«Выращиваем своих звезд, а не берем готовых». В России пытаются создать идеальную ММА-лигу

    В 2020-м канал MMA-TV.com начал проводить собственные турниры, а теперь расширяет проект
    Вячеслав Камнев руководит телеканалом MMA-TV.com и промоушеном «ММА Серия»
    Вячеслав Камнев руководит телеканалом MMA-TV.com и промоушеном «ММА Серия» /Телеканал MMA-TV.com

    23 сентября в «Лужниках» пройдет турнир по смешанным единоборствам промоушена «ММА Серия». В главном поединке встретятся легендарный 43-летний тяжеловес Сергей Харитонов и двухметровый бразилец Тьяго Кардосо по прозвищу «Грут». 

    «ММА Серия» проводит соревнования с 2020-го, создателем проекта стал кабельный телеканал MMA-TV.com, который изначально транслировал поединки промоушена M-1 Global, но затем решил развивать собственный продукт. 

    За три года организаторы провели 71 турнир под эгидой «ММА Серии» (в субботу будет 72-й). В боях приняли участие более 800 бойцов – как звезды (Олег Попов из Fedor Team Федора Емельяненко, экс-боец UFC бразилец Антониу Силва и др.), так и дебютанты.

    Накануне очередного ивента генеральный директор MMA-TV.com Вячеслав Камнев рассказал «Ведомости. Спорту» об экономике турниров, подготовке бойцов и фиджитал-спорте. 

    – В 2021-м вы говорили, что канал MMA-TV.com. охватывает 80 млн домохозяйств в 38 странах. Как с тех пор изменилась аудитория? 

    – Увеличилась – сейчас она составляет 140 млн человек в 42 странах. Это суммарное число подписчиков вещателей, которые транслируют MMA-TV.com. По каждой стране, где есть сигнал телеканала, измерить число зрителей крайне сложно – могу сказать, что за границей нас смотрят в основном в онлайн-кинотеатрах. 

    По России есть конкретные цифры: по данным Mediascope, наша аудитория составляет 3,5 млн человек ежемесячно. Большую часть приносят традиционные кабельные операторы. 

    Глава MMA-TV.com Вячеслав Камнев и его команда за три года организовали 72 турнира под эгидой «ММА Серия»
    Глава MMA-TV.com Вячеслав Камнев и его команда за три года организовали 72 турнира под эгидой «ММА Серия» /Телеканал MMA-TV.com

    – Три года назад канал расширил число промоушенов в эфире и провел ребрендинг. Какие турниры транслируете сейчас? 

    – На данный момент концентрируемся на «MMA Серии», нашем дочернем проекте. Это основной продукт телеканала. У нас есть свой продакшн. Являемся членами Московского инновационного кластера, среди прочего получили субсидию на покупку оборудования. В течение нескольких лет потратили по этой статье в районе 45 млн руб. 

    – Канал прибыльный?

    – Да. Мы создали холдинг, где проекты подпитывают друг друга – наличие телеканала и турниров позволяет работать без убытков. Основной доход идет от партнеров и рекламодателей, кабельные сети перечисляют немного – около 10 копеек с каждого абонента. 

    – Из каких стран бойцы «ММА Серии»? 

    – В ростере бойцы из 30 стран, за три с небольшим года через нас прошло 900 спортсменов. Это очень большая цифра, но мы проводим мероприятия каждые две недели. За три года организовали 72 турнира. Привозили «MMA Серию» в Казахстан, Армению, Египет и даже ОАЭ. В ближайшее время планируем делать ивенты в Дубай чаще. 

    В России же мы проводим турниры двух типов. Соревнования первого типа организовываем в нашем павильоне в Москве размером 20 на 40 м, 12 м в высоту. Снимаем там бои и собираемся делать реалити-шоу о том, как бойцы готовятся к своим поединкам. Второе – это стадионные мероприятия, одно из них пройдет в «Лужниках» 23 сентября. 

    – Учитывая политическую ситуацию и проблемы с логистикой, сложнее стало привлекать иностранных бойцов?

    – Столкнулись с тем, что многие спортсмены предпочитают выступать за рубежом. Например, недавно был случай с бойцом из Швейцарии, который заявил о готовности приехать на «ММА Серию» в Ереван, но не в Россию. 

    Тем не менее на каждом турнире соревнуется около 10-12 пар. И нам удается привлекать спортсменов из пяти-семи стран. Очень много бойцов из Бразилии. Но бывают и спортсмены из экзотичных для ММА стран – например, Уругвая или той же Швейцарии. 

    – Вы анонсировали запуск проекта по сбору предтурнирной и онлайн-статистики в ММА, чтобы привлекать букмекеров, которым не хватает этих цифр. На какой стадии проект? 

    – Уже работает. Собираем и храним информацию по турнирам и спортсменам – например, какой прием чаще всего использует боец или как он защищается, всего там около 100 показателей. Сейчас работаем над реализацией идеи показывать в трансляции, как меняются коэффициенты во время боев. Здесь в том числе активно сотрудничаем с букмекерами – последние четыре года у нас действует контракт с «Лигой ставок», а в этом году сотрудничаем и с Pari. Букмекеры – наши основные рекламодатели. 

    – В целом букмекерам сейчас интересен рынок российских ММА? 

    – Активность повышается, но для того, чтобы букмекерам было удобнее работать, надо еще много всего сделать. Говорю не только про технические вещи – в частности, нужно увеличивать число турниров, проводить их регулярно и системно. Необходимо работать в медийной сфере – раскручивать молодых звезд. Пока с этим сложности. 

