16 апреля 2024 года Резервуарный парк Морского терминала КТК посетила группа экологических активистов, местных жителей из Новороссийска, станицы Раевская, сел Южная Озереевка и Глебовское, а также представителей СМИ. Из числа приглашенных не смогли присутствовать представители администрации г. Анапы.
Визит был организован в ответ на пожелания участников круглого стола между КТК и общественностью, состоявшегося в Новороссийске 13 декабря 2023 года, где обсуждались вопросы контроля летучих органических соединений в атмосферном воздухе в зоне деятельности Морского терминала Консорциума, результаты научных исследований водной среды у побережья полуострова Абрау и другие актуальные темы экоповестки.
Руководители и специалисты Консорциума познакомили гостей с объектами Морского терминала, а также рассказали о современных и безопасных технологиях, применяющихся при хранении, транспортировке и перевалке углеводородного сырья в нефтеналивном порту.
Гостям сообщили, в частности, принципиальную схему работы Морского терминала. Из магистрального трубопровода нефть сначала поступает в расположенный в горах Резервуарный парк Морского терминала. Он представляет собой одно из крупнейших в России нефтехранилищ общей вместимостью 1 млн тонн. 10 резервуаров РВСПК-100000, оснащенные автоматической системой пожаротушения, находятся в мощных, надежных бетонных каре, способных вместить 120% содержимого каждого резервуара.
Особый интерес посетителей в контексте эмиссий летучих органический соединений и паров нефти вызывало оборудование резервуаров с плавающей крышей. Особенность этой технологии заключается в том, что крыша лежит непосредственно на нефти и этим эффективно препятствует попаданию летучих углеводородов в атмосферу. Для исключения попадания нефтяных паров в атмосферу резервуары оборудованы плавающими крышами с жестким вторичным затвором высокой плотности.
За счет разницы геодезических отметок Резервуарного парка (РП) и Береговых сооружений (БС) нефть из резервуаров РП под действием силы тяжести поступает по межплощадочному трубопроводу на БС и далее по подводным трубопроводам на выносные причальные устройства (ВПУ), откуда по двум надводным наливным шлангам уже подается в судовые танки танкеров.
ВПУ находятся на значительном удалении от берега (около 5 км), что позволяет выполнять погрузочные операции, в том числе, при неблагоприятных метеоусловиях.
Также гостям продемонстрировали уникальный высокотехнологичный комплекс очистки бытовых и производственно-дождевых сточных вод и систему водоотведения. Сточная вода очищается до показателей рыбохозяйственного значения и используется для восполнения противопожарного запаса воды Морского терминала, что позволяет исключить сброс сточных вод в морскую акваторию.
Напомним, что КТК с 2018 года регулярно организует дни открытых дверей и круглые столы для общественности, местных жителей, а также для представителей СМИ, знакомя с производственными процессами транспортировки нефти. Так, только в 2023 году состоялись два таких круглых стола и визит депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. Такие контакты позволяют выстроить позитивный диалог в рамках транспарентной политики КТК в области охраны окружающей среды.