Операция «Коронация»
Рosié – совсем новое имя на ювелирной карте Москвы. Название проекта, представленного алмазодобывающей компанией «Алроса», созвучно имени швейцарского мастера Жереми (Иеремии) Позье, бывшего ювелиром при дворе трех императриц – Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Более трех десятков лет Позье вместе с другими мастерами обслуживал весь высший свет и аристократию, создавая украшения и драгоценные сувениры для императорской семьи, ее приближенных и дипломатов.
Позье был признанным виртуозом огранки и закрепки камней, его вещи отличали техническая новизна и высокий художественный вкус. Не случайно именно ему будущая императрица Екатерина II доверила изготовить корону для своего восшествия на трон. Всего за два месяца предстояло создать «самую богатейшую вещь, которая только имеется в Европе». Для этого ювелиру был разрешен доступ в сокровищницу императрицы, он мог разбирать на части ее драгоценности и вынимать из них любые камни.
Результатом работы (Позье трудился вместе с другим ювелиром, Георгом Фридрихом Экартом) стала Большая императорская корона – одно из самых инновационных для своего времени произведений ювелирного искусства.
Корону украсили 4936 бриллиантов разных форм, 75 жемчужин и великолепная шпинель весом 398,72 карата. Вплоть до 1922 года красный камень считали рубином, лишь академик-минералог Ферсман установил, что это шпинель.
Символ российской монархии – в Большой императорской короне всходили на престол все последующие представители царской династии, вплоть до Николая II, – хранится в Алмазном фонде.
К 250-летнему юбилею главной монаршей регалии и 400-летию дома Романовых по заказу Гохрана России была изготовлена копия коронационного головного убора. Над репликой работали мастера «Алроса».
Сохранив облик и структуру монаршего венца, ювелиры создали самостоятельное произведение: серебро заменили на белое золото, алую шпинель – на рубеллит, а крупные алмазы, которыми был вымощен узор, придуманный Иеремией Позье, – на ограненные якутские бриллианты.
Большая императорская корона 1762 года и ее реплика, выполненная в 2012 году, стали точкой встречи традиций прошлого и современного мастерства, и эту преемственность отныне призван развивать и укреплять новый социально-культурный проект Posié.
Проект будет включать работу с архивами, выставочные и образовательные программы, сотрудничество с молодыми дизайнерами, изучение стилистики и технических приемов, характерных для русской ювелирной школы.
Создание современных коллекций мастерами, вдохновленными бриллиантовым веком русской истории, – еще одна ипостась Posié как ювелирного бренда. Дизайнерский коллектив компании уже успел показать несколько коммерческих линий украшений.
Точкой отсчета стала эпоха, когда представители российской ювелирной школы сформировали свой особый подход в работе с бриллиантом, гораздо более свободный, чем западноевропейский. Вдохновением для украшений Posié «Пируэт», «Веера», «Пике» стал XVIII век – блестящие балы, мода и аксессуары того времени, правила этикета и рисунки на тканях. В кольцах и подвесках «Веера» наряду с камнями с современными типами огранки использованы бриллианты старинной формы «роза», которые не блестят, а мерцают, как свеча в антикварном зеркале.
Основным же мотивом стал веерный лепесток, то раскладывающийся в полный круг, то рассыпающийся на сегменты, то выступающий соло в каскадных серьгах и подвесках-лавальерах.
«Коронация» – самая торжественная коллекция Posié – отсылает нас к дизайну Большой императорской короны. Триумфальная символика лавровых венков и гирлянд, сплетенных из пальмовых листьев, по-новому раскрывается в сочетании бриллиантов огранок «круг», «кушон» и «маркиза».
Ярким выразительным акцентом в кольце и серьгах в виде бриллиантового вихря служат сочные шпинели бирманского происхождения огранки «кушон», созвучные историческому ярко-красному камню из императорского венца. Новые украшения получились изящными и деликатными, их актуальные силуэты исполнены былого аристократического благородства.
Так проект Posié исследует и преображает наследие русских ювелирных мастеров.