Интервью генерального директора Каспийского Трубопроводного Консорциума Николая Горбаня, опубликованное в сентябрьском номере корпоративного журнала «Панорама КТК»
Николай Николаевич, спасибо, что выделили для интервью время в рамках инспекционной поездки по производственным объектам. Она началась в Казахстане, в Атырауской области. Чем порадовали казахстанские коллеги, о чем говорили на собраниях с коллективом?
Прежде всего я посчитал важным лично выразить благодарность коллективу нашего Восточного региона, который проявил себя максимально ответственно, можно сказать, самоотверженно, оперативно реагируя на любые возникающие вызовы в период паводка.
КТК-К своевременно и активно включился в работу по противопаводковым мероприятиям. Помимо прочего, в районе поселка Береке мы помогли возвести дамбу протяженностью более 5 км.
На участке строительства было задействовано 40 единиц спецтехники компании, включая 28 самосвалов, много экскаваторов, бульдозеров, дорожных катков. Консорциум предоставил для строительства дамбы 8600 м2 геотекстиля и 300 тыс. мешков с песком, при этом некоторую часть техники мы перегнали из Астрахани.
Техническое перевооружение в рамках ПУУМ на НПС «Тенгиз» и «Атырау» завершено успешно, в срок и без происшествий. По-моему, отличный результат.
Каковы результаты проверки объектов на российской территории? Как показывает себя на практике новое оборудование, установленное в рамках ПУУМ?
На НПС-2 завершены работы по установке четырех частотно-регулируемых преобразователей для электродвигателей магистральных насосных агрегатов. Отдельно отмечу: ЧРП и агрегаты сделаны отечественными компаниями, что сейчас придает трубопроводной системе Тенгиз — Новороссийск дополнительную производственную устойчивость. Оборудование работает штатно и без нареканий, поэтому и на других объектах также осуществляется его установка.
Нефтепровод — сложная система, и некоторые вопросы, в том числе технические, не решаются дистанционно. Необходимо приехать посмотреть своими глазами, поговорить с исполнителем работ на месте с учетом собственного производственного опыта. Это дисциплинирует и руководителя, и работника. Прямой диалог — это очень важный элемент устойчивого развития.
Главный итог — безаварийная работа и безукоризненное в своем большинстве соблюдение правил охраны труда, своевременное исполнение планов по модернизации.
Кстати, так совпало, что по ходу инспекций в Элисте 2–3 июля провели командообразующее корпоративное мероприятие по Лидерству в развитии Культуры безопасного производства (КБП) КТК. На нем присутствовали топ-менеджеры Консорциума, а также руководители и специалисты всех производственных объектов. И там мы серьезно проработали ключевые цели и задачи нового Стратегического плана по ОТ, ПБ и ООС на 2025–2027 годы, и это тоже прямой диалог руководства компании и специалистов на местах.
Что такое лидерство в ОТ, ПБ и ООС лично для вас? В чем вы видите главное вдохновение лидера? Что нового предусматривает стратегический план КТК по ОТ, ПБ и ООС на 2025–2027 годы?
Лично для меня лидерство в данном контексте — это осознанное соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности и продвижение личным примером этой идеи.
Это ответственность перед коллективом в создании условий труда, обучении, обеспечении средствами защиты и необходимой информацией и, как я сказал, личный пример действий. Руководитель любого уровня, включая все предприятие, должен в первую очередь сам неукоснительно соблюдать принципы Культуры безопасного производства.
Это один из важнейших факторов вертикальной интеграции, объединения в достижении общих целей и мотивации каждого отдельно взятого сотрудника.
Вдохновение же лидера, на мой взгляд, приходит с осознанием результативности проделанной работы. У нас сегодня за плечами очередной масштабный проект — ПУУМ. Любой специалист в нефтегазовой отрасли согласится, что строительство зачастую чувствительно пополняет статистику несчастных случаев, инцидентов, ДТП и т.п. Уверен, что минимизировать их число нам во многом помогла внедренная годы назад система Культуры безопасного производства, а также проводимые нами сопутствующие профильные мероприятия и информационные кампании, в том числе наш командообразующий корпоративный День безопасности.
Соответствующий стандарт предприятия был принят в начале 2022 года. По принятой в общемировой практике шкале Брэдли сейчас наша компания вышла на третий, «независимый» уровень Культуры безопасного производства, и поступательное движение продолжается.
