Бизнес потушит лесные пожары
Если ему позволят распоряжаться лесными угодьямиУченые Института географии РАН предлагают разделить понятия «лесоклиматические проекты» (ЛКП) и «проекты по адаптации лесов» на законодательном уровне. По мнению исследователей, если этого не сделать, то снизится количество инвесторов в ЛКП и рассчитывать на достижение уровня углеродной нейтральности России не придется. Параллельно с этим необходимо срочно принимать меры по снижению пожаров в российских лесах. По словам опрошенных экспертов, чтобы снизить количество пожаров в России, нужно чаще сдавать участки в аренду частным компаниям.
В статье «Стратегия низкоуглеродного развития России и роль лесов в ее реализации» ученые объясняют, что органы исполнительной власти, Минприроды и Рослесхоз рассматривают ЛКП как продолжение традиционной лесохозяйственной практики, которая не изменилась за последние 200 лет и препятствует становлению российского рынка углеродных единиц. Авторы статьи подмечают, что «случайно или осознанно спутаны два разных инструмента декарбонизации – климатические проекты и проекты по адаптации, они фигурируют под одним названием – «климатические проекты»».
Однако между этими понятиями существует разница. Климатические проекты могут и будут инвестировать частные (не государственные) источники и получать за это право продажи углеродных единиц на создающемся углеродном рынке. Проекты по адаптации к изменению климата выполняемые государством, также имеющим обязательства перед другими странами по климатическим мерам. Такие поправки к Лесному кодексу предлагаются без необходимой экспертной проработки, что может привести к оттоку инвесторов из российских ЛКП в пользу покупки лесных углеродных единиц в других странах,. Во избежание такого исхода необходимо законодательно разделить коммерческие функции по обеспечению сырьем лесной промышленности c остальными вопросами управления лесами, такими как обеспечение поглощения и накопления углерода в ходе лесохозяйственных мероприятий по адаптации лесов к изменениям климата, включая снижение горимости, сохранение биоразнообразия и восстановление особо ценных пород, рекреационное использование и недревесное лесопользование плюс сохранение от расхищения не арендованных защитных и резервных лесов.
Обе формы деятельности требуют разных KPI и разных подходов. Лучше, чтобы лесопромышленные функции находились в руках у частных компаний, тогда как экологическими и защитными лесами управляли бы государственные структуры в т. ч. через систему конкурсов на конкретные лесохозяйственные мероприятия. Промышленники выращивали бы древесину для дальнейшей продажи и переработки с учетом того, что они лучше реагируют на запросы рынка (что нужнее – хвойная древесина или березовый фанкряж). Для этого важно экономически стимулировать переход на лесопользование не по «возрастам», а по диаметрам стволов рубки, проведение рубок ухода с целью максимального выхода наиболее дорогих сортиментов (фанкряжа, а не балансов и т. п.)», — говорит «Ведомости. Экологии» руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, один из авторов статьи Евгений Шварц.
Авторы научного труда подчеркивают, что без соблюдения ряда правил и отсутствия мер противодействия лесным пожарам Россия не сможет достичь углеродного баланса к 2060 году, о чем было прописано в стратегии низкоуглеродного развития (СНУР), представленной Минэкономразвития в конце прошлого года. В ней российские власти большие надежды возлагают на лесной комплекс, который должен взять на себя функцию поглощения парниковых газов. Однако, как уже сообщали «Ведомости. Экология», правительственные планы по достижению поглощения в 1,2 млрд т CO2 являются слишком оптимистическими и вряд ли реализуются, в том числе из-за большого числа лесных пожаров в России.
Согласно данным госдоклада о состоянии окружающей среды двухлетней давности, на который ссылаются авторы статьи, за последние годы, начиная с 2014 г., площадь лесных пожаров увеличилась более чем втрое и в 2020 г. составляла более 10,5 тыс. га. Для снижения количества пожаров государство должно обеспечивать защитные, экологические и климаторегулирующие функции плюс добиться снижения горимости лесов и повышения их устойчивости к пожарам.
В частности, на уровне государственной программы по лесному хозяйству, до 2030 г. должны быть восстановлены показатели по увеличению площади разных видов аренды – как в лесопромышленных, так и в рекреационных целях, и для реализации ЛКП, — говорится в тексте научной статьи. «Во исполнение поручений президента и правительства Рослесхоз, как уполномоченный орган власти в области лесных отношений, разработал поправки в Лесной кодекс и закон о сокращении выбросов парниковых газов, которые регламентируют и структурируют действия всех участников таких проектов. Финансирование деятельности Федерального агентства лесного хозяйства ведется за счет средств федерального бюджета», — заявили «Ведомости. Экологии» в пресс-служба Рослесхоза.
Если будет принята не эффективная политика государства, то леса продолжат гореть, говорят «Ведомости. Экологии» эксперты, подчеркивая, что для снижения площадей пожаров необходимо сдавать лесные участки в аренду, тем более, что положительный опыт есть. Например, в высокопожарном 2010 г. леса в регионах с высокой долей лесопромышленной аренды (это северо-запад Европейской части России) горели значительно меньше, чем регионы с лучшей инфраструктурой, но с низкой долей лесопромышленной аренды (Нижегородская, Воронежская и Московская области).
«Если у лесов, растущих на бывших сельхозземлях, будет законом разрешен арендатор (хозяин) ЛКП, который будет заинтересован в сохранении леса для получения углеродной прибыли, то пожары прекратятся. Но для этого необходимо выстроить государственную политику так, чтобы стимулировать сохранение леса, а не его гибель. Дать возможность гражданам и организациям, реализовывать ЛКП, как это заложено в 296-ФЗ об ограничении выбросов парниковых газов», — говорит «Ведомости.Экологии» президент Фонда экологических инноваций Андрей Стеценко.