28-29 мая 2024 года в г. Самарканде (Республика Узбекистан) состоялись годовые общие собрания акционеров АО «КТК-Р» и АО «КТК-К».
В ходе мероприятий генеральный директор Н.Н. Горбань представил доклад о состоянии хозяйственной деятельности компании, результатах в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности. В текущем году без травм и происшествий отработано почти 5,5 млн человеко-часов, включая подрядчиков, при этом пробег автотранспорта без ДТП составил свыше 11,3 млн км.
С 1 января по 24 мая 2024 года загружено 244 танкера, что на 5 судов превысило показатель прошлого года, на экспорт поставлено 26,7 млн тонн нефти против 25,92 млн 2023 года соответственно.
При этом, согласно актуализированному прогнозу, в 2024 году ожидается снижение на 7% объемов транспортировки нефти по сравнению с показателями, заложенными в бюджет на основании предварительных заявок грузоотправителей.
Так, отгрузка с месторождения Тенгиз предполагает снижение на 7,9 млн тонн и увеличение на 3,3 млн тонн с месторождения Кашаган, общее отклонение от запланированных объемов – 4,8 млн тонн.
В этой связи акционеры обсудили вопросы заявочных кампаний грузоотправителей и фактического их исполнения, как фактора, влияющего на получение прибыли консорциумом и выплаты дивидендов участникам КТК.
Представителями акционеров также был рассмотрен ход финализирующих мероприятий Программы устранения узких мест (ПУУМ). В частности, на НПС «Тенгиз» завершены строительно-монтажные работы на объектах расширения подстанции Кегок 220кВ и ВЛ 220кВ.
На НПС «Астраханская» в рамках демонтажа магистральной насосной первоначального строительства выполнены консервация и упаковка электродвигателей и магистральных насосных агрегатов. На НПС-4 завершен, а на НПС-3 и НПС-5 продолжается монтаж частотно-регулируемых преобразователей. Текущий график реализации ПУУМ предусматривает завершение работ по всем объектам ПУУМ в Российской Федерации и Республике Казахстан до февраля 2026 года, включая SCADA и объекты на Морском терминале: демонтаж СИКН (Система измерения количества и качественных показателей нефти), установку нового УРД (узел регулирования давления) и ССД (система сглаживания давления).
Напомним, что 31 декабря 2022 года акционерам КТК было направлено уведомление о том, что в рамках реализации ПУУМ в полном объеме построены и введены в эксплуатацию все объекты на НПС «Тенгиз» и НПС «Астраханская», которые оказывают влияние на возможность трубопроводной системы КТК принять к перекачке дополнительные объемы нефти. В настоящий момент трубопроводная система Консорциума способна транспортировать с казахстанской территории порядка 72,5 млн тонн нефти в год и до 83 млн тонн нефти в год – через Российскую Федерацию.
В рамках нового масштабного проекта – Программа строительства внешнего энергоснабжения – проводятся предпроектные обследования, полевые, геологические и инженерные изыскания, а также разработка основных проектных решений для А-НПС-4А, НПС «Комсомольская» и НПС «Кропоткинская».
Кроме того, ритмично реализуется проект по реконструкции линейной части нефтепровода КТК. На 17-километровом участке на входе НПС «Комсомольская» по состоянию на 14 апреля 2024 года готовность превысила 60 %, подключение нового участка запланировано на октябрь 2024 года.
Также участники заседаний обсудили ход выполнения проектных и иных мероприятий по подготовке к замене выносных причальных устройств ВПУ-1 и ВПУ-2 в акватории Морского терминала Консорциума под Новороссийском в ближайшие годы.
Напомним, что в рамках ежегодной деятельности по обеспечению безопасности эксплуатации причальных комплексов Морского терминала 26 апреля 2024 года были начаты работы по плановой замене 54 шлангов на ВПУ-2. Эта операция занимает ориентировочно 70 дней при благоприятных погодных условиях.
Представители акционеров рассмотрели и утвердили годовую финансовую отчетность и распределение прибыли АО «КТК-Р» и АО «КТК-К» за 2023 год, а также утвердили аудиторские организации на 2024 финансовый год.