«Выращиваем своих звезд, а не берем готовых». В России пытаются создать идеальную ММА-лигу
В 2020-м канал MMA-TV.com начал проводить собственные турниры, а теперь расширяет проект23 сентября в «Лужниках» пройдет турнир по смешанным единоборствам промоушена «ММА Серия». В главном поединке встретятся легендарный 43-летний тяжеловес Сергей Харитонов и двухметровый бразилец Тьяго Кардосо по прозвищу «Грут».
«ММА Серия» проводит соревнования с 2020-го, создателем проекта стал кабельный телеканал MMA-TV.com, который изначально транслировал поединки промоушена M-1 Global, но затем решил развивать собственный продукт.
За три года организаторы провели 71 турнир под эгидой «ММА Серии» (в субботу будет 72-й). В боях приняли участие более 800 бойцов – как звезды (Олег Попов из Fedor Team Федора Емельяненко, экс-боец UFC бразилец Антониу Силва и др.), так и дебютанты.
Накануне очередного ивента генеральный директор MMA-TV.com Вячеслав Камнев рассказал «Ведомости. Спорту» об экономике турниров, подготовке бойцов и фиджитал-спорте.
– В 2021-м вы говорили, что канал MMA-TV.com. охватывает 80 млн домохозяйств в 38 странах. Как с тех пор изменилась аудитория?
– Увеличилась – сейчас она составляет 140 млн человек в 42 странах. Это суммарное число подписчиков вещателей, которые транслируют MMA-TV.com. По каждой стране, где есть сигнал телеканала, измерить число зрителей крайне сложно – могу сказать, что за границей нас смотрят в основном в онлайн-кинотеатрах.
По России есть конкретные цифры: по данным Mediascope, наша аудитория составляет 3,5 млн человек ежемесячно. Большую часть приносят традиционные кабельные операторы.
– Три года назад канал расширил число промоушенов в эфире и провел ребрендинг. Какие турниры транслируете сейчас?
– На данный момент концентрируемся на «MMA Серии», нашем дочернем проекте. Это основной продукт телеканала. У нас есть свой продакшн. Являемся членами Московского инновационного кластера, среди прочего получили субсидию на покупку оборудования. В течение нескольких лет потратили по этой статье в районе 45 млн руб.
– Канал прибыльный?
– Да. Мы создали холдинг, где проекты подпитывают друг друга – наличие телеканала и турниров позволяет работать без убытков. Основной доход идет от партнеров и рекламодателей, кабельные сети перечисляют немного – около 10 копеек с каждого абонента.
– Из каких стран бойцы «ММА Серии»?
– В ростере бойцы из 30 стран, за три с небольшим года через нас прошло 900 спортсменов. Это очень большая цифра, но мы проводим мероприятия каждые две недели. За три года организовали 72 турнира. Привозили «MMA Серию» в Казахстан, Армению, Египет и даже ОАЭ. В ближайшее время планируем делать ивенты в Дубай чаще.
В России же мы проводим турниры двух типов. Соревнования первого типа организовываем в нашем павильоне в Москве размером 20 на 40 м, 12 м в высоту. Снимаем там бои и собираемся делать реалити-шоу о том, как бойцы готовятся к своим поединкам. Второе – это стадионные мероприятия, одно из них пройдет в «Лужниках» 23 сентября.
– Учитывая политическую ситуацию и проблемы с логистикой, сложнее стало привлекать иностранных бойцов?
– Столкнулись с тем, что многие спортсмены предпочитают выступать за рубежом. Например, недавно был случай с бойцом из Швейцарии, который заявил о готовности приехать на «ММА Серию» в Ереван, но не в Россию.
Тем не менее на каждом турнире соревнуется около 10-12 пар. И нам удается привлекать спортсменов из пяти-семи стран. Очень много бойцов из Бразилии. Но бывают и спортсмены из экзотичных для ММА стран – например, Уругвая или той же Швейцарии.
– Вы анонсировали запуск проекта по сбору предтурнирной и онлайн-статистики в ММА, чтобы привлекать букмекеров, которым не хватает этих цифр. На какой стадии проект?
– Уже работает. Собираем и храним информацию по турнирам и спортсменам – например, какой прием чаще всего использует боец или как он защищается, всего там около 100 показателей. Сейчас работаем над реализацией идеи показывать в трансляции, как меняются коэффициенты во время боев. Здесь в том числе активно сотрудничаем с букмекерами – последние четыре года у нас действует контракт с «Лигой ставок», а в этом году сотрудничаем и с Pari. Букмекеры – наши основные рекламодатели.
– В целом букмекерам сейчас интересен рынок российских ММА?
– Активность повышается, но для того, чтобы букмекерам было удобнее работать, надо еще много всего сделать. Говорю не только про технические вещи – в частности, нужно увеличивать число турниров, проводить их регулярно и системно. Необходимо работать в медийной сфере – раскручивать молодых звезд. Пока с этим сложности.
– Какая доля выручки турниров приходится на билетную программу?
