Рискует на трассе и задирает ветеранов: в «Формуле-1» новая молодая звезда

    22-летний Лиам Лоусон может стать напарником Макса Ферстаппена в «Ред Булл» уже в этом сезоне
    IMAGO/Eibner
    IMAGO/Eibner

    3 ноября пройдет Гран-при Бразилии в «Формуле-1». Одна из главных интриг – кто будет напарником Макса Ферстаппена в «Ред Булл» после этапа. По информации GPblog, Серхио Перес, вероятно, покинет команду после гонки в Сан-Паулу. Причиной называется неудачная серия выступлений мексиканца, а главным кандидатом на замену – 22-летний новозеландец Лиам Лоусон.

    В сентябре 2024 г. Лоусон впервые получил место за болидом «Формулы-1» в «РБ» (вторая команда «Ред Булл»), заменив австралийца Даниэля Риккардо до конца сезона-2024. Тем не менее за такой короткий срок молодой новозеландец успел впечатлить боссов австрийской команды. В первой же гонке на Гран-при США-2024 Лоусон занял девятое место и заработал два очка для «РБ», хотя стартовал 19-м.

    Стоит отметить, что Лиам дебютировал в «Ф-1» еще в прошлом сезоне. В качестве резервного пилота новозеландец заменил травмированного Риккардо на Гран-при Нидерландов. «Бедного парня посадили в машину, на которой он никогда не ездил, я на самом деле думаю, что он неплохо справился», – говорил руководитель команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер после дебюта Лиама в 2023 г. Новозеландец также участвовал в Гран-при Италии, Сингапура, Японии и Катара. В Сингапуре Лоусон набрал свои первые очки в «Формуле-1», заняв девятое место.

    Тем не менее Лиам вызывал и негативные реакции. На Гран-при США-2024 главный ветеран «Ф-1» Фернандо Алонсо остался крайне недоволен маневрами Лоусона. Во время спринта испанец назвал Лиама «идиотом», поскольку новозеландец агрессивно защищался, что привело к потере позиций обоими гонщиками. Позже Алонсо высказался: «Слишком много действий, пожалуй, от Лоусона, у которого есть шесть гонок, чтобы проявить себя. Не думаю, что это лучший способ, но на кону его карьера, не моя». Кроме того, после финиша Алонсо и Лоусон провели эмоциональную беседу. Фернандо пообещал «подгадить» Лиаму. В квалификации к гонке испанец демонстративно обогнал новозеландца сразу после выезда с пит-лейна.

    На следующем Гран-при в Мексике у Лоусона случился конфликт с Пересом, чье место в «Ред Булл» Лиам планирует занять. Серхио выразил удивление по поводу бесцеремонного поведения Лоусона на трассе, особенно когда тот резко вернулся на трассу после вылета, не обращая внимания на соперников. Один из инцидентов завершился контактом между болидами Лиама и Серхио. Перес сказал, что Лоусон проигнорировал предупреждение Алонсо о необходимости уважения на трассе.

    Также после серии пит-стопов и перестановок на 40-м круге гонщики вновь сошлись в борьбе за 16-е место. Лоусон обогнал Переса на прямой на свежих шинах и показал ему средний палец. Оба гонщика не набрали очков, но Лиам четко обозначил свою позицию. После гонки на камеры попал напряженный разговор между ними. «Мое отношение к гонкам не изменится. Я всегда буду таким, каким есть», – сказал Лоусон после гонки в Мексике. «Мы с Серхио обменялись парой фраз после гонки, но уехали с автодрома почти сразу после окончания Гран-при». Лиам также добавил: «Каждый уик-энд наша цель – попасть в очки. Я знаю, что у «Ред Булл» есть ожидания касательно меня, и я сам ожидаю от себя отличной работы. Я хочу остаться в «Формуле-1» и получить полноценное место на следующий сезон. Эти шесть гонок – ключ к этому». 

