Нефинансовая отчетность: в поисках «общего знаменателя»

Об основных аспектах раскрытия промышленными компаниями нефинансовой информации

Говоря о раскрытии нефинансовой информации, начнем с того, что компании, которые отчитываются о ESG-результатах своей работы, действуют в рамках своих стратегий устойчивого развития. Каждая такая стратегия – «живой» документ: в меняющихся условиях в ней могут появляться новые цели и задачи, корректироваться уже поставленные. Это нормальный рабочий процесс. Например, нынешний 2024 г. для «Сибура» является итоговым в части реализации пятилетней ESG-стратегии, которая была принята в 2019 г., а затем актуализировалась в 2021 и в 2023 гг. Это было продиктовано тем, что часть показателей мы выполнили досрочно, а некоторые стали более амбициозными с учетом условий динамично меняющейся среды. Также появились дополнительные области, требующие внимания и активных действий с нашей стороны. Очевидно, что, раскрывая ESG-данные, вы показываете, как двигаетесь к намеченным стратегией целям, что делаете для их достижения.

Отмечу, что в России в области раскрытия бизнесом нефинансовой информации наблюдается значительный прогресс. Тем не менее проблема качества данных, их точности и сопоставимости пока остается. Унификация ESG-информации, то есть единый подход компаний к ее предоставлению, необходима инвесторам для принятия решений. Существующие стандарты «Совета по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития» (SASB) и «Глобальной инициативы по отчетности» (GRI), новый стандарт отчетности об устойчивом развитии от Минэкономразвития РФ, рекомендации Банка России, стандарт социального капитала бизнеса от Агентства стратегических инициатив – все это необходимо учитывать при составлении ESG-отчетности. Но, чтобы прийти к единому пониманию того, как раскрывать те или иные ESG-показатели, потребуется время.

В итоге процесс унификации нефинансовой отчетности завершится с учетом всех недостатков, и компании придут к «общему знаменателю». Поэтому мы в «Сибуре» считаем, что нужно продолжать раскрывать ESG-данные, и планируем это делать в краткосрочной и долгосрочной перспективах. При этом существует два больших аспекта, на которые хочется обратить особое внимание.

Первый – конкурентоспособность компании. В контексте ESG речь идет о таких преимуществах, как снижение всех видов воздействий производства на окружающую среду. «Сибур» – производитель синтетических материалов. Что означают эти преимущества для химической отрасли? Нам важно, что проекты по сокращению экологического воздействия в конечном итоге делают продукцию более востребованной на рынке. И это наше конкурентоспособное предложение, поскольку «Сибур» соперничает с другими производителями синтетических материалов. В частности, с иностранными, присутствующими на российском рынке.

Второй аспект – это, конечно, нарастающая конкуренция среди самих материалов, из которых производится продукция. Например, долгое время считалось, что стеклянная бутылка – это экологично. Но если рассмотреть современный жизненный цикл бутылки для воды от добычи сырья до утилизации, становится понятно, что полимерные материалы в экологическом плане сегодня имеют преимущества по сравнению с привычным стеклом. Так, у «Сибура» есть уже работающий проект по производству материалов, полностью отвечающих принципам экономики замкнутого цикла. Vivilen rPET – бренд полимеров с использованием переработанного пластика для производства экологичной упаковки – запущен еще два года назад. Гранулы, в которых до 30% – вторсырье, производятся на предприятии «Полиэф» в Благовещенске (Башкортостан). С момента запуска проекта для производства гранул Vivilen переработали уже 2 млрд пластиковых бутылок. Многие производители воды, напитков и молочной продукции в России уже используют Vivilen.

Что касается стеклянной упаковки – бутылки из стекла тоже собирали как вторсырье, мы хорошо помним, как это было популярно во времена СССР. Однако тогда это была оборотная тара, то есть предназначенная для многоразового использования. Сейчас огромная доля стеклянных бутылок становится стеклобоем. А превратить его в первичное сырье – дополнительные затраты. При этом бутылка из полимеров на порядок легче стеклянной. А это значит, что при перевозке воды в стекле выбросы парниковых газов в атмосферу больше, чем при транспортировке воды в пластике.

Все это приводит к тому, что сами производимые материалы становятся весомым конкурентным преимуществом компаний, и принципы ESG, встроенные в производство, крайне важны. При этом раскрытие нефинансовой информации помогает оценивать, в частности инвесторам, соблюдение всех аспектов деятельности бизнеса, связанных с устойчивым развитием, а также реализацию поставленных ранее целей. При унифицированном подходе сравнение показателей разных компаний становится объективнее.

За последние два с половиной года рынок инвестиций претерпел существенные изменения. В частности, из-за ограниченной доступности зарубежных инвесторов, которые не только вкладывались в производства в России, но и предоставляли глубокую экспертизу по вопросам устойчивого развития. Крупные глобальные компании, которые работали на российском рынке много лет, задавали направления ESG-повестки, были ее драйвером. Теперь они либо ведут себя очень скромно, либо вообще ушли из страны. При этом серьезно выросла роль государства. Таким образом, состав стейкхолдеров сильно поменялся. И сейчас отдельная важная их категория – сотрудники компании, те, за кого мы боремся в условиях нехватки кадров. Мы стараемся работать так, чтобы люди были заинтересованы в успехах «Сибура».

Эксперты прогнозируют серьезный дефицит рабочей силы в стране, в частности, в обрабатывающей промышленности. Так, по оценкам Минпромторга, до 2030 г. сектору потребуется 1,4 млн человек, и это очень много. Современные инженеры и технологи при этом должны уметь работать на сложном оборудовании и быстро адаптироваться к появляющимся технологическим решениям. «Сибур» – компания, которая много инвестирует в новые производства и в модернизацию существующих. Так, за последние 15 лет вложено около 1,5 трлн руб. В результате сегодня более половины выручки и EBITDA компании генерируют активы моложе 10 лет.

Для нас такие инвестиции критически важны. В регионах присутствия мы реализуем проекты по привлечению квалифицированных сотрудников и созданию комфортных условий для их жизни и работы. Стремимся повышать узнаваемость бренда «Сибура» для соискателей, рассказывая, какие проекты реализуем: как вкладываемся в образовательную деятельность, что делаем для развития инфраструктуры городов, как решаем социальные проблемы наших сотрудников, участвуем в экологических проектах и т. д.

Людям важно, куда они приходят работать, – это вопрос не только зарплаты, но и ESG-аспектов, от раздельного сбора отходов до участия компании в программах по сохранению редких видов животных и растений.

Тему сохранения биоразнообразия хочется затронуть отдельно, потому что она сегодня очень важна. В регионах присутствия мы поддерживаем программы по восстановлению редких видов, например в Татарстане – программу реинтродукции сокола-балобана, а в Нижегородской области – помогаем Керженскому заповеднику восстановить популяцию северного лесного оленя.

В 10 регионах нашего присутствия реализуется программа «Зеленая формула». Это крупнейшая программа по объему добровольных высадок среди промышленных компаний. Осенью этого года в рамках «Зеленой формулы» и стратегии устойчивого развития мы выполнили добровольно взятое на себя обязательство по высадке 5 млн деревьев.

Важно подчеркнуть, что вклад в сохранение биоразнообразия – это не то, чего от бизнеса требует законодательное регулирование, это сверх того. Но без участия в проектах по сохранению редких видов растений и животных невозможно устойчивое развитие. И проблема унификации отчетности в этой сфере крайне актуальна. Ведь, чтобы объективно оценить вклад конкретной компании в достижение национальных целей, необходимо унифицировать подходы в части предоставления нефинансовой информации.