Голливудская история: как валлийскому «Рексхэму» подарили новую жизнь звезды кино

    Актеры Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни ничего не знали о футболе, но оказались лучше многих опытных владельцев
    Актеры Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни исполнили мечту болельщиков «Рексхэма»
    Актеры Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни исполнили мечту болельщиков «Рексхэма» /Martin Rickett / PA Images via Getty Images

    Валлийский «Рексхэм» был одним из тех, кто годами болтался в полупрофессиональном английском дивизионе, собирал чуть больше 4000 человек на своем стареньком стадионе и был почти никому не известен за пределами страны. А потом клуб купили американские актеры Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни, очарованные идеей снять документальный фильм о команде, которая, преодолевая трудности, поднимается из дивизиона в дивизион. И «Рексхэм» поднялся – впервые за 15 лет он вышел из любителей в четвертую по статусу профессиональную лигу английского футбола. Всего через два года после того, как его новые владельцы приехали в Уэльс строить из маленького клуба мировой медиапроект.  

    Пролог. Безумная идея 

    В истории «Рексхэма» есть третий человек, который сыграл самую важную роль на старте: Хамфри Кер — британский комедийный писатель и актер. Хамфри работал с МакЭлхенни на съемках сериала «Мистический квест» и активно пытался приобщить его к европейскому футболу, правда, сначала – безрезультатно. А во время пандемии порекомендовал посмотреть сериал про «Сандерленд» (Sunderland ‘Til I Die), чтобы тот попробовал понять, что такое европейски футбол и почему его любят миллионы людей.  

    МакЭлхенни сдался: вместе со своей женой, актрисой Кейтлин Олсон, они включили первый эпизод, но большого впечатления на них он не произвел. Спустя время Олсон уехала на несколько дней из города, чтобы навестить семью, МакЭлхенни так заскучал, что решил дать «Сандерленду» еще один шанс. И в итоге буквально на одном дыхании посмотрел две серии и написал Керу. 

    МакЭлхенни был впечатлен накалом эмоций, потому что увидел то, что чуждо большинству американских фанатов – команду, которая борется за выживание. Он сказал Керу, что хочет снять документальный фильм о собственном клубе. Кер начал искать потенциальных кандидатов через компьютерную игру Football Manager. Он отбирал клуб по нескольким критериям: большая база болельщиков, богатая история, но кризисное положение прямо сейчас. Лучше других таким критериям соответствовали команды из низших дивизионов Англии.  

    В итоговый список попали шесть клубов, но «Рексхэм» заметно выделялся на фоне остальных по двум причинам. Во-первых, у клуба обнаружились страстные фанаты, которые тысячами приходили на игры Национальной лиги (здесь у команд нет профессионального статуса). Во-вторых, по соседству не было большого и именитого клуба, который мог бы перетягивать на себя внимание болельщиков.  

    Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни, покупая футбольный клуб, ничего не знали о футболе
    Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни, покупая футбольный клуб, ничего не знали о футболе /Simon Stacpoole / Offside / Offside via Getty Images

    Выбор был сделан – оставалось найти инвестора. «У меня были деньги для работы на телевидении, – говорил МакЭлхенни. – Но я хотел снять кино». Он написал Рейнольдсу, с которым не был знаком лично, но с которым они неплохо общались после того, как актер прислал сообщение о своей любимой сцене в «Филадельфии всегда солнечно» (это большой и долгий проект МакЭлхенни). Ответ был впечатляющий: «Я не хочу спонсировать «Рексхэм». Я хочу купить его вместе с вами».  

    «Рексхэм». Клуб, получивший вторую жизнь 

    Старейший клуб Уэльса («Рексхэм» был основан в 1864 г.) 23 раза выигрывал кубок страны, но по итогам сезона 2007/2008 вылетел из Футбольной лиги (четвертый дивизион Англии), в которой провел 87 лет. В пятом дивизионе, где оказался клуб, только чемпион получает право подняться выше напрямую. Еще четыре команды борются за выход через плей-офф. У «Рексхэма» много лет не получалось, но при этом команда оставалась самой популярной в лиге, собирая по меньшей мере 4000 зрителей на каждом матче.  

    «Клуб представляет половину страны, – объяснял The Athletic бывший председатель совета директоров «Рексхэма» Спенсер Харрис. – В Уэльсе всего четыре профессиональные команды, из них три – на юге. А в Северном Уэльсе живут 750 000 человек, и им нужна команда, которой они бы гордились. У нашего фонда болельщиков были большие планы для помощи команде, но не было денег».  

    В 2011 г. «Рексхэм» оказался на грани исчезновения из-за финансовых проблем: клуб задолжал налоговой службе (HM Revenue & Customs) «чуть менее 200 000 фунтов стерлингов», из-за чего орган подал петицию о ликвидации команды. Спасать клуб с историей бросились фанаты – организация Wrexham FC Supporters' Trust (WST) объединила свои усилия с бизнес-леди Стефани Бут для совместной работы над покупкой «Рексхэма». Перед началом сезона 2011/2012 Футбольная конференция выдвинула клубу ряд требований, чтобы он все же смог принять участие очередном розыгрыше, несмотря на сложное экономическое положение. В списке были: залог в размере 250 000 фунтов стерлингов, подтверждение платежа бывшим футбольным кредиторам, подробные бизнес-планы и договор аренды, гарантирующий «Рексхэму» дом на сезон 2011/12. 