    В карьеру Лоусона вложили $10 млн

    Лиам Лоусон вырос в Пукекохе, небольшом городе с населением около 25 000 человек. С самого юного возраста будущий гонщик увлекся автоспортом, чему способствовало увлечение его отца «Формулой-1» и австралийскими суперкарами. В детстве Лиам был одержим любыми транспортными средствами, будь то автомобили, велосипеды, экскаваторы или тракторы. «Я любил все, что было с мотором», – говорил Лоусон в интервью The Athletic.

    Увлечение Лиама автоспортом укрепилось в детском саду, где он подружился с Мэтью Пейном, чей отец был гонщиком. Однажды Пейн привел Лоусон на гонку отца и новозеландец окончательно влюбился в автоспорт, что побудило его заняться картингом. 

    Лиам быстро проявил свой талант и начал серьезно заниматься этим спортом. С семи лет Лиам и его отец путешествовали по всей Новой Зеландии, участвуя в национальных соревнованиях. «С раннего возраста было много времени, когда я не учился в школе, но много раз ездил на гонки с папой», – вспоминал Лоусон. Несмотря на то, что население Новой Зеландии чуть более 5 млн человек, страна имеет богатую историю в автоспорте высшего уровня. Среди успешных гонщиков можно назвать Скотта Диксона (шестикратный чемпион IndyCar), Шейна ван Гисбергена (дебютировал в NASCAR в этом году), Брендона Хартли (трехкратный победитель «24 часа Ле-Мана») и Митча Эванса с Ником Кэссиди (лидеры Formula-E). Лоусон стал национальной звездой в картинге. Лиам выиграл «Формулу-Форд» и занял второе место в австралийской «Формуле-4». 

    Тем не менее новозеландцу всегда не хватало финансов для продвижения по карьерной лестнице, в отличие от многих пилотов «Формулы-1», Лоусон не из богатой семьи. В 2017 г. новозеландец занял второе место в программе подготовки к IndyCar, что не позволило ему получить стипендию. Тогда Лиам вместе с родителями запустил специальный фонд, чтобы собрать средства на выступления в Европе. Всем инвесторам обещали вернуть все инвестиции, а также некий процент. Средств от новозеландских спонсоров хватило только на сезон в немецкой «Формуле-4», где 16-летний Лиам занял второе место. Позже в 2018 г. Лиам также успешно выступил в азиатской «Формуле-3», выиграв три гонки, три поул-позиции и установив три самых быстрых круга.

    В возрасте 16 лет Лоусон на время переехал в Нидерланды, где базировалась его команда «Формуле-4» Van Amersfoort Racing. «Это было очень чуждо тому, к чему я привык в Новой Зеландии, – вспоминал Лоусон. – Мне пришлось научиться заботиться о себе и впервые жить одному. Я определенно не был хорош в этом. Потребовалось много времени, чтобы привыкнуть к приготовлению еды и всему подобному, пытаясь выжить».

    Первый крупный успех Лоусона состоялся на домашнем турнире Toyota Racing Series в 2019 г. На этом зимнем новозеландском турнире, Лиам был самым молодым участником и выиграл дебютный сезон, победив в пяти гонках из 15, взяв четыре поула и шесть подиумов. После этого турнира талантливого новозеландца подписал «Ред Булл», всего через девять дней после его 17-летия.

    По оценкам отца Лоусона, с 2017 по 2023 гг. на развитие карьеры Лиама было потрачено $10 млн. Большую часть из этих затрат покрыл «Ред Булл», остальное – новозеландские спонсоры.

    «Ред Булл» считает Лоусона готовым к «Формуле-1»

    Лоусон, сразу после подписания контракта с «Ред Булл», вернулся в Европу для участия в Open Euroformula, где он выиграл четыре гонки и уступил лишь 20-летнему Марино Сато. Параллельно Лиам принял участие в мировой «Формуле-3». Там новозеландцу было гораздо сложнее, так как пелотон состоял из сильных гонщиков, таких как Роберт Шварцман и будущий партнер по «РБ» Юки Цунода. Лиам дважды попал на подиум и завершил сезон на 11-м месте.

