Наследие Позье
Когда речь заходит о русском ювелирном искусстве, первым на ум приходит имя Карла Фаберже. Но более искушенные в истории отечественного ювелирного дела, без сомнения, назовут Жереми (Иеремию) Позье (1716–1779). Швейцарец попал в Россию еще ребенком – по легенде, отправился пешком вместе с отцом в поисках лучшей жизни. А в итоге стал придворным ювелиром и создавал драгоценности для трех императриц: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Именно с Екатериной у Позье сложились доверительные отношения: для ее коронации 1762 года он исполнил свое главное творение – Большую императорскую корону.
В 2012 году ювелиры «Алроса» по заказу Гохрана сделали копию главной коронационной регалии Российской империи. Сегодня эта реплика стала центральным экспонатом выставки «Записки ювелира. Бриллиантовая история», открывшейся в Государственном историческом музее.
Одна из целей экспозиции состоит в том, чтобы провести параллели между искусством прошлого и современной ювелирной традицией. Поэтому рядом с историческими украшениями, брошами, табакерками и другими драгоценными предметами личного обихода российских императриц из собрания ГИМ, Алмазного фонда и Бриллиантовой кладовой Эрмитажа разместились произведения современных ювелирных мастеров. В частности, представлена первая коллекция высокого ювелирного искусства, созданная компанией «Алроса» совместно с ювелиром Михаилом Барышниковым в рамках проекта Posié.
Сам факт сотрудничества алмазодобывающего гиганта и независимого дизайнера уже заслуживает внимания, но и творческий результат получился весьма впечатляющим. В этой коллекции компания «Алроса» отказалась от использования ожидаемых крупных инвестиционных бриллиантов в пользу дерзких и остромодных дизайнерских решений.
Восемь единственных в своем роде драгоценных предметов под общим названием «Волшебные сказки» созданы под впечатлением фольклора и русских сказаний. Хорошо знакомые нам с детства артефакты, наделенные волшебной силой, стали ювелирными украшениями. За каждым из них стоит не только оригинальная дизайнерская идея, но и техническая изюминка. И конечно, не обошлось без российских бриллиантов от компании «Алроса».
Так в кольце «Яблочко на тарелочке» главную партию исполнил уральский демантоид из Полдневского месторождения весом 7,77 карата. Прозрачный зеленый гранат цвета хрустящего зеленого яблока свободно «катается» по внешнему кругу золотого блюдца, инкрустированного 297 круглыми бриллиантами, закрепленными шипом вверх. Внутри скрыто золотое «блюдо» с вырезанными хохломскими узорами.
Кольцо «Живая вода» напоминает сказку о чудодейственной жидкости, которая придает богатырскую силу. Внутри герметичной капсулы из белого золота – настоящая вода из озера Байкал. А обрамляют ее бриллианты: «груша» весом 1,58 карата и пятикаратный «кушон».
Кольца «Маковая росинка» (тоже придает богатырскую силу) – это пара закрученных спиралей из анодированного титана и из белого золота с бриллиантами фантазийной огранки, которую специалисты «Алроса» назвали «роса».
Перед огранщиками стояла технически сложная задача придать камню оригинальную форму «капли», позволяющую свету играть внутри него, не расходясь наподобие солнечных лучей в капле росы. Для цветного камня идеально сработала бы форма кабошона, но для бриллианта пришлось изобрести специальную мелкофасетчатую огранку, благодаря которой поверхность камня визуально воспринимается как гладкая.
Сказка про Курочку Рябу воплотилась в сложный чокер-трансформер «Золотое яичко». Его «скорлупки», украшенные 524 бриллиантами различных оттенков желтого от fancy yellow до intense yellow, словно 3D-пазл, складываются в декоративное закрытое яйцо. А сам ювелирный сотуар (все его элементы можно менять местами) разбирается и легко превращается в короткий чокер и два отдельных браслета.
Венцом коллекции стала невесомая титановая тиара. Силуэт традиционного головного убора, кокошника, Барышников покрыл специальной черной краской, используемой в аэрокосмической индустрии: она максимально поглощает свет, не дает бликов и создает эффект полного растворения в пространстве. Благодаря этому эффекту «кокошник» материализуется словно по волшебству – поначалу мы видим только сияние 6-каратного бриллианта огранки «маркиза» над головой и лишь затем уже – абрис украшения.
Напомним, что «Волшебные сказки» созданы в рамках нового проекта Posié. Масштабная социально-культурная инициатива имеет благородную миссию – изучение и возрождение наследия российской ювелирной школы и гранильного ремесла, а также поддержка современных мастеров и установление преемственности с традициями прошлого.
Проект не случайно получил название Posié. Оно созвучно имени великого придворного ювелира, но буквально не повторяет его (по-французски Jeremie Pauzie). Таким образом «Алроса» отдает дань уважения не только наследию Иеремии Позье, но и всех ювелиров российского императорского двора.
«Мало кто знает, что до Фаберже в России уже был создан огромный пласт ювелирной истории. История Позье и других ювелиров, создавших драгоценную славу русской империи, старше, чем история многих французских ювелирных домов. И для меня как для дизайнера создать коллекцию, которая сквозь века соприкасается с такой красивой частью истории страны, – это очень ценно», – сказал Михаил Барышников на открытии выставки.
Экспозиция в Государственном историческом музее будет открыта до 15 января 2024 года.