    Главная звезда очередного турнира «ММА Серии» Сергей Харитонов провел 42 боя (из низ 32 выиграл) за 21 год карьеры
    Главная звезда очередного турнира «ММА Серии» Сергей Харитонов провел 42 боя (из низ 32 выиграл) за 21 год карьеры /vk.com/public40539048

    – Какая доля выручки турниров приходится на билетную программу? 

    – Конечно, мы хотим, чтобы турниры были самодостаточными. Но, к сожалению, прибыль от билетов на спортивный турнир в России не может покрыть всех расходов на организацию. При этом мы нацелены на то, чтобы билеты были существенной частью доходов. На турнир 23 сентября в «Лужниках» мы заранее продали все билеты в зал на 2000 мест. В среднем они стоили по 2000 руб. В будущем мы хотим переехать на «ВТБ Арену» и увеличить цену билетов до 2500 руб., что сильно поможет окупить затраты. Пока билеты приносят незначительный доход.

    – То есть основные расходы на турниры покрывают партнеры-букмекеры?

    – Да, плюс наши спонсоры. К примеру, официальным перевозчиком «MMA Серии» является авиакомпания Smartavia. 

    У нас серьезные цели. За ближайшие два-три года мы хотим превратить «ММА Серии» в идеальную профессиональную лигу смешанных единоборств: по организации, показу и продвижению турниров, по работе с рекламодателями, по подбору и привлечению бойцов и т.д. Когда добьемся этого, будем консультировать другие лиги из разных стран, а некоторым помогать достигать тех же стандартов. Затем какая-то часть из этих турниров будет транслироваться на MMA-TV.com, что увеличит аудиторию телеканала и повысит интерес к нему. Под эту задачу мы готовим большой международной проект.

    Кроме того, мы будем оказывать содействие спортсменам. В мире сейчас миллионы людей, которые профессионально занимаются ММА, но пока не понимают своего будущего. Мы готовы стать площадкой, которая поможет им стартовать и раскрутиться. Можем позволить себе транслировать показывать бои дебютантов. А тех, кто понравился, приглашать в «ММА Серию» или отправлять еще выше. 

    В этом деле у нас уже есть результат – за последний год сразу несколько бойцов «ММА Серии» подписались с UFC, по одному спортсмену пригласили крупные промоушены Bellator, Rizin и One FC. С одной стороны, жаль, что нас покинули качественные бойцы. С другой, это показывает уровень нашего промоушена и подтверждает, что мы все делаем правильно. 

    –  Расскажите поподробнее про стандарты показа турниров «ММА Серии».

    – Мы используем много технических новаций. К примеру, судьи у нас работают с камерой на голове. С одной стороны, она помогает арбитрам решать сложные судейские вопросы. С другой, позволяет в трансляциях использовать этот ракурс в повторах. Или, например, мы активно пользуемся возможностями дополненной реальности, когда в прямом эфире появляется объемная графика. 

    – Тренд последних лет в ММА – развитие турниров с участием блогеров и других медийных персон. Планируете что-то подобное? 

    – Это не наш путь. Мы собираемся развивать спортивные турниры, где бойцы нацелены на результат, а не на хайп. Кстати, в США турниры по поп-ММА появились раньше, чем в России. Но сейчас их популярность снизилась: американцы поняли, что в смешанных единоборствах первичен спорт, а шоу – лишь его внешняя оболочка. Мне такой подход близок. Мы выращиваем своих звезд, а не берем готовых. Из 900 бойцов, которые есть в нашем ростере, 30-40 уже стали звездами благодаря нашим турнирам – у них есть свои фанаты, приличное число подписчиков в соцсетях. 

    – По вашей оценке, сколько сейчас человек занимается ММА в России? 

    – Бойцов очень много. В мире ММА занимаются миллионы людей. Российские спортсмены – 5-10% рынка, это сотни тысяч бойцов. Другой вопрос – способов пробиться у этих ребят совсем немного. Турниры «ММА Серии» дают им такую возможность, это наше конкурентное преимущество по сравнению с другими лигами.

    – На какие зарубежные промоушены вы ориентируетесь, создавая свой продукт? 

    – Смотрим за всеми лучшими. Bellator тоже часть медиаорганизации, это одна из причин их успеха. У PFL есть четко продуманный стандарт соревнований, что нам близко. UFC – ведущий игрок рынка, который славится свои институтом подготовки бойцов – отличный кейс для изучения.  

    В какой-то момент в мире насчитывалось больше 4000 профессиональных ММА-организаций, из которых на данный момент выжило только 370. Поэтому важно выделяться. Чем мы гордимся: первыми в России стали проводить чемпионаты по фиджитал-спорту – это смесь ММА и кибердисциплин. Ребята сначала играют в Mortal Kombat (видеоигра в жанре файтинг – «Ведомости. Спорт») на большом экране, а затем выходят в клетку. По итогу оценивается их интегральный рейтинг. 

    Сейчас помогаем на своих площадках готовиться командам по фиджитал-спорту – как российским, так и международным – к «Играм будущего», которые пройдут в феврале 2024 г. в Казани. У нас есть соглашение с оргкомитетом турнира. 

    Для «ММА Серии» это интересный проект, он позволяет нам расширять аудиторию за счет любителей компьютерных игр. При этом крайне интересно участвовать в создании таких «универсальных» людей – подкованных и интеллектуально, и физически, знающих и спорт, и современных технологии. 

    – Для фиджитал-спорта идет отдельный набор бойцов или вы готовите универсалов из своего ростера? 

    – Это все люди из ростера «ММА Серии». На «Играх будущего» у бойцов будет четыре веса, в каждом будет мини-турнир из команд по пять человек. Планируются и женские, и мужские соревнования.