Мировой теннис зарабатывает $2,5 млрд в год – почему игрокам достается лишь 17%

    Джокович регулярно привлекает внимание к теме несправедливого распределения доходов
    Новак Джокович – один из тех, кто защищает права теннисистов в 21 веке
    Новак Джокович – один из тех, кто защищает права теннисистов в 21 веке /EPA / ТАСС

    После публикации свежей версии теннисного мирового рейтинга в соцсетях среди прочих широко обсуждалась тема заработков игроков. Например, некоторые пользователи писали, что Даниил Медведев (№6) закономерно потерял интерес к теннису, поскольку на безбедную жизнь он уже заработал ($45,3 млн призовых за карьеру, при этом у первой ракетки России есть несколько солидных спонсорских контрактов), а крупные турниры в 29 лет выигрывать сложнее. Поэтому он уступает голодной, в том числе до денег, молодежи.

    Теннис – один из наиболее популярных видов спорта в мире, им увлекается около 1 млрд человек. Больше аудитория только у футбола (3,5 млрд), крикета (2,5 млрд) и хоккея (2 млрд). Несмотря на такой существенный охват, огромное количество теннисных турниров и сумасшедший интерес телевидения и болельщиков, игроков сложно назвать обеспеченными людьми. Ежегодный общий доход теннисной индустрии составляет порядка $2,5 млрд, по данным Sports Business Journal, но хорошо зарабатывают в этом виде спорта единицы. 

    Кирьос считает заработки в теннисе смешными

    Профессиональные теннисисты получают значительно меньшую долю от общего дохода по сравнению со спортсменами в других основных видах спорта. «Игрокам Национальной футбольной лиги (НФЛ), Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), Главной лиги бейсбола (МЛБ) и Национальной хоккейной ассоциации (НХЛ) достается около 50% от заработков их лиги. В теннисе этот процент значительно меньше, – обозначил проблему в начале 2024 г. рекордсмен по титулам «Большого шлема» (24) Новак Джокович. – Ситуацию нужно менять. Мы хотим больше денег». 

    В 2025-м Джокович также дал несколько телеинтервью, в которых вновь поднял тему с доходами игроков. По его словам, если ситуация и дальше продолжит оставаться «такой же плачевной», то теннис «скоро окажется в зоне турбулентности, из которой будет очень сложно выйти».

    Разрыв с ведущими лигами на самом деле такой огромный, что большинство теннисистов выглядят нищими по сравнению, скажем, с самой выгодным для спортсменов турниром в мире – Английской футбольной премьер-лигой (АПЛ), распределяющей среди игроков 61% своих доходов. Не удивительно, что среднегодовая зарплата в АПЛ в этом сезоне составляет ошеломляющие $3,52 млн. В теннисе же главным участникам игры достается (в зависимости от турнира) в среднем лишь 17%. 

    Это подтверждает, в частности, прошедший в январе первый турнир «Большого шлема» в году – Australian Open (АО). Австралийский мейджор разыграл рекордные в своей истории призовые в размере $60 млн. Чемпионы в мужском и женском одиночном разрядах заработали по $2,1 млн, но в процентном отношении игроки получили гораздо меньше, чем составил доход турнира. По данным The Guardian, проводящая АО организация Tennis Australia в 2023 г. аккумулировала $590 млн. Выходит, что на игроков пошло не более 10-15% от выручки. На других трех «Шлемах» – «Ролан Гаррос», Уимблдоне и US Open – участникам выделяется сопоставимый процент. 

    О необходимости перемен в этом отношении также заявил друг и соратник Джоковича, финалист Уимблдона-2022 Ник Кирьос. «Теннисный тур смехотворен по сравнению с любым другим видом спорта. Это действительно абсурдно – мы постоянно находимся в разъездах, не видим семьи, тяжело работаем, но не зарабатываем адекватную трудозатратам сумму. Это выглядит как насмешка», – цитирует австралийца talkSPORT. 

    Важно также понимать, что из заработанной суммы с игроков взимают немалые налоги – к примеру, в Австралии удерживают от 32% до 45% призовых в зависимости от полученного дохода. По возвращении на родину за теннисистов уже берется местная налоговая. «Как правило, по факту от заработанной суммы мы получаем лишь четверть», – признался 22-летний французский теннисист Артур Казо. 