Что важно, в него вовлечены все уровни сотрудников и руководства КТК для повышения уровня Культуры безопасного производства и развития лидерства, что становится очередным шагом к более эффективному управлению рисками, характерными для нашей отрасли.
Отдельно отмечу: стратегический план по ОТ, ПБ и ООС на 2025–2027 годы учитывает результаты выполнения предыдущего Плана-2022–2024 в совокупности с актуальным практическим опытом компаний-акционеров и нефтяной промышленности в це лом. Количество целей (7 + базовая) не меняется, но этапы их реализации актуализированы.
Как и в предыдущем плане, каждый руководитель КТК высшего звена назначен куратором определенной стратегической цели. Я курирую базовую цель по повышению уровня Культуры безопасного производства и развития лидерства.
Обновления в Плане обусловлены следующим: компания завершила строительство в рамках ПУУМ, внедрила обновленные контролирующими госорганами планы ЛРН, миновала период пандемии COVID-19 — отсюда изменилось количество ключевых производственных рисков. В связи с увеличением производительности трубопровода (с модернизацией НПС) и Морского терминала (с вводом в строй новой СИКН) больше внимания уделяется безопасности морской перевалки нефти и ее хранения в резервуарных парках, энергоснабжению, а также надежности линейной части на всем протяжении нефтепровода Тенгиз — Новороссийск.
С 2022 года действуют объектовые и управляющие Комитеты по развитию КБП с каскадной иерархией. В процедуры обучения, аттестации, оценки рисков внедрены эффективные методики «Пять почему», «Дерево причин» и другие, а также VR-технологии. Эти достижения и организационные изменения новый План учитывает. В новом Плане учитывается и работа с подрядными организациями по совершенствованию КБП на основе лидерских практик, обмена опытом и мотивационной составляющей.
Также будет разработан и внедрен ряд инструментов для развития навыков лидерства и его популяризации: Академия талантов, специализированный веб-сайт по ОТ, ПБ и ООС с мобильным приложением, чат-бот, программа мониторинга деятельности Комитетов КБП.
Охрана окружающей среды как одна из целей Плана также получит ряд новых инструментов. Так, планируется совершенствование автоматизации системы контроля качества атмосферного воздуха на Морском терминале, повышение качества контроля морской акватории с использованием гидробионтов, конструктивизация диалога с местным населением по экоповестке путем организации встреч, круглых столов, оперативного реагирования на жалобы и предложения.
Какова оптимальная мотивация для работника, для лидера по ОТ, ПБ и ООС и что нужно, чтобы стать лидером?
Мотивации лучше, чем поощрение, наверное, еще не придумано. В КТК система поощрения за достижения в области ОТ, ПБ и ООС действует в течение ряда лет. Мы знаем, что люди все разные и кому-то авторитет и уважение в коллективе важнее, скажем, денежной премии. Фотография на Доске почета и публикация в корпоративной прессе также дорогого стоят.
Хорошо мотивирует личный пример руководителя в приверженности соблюдения принципов безопасности труда. Когда человек видит, что все требования и регламенты соблюдаются не для галочки, а как осознанная необходимость, от которой зависят здоровье и жизнь людей, он скорее поверит в то, что и ему следует поступать так же. И это и есть Культура безопасного производства и лидерство как важнейший ее механизм.
Лидером может стать каждый, а не только начальник. Для этого нужно быть человеком инициативным и неравнодушным, открытым к совершенствованию принципов охраны труда и промышленной безопасности, а также лидерских практик.
Основные работы по ПУУМ завершены, система готова прокачивать 83 млн тонн нефти в год. В начале года вы говорили, что КТК, согласно предварительным заявкам грузоотправителей ожидает около 70 млн. Система функционирует исправно, без повреждений, разминирования акватории Морского терминала не ожидается. На этом фоне по итогам заседания управляющих органов было заявлено о существенном снижении объемов сдачи нефти от грузоотправителей в 2024 году. Подскажите, это разовое событие или некая тенденция? И связываете ли вы это с разработкой дополнительных вариантов транспортировки нефти из Казахстана на мировые рынки?
Как было не раз сказано официально, и специалисты это знают отлично, реальной альтернативы трубопроводу Тенгиз — Новороссийск для поставок основных объемов казахстанской нефти на экспорт нет и в ближайшей перспективе создано быть не может просто технически.
