Современная мода взялась за старое

В ход пошли старинные кружева, вышивка и узоры

Модные дома, такие как Chanel, Dior, Dolce & Gabbana, используют при создании коллекций старинные техники кружевного плетения, вышивки. Почти в каждой стране есть свои уникальные техники (вышивки барджелло и ассизи в Италии, кружева шантильи во Франции), и сегодня они активно возрождаются. Россия тоже включилась в процесс возрождения национальных ремесленных ценностей. В числе достояния – вологодские кружева, крестецкая строчка, павловопосадские платки…

Многие исторические фабрики и мастерские, где вручную вышивают и плетут кружева, существуют до сих пор, и их продукция сегодня больше чем сувенир, некоторые производители пытаются даже адаптировать свои изделия к современности. Один из таких успешных примеров касается золотного шитья (да-да, именно золотного, а не золотого), известного в Торжке с XII века. Золото­швейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти. Вышивка дополняется бисером, жемчугом. Старинные традиции хранит предприятие «Торжокские золотошвеи». Там выпускают шитые золотом знамена и погоны, а также платья, броши, панно, бювары, шали, сумочки и многое другое (всего более 5000 на именований). Предприятие имеет свою экспериментальную лабораторию – коллектив художников, модельеров, технологов. Мастерицы берутся и за индивидуальные заказы, за уникальные произведения искусства, и одно из них – панно «Храм Христа Спасителя», которое российский президент вручил в дар папе римскому Франциску.

Коллекции золотошвейных изделий из Торжка хранятся в Государственном Pусском музее, в Музее народного искусства. Изысканные изделия украшают Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, Георгиевский зал Кремля и др. Костюмы главных героев фильмов «Война и мир», «Анна Каренина» выполнены в Торжке.

Еще одним примером того, что народные промыслы и исторические техники востребованы среди дизайнеров, может служить проект Levadnaja Details. Дизайнер Светлана Левадная, создательница бренда, использует в оформлении платьев, жакетов, юбок старинные русские орнаменты. На изделия Levadnaja Details уже есть спрос в мире. «Мы отсылаем наши вещи и в Оман, и в Великобританию, и в США, и в Мексику, – говорит Левадная. – Мы не изменяем узоры, а оставляем их такими, какими они были много веков назад. Так называемая обережная, или народная, вышивка для меня как дизайнера – это верх вкуса, это совершенный ритм графического дизайна. Узоры использовались в нашей культуре как осмысленный язык, с помощью которого передавалась как личная информация о владельце костюма, его семье, роде, географии места, так и представления об устройстве вселенной. Я считаю этот утерянный язык чарующим. Даже если мы не можем уже его перевести, мы всегда будем стремиться его понять, потому что это значит понять образ мышления наших предков, а значит, и нас самих». Недавно в Levadnaja Details создали коллекцию платков «Русконцепт» со старинными русскими узорами. Все образцы Светлана и ее команда находят в музеях, в альбомах, посвященных русским традициям.

«Интерес к традиции и старине всегда высок в периоды переломов в развитии общества, а именно такой перелом сейчас создает автоматизация производства»
Мэган Виртанен
Историк моды

Еще один успешный современный проект, основанный на старинных техниках, – Viki Liberman. Дизайнер Виктория Аминова шьет халаты, кафтаны, платья из узбекских икатов (национальных тканей с яркими сложными узорами). «Мы решили работать с икатами, поскольку нам всегда были интересны национальные мотивы, орнаменты, цветовые сочетания, а также ткани, выполненные вручную, – говорит Виктория Аминова. – Уникальность этих тканей состоит в том, что они не повторяются. Даже сами мастера не могут повторить один и тот же орнамент дважды. Это уникальное плетение, разное качество – шифоны, шелка, атласы и даже шелковый бархат, – сочетание цветов и рисунка. В нашем случае это создает возможность делать изделия в единственном экземпляре». Дизайнер напоминает, что использование икатов само по себе уже стало устоявшейся традицией в моде, что узбекские мотивы прослеживаются у Oscar de la Renta, Hermès. А некоторые старые французские ткацкие мануфактуры используют эффект 3D, который изначально был создан узбекскими мастерами.

«Популярность традиционных техник сейчас растет. По мере того как производители осваивают навыки презентации своей продукции, ими начинают интересоваться на международной арене, – рассуждает историк моды Мэган Виртанен. – В мире глобализации парадоксальным образом все выше спрос на региональную идентичность, на национальную самобытность. Традиционные ремесла часто ассоциируются с модными идеями экологически чистого и этичного производства, а кроме того, их продукция отвечает новым паттернам потребления моды. В мире масс- маркета ничто не продается так хорошо, как индивидуальность и уникальность. Потребители насытились «быстрой модой» и осваивают концепцию «медленной». Тончайшие кружева или вышивка, сделанная вручную, ценятся больше, чем соответствие новейшим трендам. Стоит заметить и то, что интерес к традиции и старине всегда высок в периоды переломов в развитии общества, а именно такой перелом сейчас создает автоматизация производства».

Фото: Levadnaja Details, Viki Liberman, «Торжокские Золотошвеи»

Читайте также