– Конечно, мы хотим, чтобы турниры были самодостаточными. Но, к сожалению, прибыль от билетов на спортивный турнир в России не может покрыть всех расходов на организацию. При этом мы нацелены на то, чтобы билеты были существенной частью доходов. На турнир 23 сентября в «Лужниках» мы заранее продали все билеты в зал на 2000 мест. В среднем они стоили по 2000 руб. В будущем мы хотим переехать на «ВТБ Арену» и увеличить цену билетов до 2500 руб., что сильно поможет окупить затраты. Пока билеты приносят незначительный доход.
– То есть основные расходы на турниры покрывают партнеры-букмекеры?
– Да, плюс наши спонсоры. К примеру, официальным перевозчиком «MMA Серии» является авиакомпания Smartavia.
У нас серьезные цели. За ближайшие два-три года мы хотим превратить «ММА Серии» в идеальную профессиональную лигу смешанных единоборств: по организации, показу и продвижению турниров, по работе с рекламодателями, по подбору и привлечению бойцов и т.д. Когда добьемся этого, будем консультировать другие лиги из разных стран, а некоторым помогать достигать тех же стандартов. Затем какая-то часть из этих турниров будет транслироваться на MMA-TV.com, что увеличит аудиторию телеканала и повысит интерес к нему. Под эту задачу мы готовим большой международной проект.
Кроме того, мы будем оказывать содействие спортсменам. В мире сейчас миллионы людей, которые профессионально занимаются ММА, но пока не понимают своего будущего. Мы готовы стать площадкой, которая поможет им стартовать и раскрутиться. Можем позволить себе транслировать показывать бои дебютантов. А тех, кто понравился, приглашать в «ММА Серию» или отправлять еще выше.
В этом деле у нас уже есть результат – за последний год сразу несколько бойцов «ММА Серии» подписались с UFC, по одному спортсмену пригласили крупные промоушены Bellator, Rizin и One FC. С одной стороны, жаль, что нас покинули качественные бойцы. С другой, это показывает уровень нашего промоушена и подтверждает, что мы все делаем правильно.
– Расскажите поподробнее про стандарты показа турниров «ММА Серии».
– Мы используем много технических новаций. К примеру, судьи у нас работают с камерой на голове. С одной стороны, она помогает арбитрам решать сложные судейские вопросы. С другой, позволяет в трансляциях использовать этот ракурс в повторах. Или, например, мы активно пользуемся возможностями дополненной реальности, когда в прямом эфире появляется объемная графика.
– Тренд последних лет в ММА – развитие турниров с участием блогеров и других медийных персон. Планируете что-то подобное?
– Это не наш путь. Мы собираемся развивать спортивные турниры, где бойцы нацелены на результат, а не на хайп. Кстати, в США турниры по поп-ММА появились раньше, чем в России. Но сейчас их популярность снизилась: американцы поняли, что в смешанных единоборствах первичен спорт, а шоу – лишь его внешняя оболочка. Мне такой подход близок. Мы выращиваем своих звезд, а не берем готовых. Из 900 бойцов, которые есть в нашем ростере, 30-40 уже стали звездами благодаря нашим турнирам – у них есть свои фанаты, приличное число подписчиков в соцсетях.
– По вашей оценке, сколько сейчас человек занимается ММА в России?
– Бойцов очень много. В мире ММА занимаются миллионы людей. Российские спортсмены – 5-10% рынка, это сотни тысяч бойцов. Другой вопрос – способов пробиться у этих ребят совсем немного. Турниры «ММА Серии» дают им такую возможность, это наше конкурентное преимущество по сравнению с другими лигами.
– На какие зарубежные промоушены вы ориентируетесь, создавая свой продукт?
– Смотрим за всеми лучшими. Bellator тоже часть медиаорганизации, это одна из причин их успеха. У PFL есть четко продуманный стандарт соревнований, что нам близко. UFC – ведущий игрок рынка, который славится свои институтом подготовки бойцов – отличный кейс для изучения.
В какой-то момент в мире насчитывалось больше 4000 профессиональных ММА-организаций, из которых на данный момент выжило только 370. Поэтому важно выделяться. Чем мы гордимся: первыми в России стали проводить чемпионаты по фиджитал-спорту – это смесь ММА и кибердисциплин. Ребята сначала играют в Mortal Kombat (видеоигра в жанре файтинг – «Ведомости. Спорт») на большом экране, а затем выходят в клетку. По итогу оценивается их интегральный рейтинг.
Сейчас помогаем на своих площадках готовиться командам по фиджитал-спорту – как российским, так и международным – к «Играм будущего», которые пройдут в феврале 2024 г. в Казани. У нас есть соглашение с оргкомитетом турнира.
Для «ММА Серии» это интересный проект, он позволяет нам расширять аудиторию за счет любителей компьютерных игр. При этом крайне интересно участвовать в создании таких «универсальных» людей – подкованных и интеллектуально, и физически, знающих и спорт, и современных технологии.
– Для фиджитал-спорта идет отдельный набор бойцов или вы готовите универсалов из своего ростера?
– Это все люди из ростера «ММА Серии». На «Играх будущего» у бойцов будет четыре веса, в каждом будет мини-турнир из команд по пять человек. Планируются и женские, и мужские соревнования.