы предрешен. Впрочем, звездам классического репертуара правдами-неправдами удалось показать зрителям поставленный Рутой контемпорари-балет, поэтому при желании можно считать, что сериал завершается на оптимистической ноте.
Весь актерский ансамбль не просто отличный, а очень профессиональный, и в этом, видимо, одна из причин того, что проект все-таки удалось завершить.
«Актрисы» (режиссер Федор Бондарчук, сценарий – Паулина Андреева, производство – «Мармот» и «Видеопрокат», платформа Wink, премьера 30 марта)
Следующий после «Психа» совместный проект Федора Бондарчука и Паулины Андреевой. Инициатором стал Валерий Тодоровский, предложивший Паулине написать сценарий, а на вопрос «о чем?» ответивший – о том, что ты знаешь лучше всего. Паулина написала об актрисах (мужчины-актеры там есть, но по психотипу они абсолютнейшие актрисы тоже). Три подруги каждая по-своему проходят путь от безвестности к популярности, теряя мужей, друзей, любовников, веру в человечество, но обретая уверенность в собственных силах. Абсолютно герметичный мир (действие разворачивается между 2014-м и 2020-м) лишь однажды под напором пандемии даст трещину, когда вдруг станет понятно, что рядом настоящая смерть, все хрупко, а зашкаливающий эгоцентризм, возможно, не лучший спутник.
В сериале много шуток и ситуаций, которые по-настоящему смогут оценить лишь люди театра-кино, но много и того, в чем каждый из нас с разным спектром эмоций узнает себя: ревность даже к самым близким друзьям, ощущение, что уперся в свой потолок и дальше путь только вниз, желание казаться моложе, лучше, успешнее, чем ты есть на самом деле, – и в то же время готовность идти вперед при любых обстоятельствах. Идти, идти и идти – как в монологе из фильма, в который очень хотят попасть все три подруги, а потому бесконечно твердят его наизусть. И идут.
Помимо актрис, сыгравших подруг (Светлана Ходченкова, Елена Николаева, Полина Пушкарук), отличные Игорь Золотовицкий в роли худрука и Лолита Милявская в роли серого кардинала главного театра страны, а также и Сергей Гилев в образе полной своей противоположности: очень рано прославившегося, а к сорока уже начавшего сходить с трека актера.
Хотелось бы увидеть второй сезон, но в этом качестве неожиданно выступила короткометражка по сценарию Паулины Андреевой и Евгения Сангаджиева для благотворительного аукциона Action. Четверо актеров разного статуса встречаются в поезде «Красная стрела» по пути в Петербург на пробы к великому режиссеру (в этой роли – Алексей Герман-младший). На этих пробах уже почти побеждает не сильнейший, а самый замотивированный. Но в финале неожиданно появляется пятый – Александр Петров – и ломает весь сюжет. Непредсказуемость – часть этой самой зависимой в мире профессии. Сериал и об этом тоже.
«Фишер» (режиссеры – Любовь Львова и Сергей Тарамаев, авторы сценария и шоураннеры – Сергей Кальварский и Наталья Капустина, производство НМГ-студия, платформы More TV, Wink, премьера – 8 февраля 2023 г.)
История поимки одного из самых страшных маньяков позднесоветского периода – Сергея Головкина по прозвищу Фишер, который орудовал в Одинцовском районе в непосредственной близости от дач советской элиты.
Сценарий написали Сергей Кальварский и Наталья Капустина, продюсеры НМГ-студии упорно искали для этой истории режиссера, который сможет рассказать ее по-своему, сохранив авторское начало. Были выбраны Любовь Львова и Сергей Тарамаев – авторы артхаусного фильма «Зимний путь» и рейтингового сериала «Черная весна». В результате «Фишер» оказался очень нетипичным сериалом про маньяка, который гораздо ближе к «Нелюбви» Звягинцева, чем, например, к «Хорошему человеку» или «Хрустальному».
Психологического портрета маньяка, размышлений над тем, сделала ли его таким среда или дурная генетика, у авторов нет: сериал не об этом. Фишер здесь, скорее, иррациональное воплощение зла, чем униженный и оскорбленный гражданин, решившийся мстить.
В некотором смысле «Фишера» можно назвать предвестником «Слова пацана» – и не только потому, что Иван Янковский играет человека с манерами и мировоззрением гопника, а действие происходит во второй половине восьмидесятых. «Фишер» – о том разладе в обществе, который в итоге делает родителей и детей почти чужими друг другу людьми, и дети становятся легкой добычей злой, убивающей силы.
Очень хорошие роли и у тройки следователей: Александры Бортич, Ивана Янковского, Александра Яценко – и у высокопоставленных родителей мальчика, оказавшегося в центре криминальной интриги. Их сыграли Сергей Гилев и Анна Снаткина, вдруг доказавшая, что она – гораздо больше, чем актриса из средних сериалов телевизионного прайма.