Дополнительные маршруты экспорта нефти Казахстану действительно необходимы также по понятным причинам, и это не политика, а расчет на будущий рост добычи, хеджирование рисков, диверсификация рынков, одним словом, здравый смысл.
КТК за свою более чем 25-летнюю историю доказал свою надежность, адаптивность, способность при необходимости к модернизации и расширению. Доказал своей ритмичной работой, профессионализмом и, не побоюсь так выразиться, местами самоотверженностью работников как самого Консорциума, так и партнерских и подрядных организаций.
Да, согласно актуализированному прогнозу, в 2024 году ожидается снижение на 7% объемов транспортировки нефти по сравнению с показателями, заложенными в бюджет на основании предварительных заявок грузоотправителей.
Так, отгрузка с месторождения Тенгиз предполагает снижение на 7,9 млн тонн и увеличение на 3,3 млн тонн с месторождения Кашаган, общее отклонение от запланированных объемов — 4,8 млн тонн.
В целом планируем отгрузить около 65 млн тонн, то есть поставить новый рекорд. По состоянию на 30 июня текущего года мы отгрузили 33,2 млн тонн, что на 1 млн больше, чем за первую половину 2023 года.
Не моя прерогатива комментировать наличие либо отсутствие некой тенденции. Однако тема снижения заявленных ранее объемов становится объектом повышенного внимания всех акционеров как фактора, влияющего на получение прибыли Консорциумом и выплаты дивидендов его участникам. Ведь под заявленные объемы КТК планирует свои силы и средства, закупает противотурбулентную присадку, резервирует мощности электроэнергии, то есть несет некоторые издержки.
С учетом текущих реалий, продвинулся ли КТК в вопросах импортозамещения по основным узлам и агрегатам?
Да, здесь КТК проделана большая работа: все основные агрегаты, узлы, расходные материалы и прочее поставляются и будут поставляться в интересах Консорциума бесперебойно. Объем импортозамещенного оборудования примерно приближается к 85%. Почти по всем позициям, которые требовали замены, мы нашли аналоги российского производства. Но по критическим элементам есть еще куда двигаться.
В этом номере журнала рассказывается о начале нового для КТК проекта — перехода от газовых турбин на внешнее электроснабжение объектов. Насколько масштабно это начинание и что в себя включает? Можно ли сравнить «программу электрификации» с ПУУМ или Проектом расширения?
Реализуя этот новый проект, мы работаем, можно сказать, на опережение, снимаем для себя некоторые риски, заботимся об экологии, уходя от газотурбинных установок.
В рамках реализации Программы замены магистральных насосных агрегатов с ГТУ на МНА с электродвигателями необходимо выполнить реконструкцию трех нефтеперекачивающих станций и построить объекты внешнего электроснабжения для двух НПС.
В настоящее время разрабатывается опытный образец отечественного МНА с ЭД мощностью 8,3 МВт в комплекте с ЧРП и установкой продувки и охлаждения ЭД. После того как он пройдет заводские приемочные испытания, мы начнем реализацию Программы. Расчетный срок — июнь 2025 года.
Наличие необходимых компетенций и мощностей у структурных подразделений ПАО «Транснефть» в качестве партнеров Программы не вызывает сомнений: заводами этой компании за несколько истекших лет изготовлено более 40 магистральных насосов, которые в настоящее время работают на НПС без проблем и нареканий.
В рамках Программы будут построены новые здания насосных со вспомогательным оборудованием, кабельные эстакады, системы пожаротушения, технологические трубопроводы, магистральные ВОЛС. И все это будет происходить на работающей системе!
Таким образом, если по объемам работ Программа замены МНА с ГТУ незначительно уступает Программе устранения узких мест, то по сложности решаемых вопросов она значительно превосходит ПУУМ. Поэтому для реализации Программы будут максимально привлечены специалисты, хорошо зарекомендовавшие себя при реализации других значимых для КТК проектов.
Каждый объект проверяется по стандартной схеме или индивидуально?
При всей стандартизированности наших НПС каждая имеет те или иные особенности. Где-то обязательно уделим внимание результатам установки ЧРП, работе СИКН, УРД, систем обеспечения промышленной и экологической безопасности, других важных элементов.