    ATP зарабатывает порядка $250 млн в год

    Лично Новаку жаловаться не на что. Он рекордсмен не только по мейджорам, но и количеству призовых за карьеру – $186,2 млн. Тем не менее, ветеран думает о будущем и стремится помочь другим игрокам. Возможно, однажды 37-летний серб станет главой Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP), а пока легенда отстаивает права игроков с помощью учрежденной в 2020 г. им и еще одним теннисистом Вашеком Поспишилом альтернативной структуры – Ассоциации профессиональных игроков тенниса (PTPA). 

    Эта организация оказывает постоянное давление на ATP и помогает игрокам на турнирах и в повседневной жизни – в частности, облегчает поиск и бронирование жилья, позволяет привлечь в команду опытных физиотерапевтов, массажистов, диетологов и спарринг-партнеров. Также PTPA консультирует игроков в случае возникновения проблем с допинг-контролем. В 2024 г. организация заключила соглашение с юридической фирмой Weil, Gotshal and Manges, которая уже много лет осуществляет защиту игроков НФЛ и НБА. PTPA наняла в штат Джеймса Куинна, бывшего партнера Weil и спортивного антимонопольного адвоката. 

    «Во время расследования с игроками обращаются непозволительным образом: изымают личные мобильные телефоны, преследуют их семьи и угрожают санкциями и отстранениями, – говорил Куинн. – Уровень отношения к теннисистам напоминает донеандертальскую эру. Мы предупредили следователей Международного агентства по честности (ITIA), что будем жаловаться в Конгресс США и другие правительственные органы». 

    «Профессиональные теннисисты управляются непрозрачной и глубоко несовершенной правовой системой, которая возлагает на них огромное бремя, – отмечает исполнительный директор PTPA Ахмад Нассар. – Игроки не могут позволить себе ждать, пока руководящие органы активизируются, мы оказываем им необходимую поддержку уже сегодня».  

    Критика низких заработков, а также значительный рост доходов ATP до $250 млн в год благодаря существенно увеличившемуся спонсорскому портфелю вынудили Ассоциацию учредить в 2022 г. экспериментальную программу финансовой поддержки игроков Baseline. По сути, она представляет собой ежегодную выплату теннисистам фиксированных сумм – игроки топ-250 получают от $75 000 до $300 000. Во многом это стало возможным благодаря заключенным в последние годы сделкам с такими мировыми брендами, как Lexus, Yokohama, Haier, Waterdrop, LONGi Solar, Sense Arena, OFX, Fitline, а также с Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии (PIF), сообщает SportsPro. 

    Игроки – независимые подрядчики

    ATP, конечно, влиятельная и хорошо зарабатывающая организация, но основная часть теннисных денег циркулирует на турнирах «Большого шлема». Именно они позволяют теннисистам выходить на приемлемый уровень дохода. Причин, по которым мейджоры отказываются делиться с игроками, – множество. И главная из них заключается в постоянной необходимости вкладывать заработанные миллионы в улучшение инфраструктуры, чтобы иметь возможность конкурировать с другими крупными турнирами. 

    Кроме того, существует ряд фундаментальных отличий теннисных топовых турниров от других лиг. Например, управляющие «Шлемами» организации вынуждены весь год жить на средства, которые заработают в течение трех недель соревнований. При этом финансировать другие турниры, а еще молодежные и взрослые программы. 

    Невозможно сравнивать топовые спортивные лиги со «Шлемами» по уровню доходов. К примеру, если Ассоциация тенниса США (USTA) заработала в 2023 г. $580,7 млн, то НФЛ за тот же период – $20,2 млрд, а НБА и МЛБ – соответственно $12,1 млрд и $11,34 млрд. Вполне логично, что лигам с сумасшедшими заработками проще делиться с игроками, чем вынужденным ориентироваться на непродолжительное окно получения дохода теннисным турнирам. 

    Еще одним важным фактором, работающим против Джоковича, его организации и других игроков, является специфика трудовых взаимоотношений в теннисе. Игроки классифицируются как независимые подрядчики, поэтому не защищены коллективным договором, как спортсмены в НБА или НХЛ. В такой же ситуации сегодня оказались бойцы Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC), довольствующиеся схожими с теннисистами отчислениями от доходов организации – не более 20%, констатирует Bloomberg.