    Владельцы предлагали сойтись на сумме в 150 000 фунтов стерлингов, но их предложение отклонили. Тогда на фанатском сайте был опубликован призыв со срочным сбором средств – действовать нужно было быстро. И болельщики совершили настоящее чудо: за семь часов была собрана сумма в 127 000 фунтов стерлингов – один из болельщиков даже отдал деньги, отложенные на собственную свадьбу. Оставшиеся средства собирали другими способами: во время 39-километровой прогулки от города до местечка Нортвич-Виктория, где клуб проводил товарищеский матч перед сезоном, и на концерте, организованном валлийской языковой группой Cymdeithas yr Iaith Gymraeg, часть прибыли от которого была пожертвована WST. 

    В итоге «Рексхэм» перешел во владение организации болельщиков, которые продали землю под стадионом и тренировочной площадкой местному университету, чтобы закрыть все долги. Жизнь стала спокойной и полной надежд, что однажды все же получится сделать шаг выше. Для осуществления этой цели не хватало очень важного компонента – инвестора, готового вложиться в клуб, чтобы он начал развиваться. Но в маленький клуб пятой лиги, которым управляют болельщики, вкладываться никто не хотел – пока в мае 2020 г. Харрис не получил звонок от неких американцев, которые горели идеей приобрести клуб. Он согласился. Подписал соглашение о неразглашении, а потом, увидев имена и обомлел: зачем этим голливудским актерам маленький, пусть и самобытный «Рексхэм»? 

    МакЭлхенни и Рейнольдс представили проект по развитию клуба 2100 болельщикам в Zoom, пообещав, что сохранят наследие клуба, не будут ничего менять, никуда не переедут, а будут развивать клуб, как большой бизнес-проект: увеличат доходы, посещаемость, улучшат стадион, а еще сделают все, чтобы команда вышла как минимум в четвертый дивизион.  

    В ноябре одобрение болельщиков было получено, и RR McReynolds LLC купила «Рексхэм» за 2 млн фунтов стерлингов.  

    Рейнольдс не верил, что все это действительно происходит. И долго шутил, что в городе даже пятилетний ребенок знает о футболе больше, чем они с МакЭлхенни. Но они пришли с серьезными намерениями – строить бизнес и, конечно же, снимать фильм – и не собирались сдаваться. У «Рексхэма» появились спонсоры: компания Aviation Gin, которой раньше владел Рейнольдс, туристическая компания Expedia и главное – TikTok, ставший в 2021 г. титульным спонсором на ближайшие два года. Ради этого контракта актеры даже завели собственные аккаунты, где регулярно публикуют контент о клубе и съемках.  

    Сериал «Добро пожаловать в «Рексхэм» начали снимать в первый же сезон. Восемь серий вышли на FX в августе 2022 г., и это был огромный успех. Спустя месяц после его выхода число подписчиков в социальных сетях выросло почти на 20%,  больше 185 000 человек посетили онлайн-магазин клуба, было сделано свыше 3500 заказов, а доход с продаж превысил отметку в 360 000 фунтов стерлингов.  

    Документалка стала хитом и была сразу же продлена на второй сезон. Сериал собрал почти 4 млн фунтов стерлингов: инсайдеры утверждают, что Disney (FX – часть этого бизнеса) получил прибыль в размере 430 000 фунтов стерлингов за серию. И пока речь только про первый сезон Рейнольдса и МакЭлхенни у руля, в котором команда стала второй и не смогла пробиться в четвертый дивизион. Что же будет в этом году, когда фанатам покажут закулисье борьбы за исполнение мечты, которая все же стала реальностью...  

    «Мы ничего не знали об этом виде спорта – теперь мы одержимы им, – сказал Рейнольдс после выхода клуба в четвертый дивизион. – Для меня это живой, дышащий, кричащий страшный сон. Сейчас я настолько люблю этот вид спорта, что ненавижу его. Это одна из величайших вещей, которые когда-либо случались со мной, но одновременно одна из худших!». 

    Любимый паб Рейнольдса превратился в туристическое место. Планируется отремонтировать стадион и увеличить его вместимость до 16 000 человек, что сделает его пригодным для проведения регулярных международных футбольных матчей. Болельщики обожают новых владельцев, потому что они следуют стратегии по превращению маленького клуба с традициями в большой медиапроект, не нарушая при этом традиции.  

    У успеха «Рексхэма» есть своя цена – владельцы много вкладываются в развитие команды, и за первый сезон потеряли как минимум 3 млн фунтов стерлингов. Это больше, чем они заплатили за клуб.  

    Актеры вернули «Рексхэму» стадион, за который пришлось заплатить 2 млн фунтов стерлигов. Выросли расходы на футбол – до 3,94 млн фунтов стерлингов, или на 294%. Речь про заработную плату игроков и персонала, а также транспортные расходы на выездные матчи. Общий убыток «Рексхэма» составил 2,914 млн фунтов стерлингов. 

    При этом оборот тоже вырос и составил 5,972 млн фунтов стерлингов, что на 404% больше, чем годом ранее. Доход от игровых дней составил 2,65 млн фунтов стерлингов, от розницы – 1,3 млн фунтов стерлингов, а спонсорство и реклама принесли 1,05 млн фунтов стерлингов. При этом в этот отчетный период не включены доходы от документального фильма, потому что его показали уже после завершения сезона.  

    По итогам нынешнего сезона цифры должны стать еще более впечатляющими – сказочную историю клуба теперь знают во всем мире.