    В сезоне-2020 конкуренция возросла еще больше, добавились такие гонщики, как Оскар Пиастри, Тео Пуршер и Фредерик Вести. Лиам провел более успешный год с поулом, тремя победами и тремя подиумами, заняв пятое место в общем зачете. «Ред Булл» решил не задерживать Лоусона в «Ф-3» и перевел новозеландца в «Формулу-2». В «Ф-2» Лиам выиграл дебютную гонку, дважды поднялся на подиум и занял девятое место в общем зачете. В сезоне-2022 Лиам улучшил свои результаты, выиграв три гонки и закончив на третьем месте.

    В 2023 г. накопив достаточно очков для лицензии гонщика «Формулы-1», Лиам был отправлен в японскую Super Forrmula (закончил сезон на втором месте) и получил должность резервного пилота в «Ред Булл» и фарм-команде «Альфа Таури». 

    Консультант «Ред Булл» Гельмут Марко говорил в интервью сайту команды, что Лиам умеет точно и умно рассчитывать свои возможности в борьбе колесо в колесо, грамотно рискуя. Лоусон предстал как надежный гонщик, которому можно доверить машину и результат. 

    «Несмотря на небольшие недостатки, Лоусон – очень талантливый пилот. Кроме того, он амбициозный парень и умеет работать с инженерами, а также быстро переключился между «Ф-3» и «Ф-2», – говорил Марко.

    Руководитель отдела проектирования «Альфа Таури» Джонатан Эддоллс говорил, что в «Формуле-1» Лиам оказался благодаря своей адаптивности и умению управлять разными болидами на различных трассах. Это помогло ему укрепить свою позицию в системе «Ред Булл» и стать «самым готовым к «Ф-1» молодым гонщиком».

    Лоусон утверждает, что ничего не заработал на гонках

    Лоусон ощущает ответственность перед своей страной, выступая в Формуле-1, и это оказывает на него большое влияние. Несмотря на талант и успех на национальном уровне, новозеландским гонщикам часто сложно пробиться на вершину автоспорта из-за географических ограничений. Многие из них стремятся к чемпионату суперкаров в Австралии, считая это своим потолком.

    «В Новой Зеландии считают, что попасть в «Формулу-1» невозможно, – говорил Лоусон. – «Мне об этом говорили с детства. Даже те, на кого я равнялся, говорили, что это невозможно. Но когда тебе восемь лет, ты можешь мечтать о чем угодно. Я надеюсь, что мои достижения покажут другим, что это возможно».

    Также Лиам занимается благотворительностью на родине. В 2024 г. первый автомобиль пилота «РБ» Subaru Forester, который Лоусон лично реконструировал, был выставлен на аукцион. Вся прибыль пойдет новозеландскому фонду I Am Hope, который помогает молодым спортсменам. Кроме того, Лиам является амбассадором Фонда Тони Куинна, финансирующего гонщиков Новой Зеландии.

    Несмотря на сообщения The Scotsman, утверждающие, что состояние Лоусона составляет $1,5 млн, сам новозеландец говорит, что это не так. «Мое состояние равно нулю. Единственные деньги, которые я заработал, были от трансляций на Twitch», – сказал Лиам в интервью HiTech GP. 

    Сообщается, что в «Ред Булл» Лоусон получает $300 000 за сезон. Лиам рассказывал, что много денег уходит на оплату страховки жизни, аренды квартиры в Англии, а также услуги персонального тренера, диетолога и спортивного психолога.

    На сайте Лоусона указано множество личных спонсоров новозеландца. Red Bull стоит особняком в этом списке, но Rodin Cars (производитель автомобилей) также оказывает значительную поддержку на протяжении нескольких лет. Автосалон Giltrap Group поддерживает Лиама с времен его участия в «Формуле-4», а также в списке есть новозеландские компании Turners Automotive Group, Porter Group, Cumulo9 и BG Marketing. В 2022 г. спонсором Лоусона стал стриминговый сервис Spark Sport.