На Морском терминале идет плановая замена подводных и надводных шлангов на ВПУ-2 — это сложная работа и требует к себе отдельного внимания.
Все основные процессы на объектах должны не только обеспечиваться в режиме, как говорится, 24/7, но и контролироваться руководством компании. Конечно, проверяем готовность к нештатным ситуациям, спасательное снаряжение, технику. Уделяем внимание работе Службы безопасности. Кстати, не так давно была предотвращена криминальная врезка в наш нефтепровод. Одним словом, максимальный инспекционный охват для максимального результата.
В рамках поездки вы приняли участие в финальной стадии нескольких благотворительных проектов. Что можно сказать об этой деятельности КТК на перспективу: сохранит или изменит она свои объемы? Какие проекты дороги лично вам?
Мы вручили скорые и медтехнику в Ставрополе, в Калмыкии подарили автобус спортивной школе, водоочистительные фильтры детским учреждениям, оборудование заповеднику «Черные земли».
Все, что связано с детьми, — мое любимое. Это и детский сад, который мы построили в Новороссийске. «Остров сокровищ» — двукратный победитель всероссийских смотров-конкурсов. Это и наш проект «КТК — талантливым детям», в котором участвуют юные исполнители из четырех регионов России, а также из Казахстана. Это «КТК — первоклассникам», «Сохраним природу родного края», где в эколого-просветительских проектах участвуют дети, а мы помогаем заповедникам и оказываем поддержку нацпроекту «Экология».
В 2023 году мы вложили в социальные проекты свыше 610 млн руб. в России и около 1,5 млрд тенге в Казахстане. Покупали компьютерные томографы, экскаваторы и актуальные в условиях развития нацпроекта «Образование» мобильные технопарки — «Кванториумы». Это такие микроавтобусы, заполненные 3D-принтерами, станками с ЧПУ, лазерными МФУ, десятками мощных ноутбуков. Они ездят по сельским школам, учат ребят программированию, моделированию и многому другому, важному для профориентации. Понимаем, что через 10–15 лет профессии будут уже новые, связанные с IT, нейросетями и т.д., будут востребованы новые навыки, а закладывать эти основы ребятам надо сейчас.
Еще в прошлом году мы начали крупную стройку — Культурно-эстетический центр для детей и молодежи в Астраханской области. В мае этого года началось строительство такого же КЭЦДМ в Южной Озереевке, под Новороссийском.
Магистральный нефтепровод КТК проходит по Атырауской области в Казахстане и по четырем регионам России: Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставропольскому и Краснодарскому краям. В рамках возобновляемых пятилетних соглашений с правительствами этих регионов наша компания традиционно помогает медицинским, образовательным и культурным учреждениям, детским спортивным центрам, транспортникам, коммунальщикам.
Лично для меня каждый из этих проектов одинаково близок и дорог. Но гораздо важнее, чтобы все они приносили пользу и радость людям, жителям регионов прохождения нашего нефтепровода. И, судя по отзывам, пока нам это удается. Это наша ответственность, наша социальная работа, которая будет осуществляться в
Слоган КТК звучит как «Международный проект, проверенный временем». Можете ли что-то добавить к этому лаконичному определению?
КТК — это точка роста в самом широком понимании этого словосочетания. КТК — это высокая динамичность и ответственность. КТК — это маршрут добрых дел…
Здесь нельзя не упомянуть и наш уникальный коллектив профессионалов, и качественный уровень промбезопасности на протяжении всего технологического процесса, и способность извлекать уроки из любого опыта, становиться лучше и сильнее.
Но, помимо этого, Консорциум сегодня — это, безусловно, проверенный временем, но динамично и поступательно развивающийся трансграничный проект, объединивший территории и акционеров Казахстана и России, а также других участников из целого ряда стран.
Не будет преувеличением сказать, что наша деятельность и благотворительные проекты объединяют людей, руководство регионов, подрастающее поколение. Это удивительно, но уже выросли и шагнули во взрослую жизнь пара поколений детей участников наших первых конкурсов и проектов!
Эта синергия результативного, динамично развивающегося производства и энергетики успешных и позитивно настроенных людей вокруг нас — то, что придает дополнительные силы двигаться вперед и вверх, способствует и росту производства, и межгосударственному диалогу, и просто делает жизнь вокруг немного лучше.