«Импортозамещение ПО – путь, который придется в конечном итоге пройти всем»

Генеральный директор «СберТеха» Максим Тятюшев – об импортозамещении, платформенном подходе и важности развития open source
Максим Тятюшев – генеральный директор СберТеха, заведующий кафедрой банковских информационных технологий МФТИ
Максим Тятюшев – генеральный директор СберТеха, заведующий кафедрой банковских информационных технологий МФТИ /Пресс-служба СберТеха
– Как за прошедший год изменилось отношение рынка к импортозамещению ПО?

– Еще год назад некоторые компании не спешили со стартом программ импортозамещения, поиском аналогов на российском рынке и предпочитали переждать на случай, если зарубежные поставщики вернутся.

Сегодня же всем очевидно, что импортозамещение с нами надолго: об этом говорят и государственные инициативы. Например, запрещено использовать зарубежное ПО на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) и услуги по его использованию без согласования с уполномоченным органом. Ряду госкомпаний правительство предписывает проводить программы цифровой трансформации на отечественном ПО и достигнуть 70 % доли расходов на закупку российского ПО к 2024 году.

Наиболее опытные ИТ-лидеры понимают, что обеспечение их технологической независимости напрямую связано с достижением бизнес-результатов, масштабированием компании, улучшением клиентского опыта.

У тех, кто заранее начал проводить программы развития и разработки собственных решений, уже сейчас есть преимущества. Например, еще несколько лет назад «Сбер» перешел на продукты российской облачной цифровой платформы Platform V, которые успешно заместили многие категории зарубежного ПО. Именно они сегодня обеспечивают все ключевые процессы компании, на них запускаются новые сервисы. Продукты платформы входят в Реестр российского программного обеспечения (РРПО) и соответствуют стандартам корпоративного уровня в области безопасности, надежности и производительности. Можно сказать, что «Сбер» оказался хорошо подготовлен к событиям 2022 года и смог сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на срочном поиске замены решений.

Положительный момент заключается в том, что сейчас в РРПО значительно больше зрелых решений, чем несколько лет назад.

– Вы упомянули цифровую трансформацию, но обычно это длительные комплексные проекты. Действительно ли они нужны всем?

– Здесь важно, что сама трансформация — это не самоцель. Цель — создание преимуществ для клиентов и развитие бизнеса в целом с попутным снятием нежелательных ограничений и рисков в виде импортного ПО.

Поэтому самый первый шаг — это анализ, позволяющий определить бизнес-задачи, которые нужно решить посредством модернизации ИТ. Это позволит сформулировать критерии, помогающие определить приоритетность переноса систем ИТ-ландшафта. Также здесь важно учитывать технологические аспекты: оценить, имеются ли у компании архитектурные ограничения, которые не дают бизнесу развиваться и достигать необходимых целей. Например, если используемые технологии не дают масштабироваться и не обеспечивают необходимую надежность системы, это важный сигнал к повышению приоритета замены решений.

На основании этой информации, учитывая приоритеты и наиболее критичные системы, а также взаимные зависимости между системами, формируется план миграции.

– На что компаниям следует обратить внимание при выборе российского ПО?

– Сегодня компании могут не просто сделать замену один к одному, но и реализовать с помощью российских продуктов более современные подходы к построению архитектуры.

Среди эффективных инструментов, представленных сегодня на рынке, я бы выделил платформенные решения. Они сочетают в себе различные категории ПО, которые совместимы между собой. Такие решения позволяют сократить затраты на разработку систем и их поддержку, заметно сократить время вывода продуктов на рынок. Этому способствуют наличие унифицированных правил, развитие единой среды разработки, доступных компонентов и инструментов.

– Какие основные задачи в импортозамещении ПО сейчас стоят перед российскими компаниями?

– К нам часто обращаются с задачей по импортозамещению систем управления базами данных, интеграционных продуктов, инструментов производственного процесса, а также решений по защите данных. Например, если у компании есть работающая система, в которой нужно заменить определенную категорию продуктов на доступные на рынке отечественные аналоги. Или когда нужно заменить уникальное или кастомизированное решение, прямых аналогов которому на российском рынке нет. Если разрабатывать такие системы с нуля, то процесс может занять достаточно длительный период: от года и более.

В этом случае экономически более выгодно воспользоваться набором готовых инструментов, которые за счет интеграции между собой и выстроенных процессов производства позволят выполнить проект гораздо быстрее.

Эффективность такого подхода мы видим на реальных примерах: в составе нашей платформы более 70 программных продуктов, из которых за два‒три месяца заказчики собирают необходимую функциональность. Мы внимательно изучаем запрос клиента и, опираясь на платформенный подход и большой набор продуктов, предлагаем различные варианты решения задачи, из которых заказчик может выбрать оптимальный.

В качестве примера можно привести «СберОРМ» – систему управления операционными рисками, которую «Сбер» создал на базе продуктов Platform V. Решение не только эффективно заместило продукт зарубежного вендора, но и обеспечило ряд бизнес-преимуществ: масштабирование, оптимизацию расходов и повышение скорости обработки данных.

– Всем ли компаниям нужно комплексно подходить к импортозамещению ПО?

– Важно осознать, что импортозамещение ПО — путь, который придется в конечном итоге пройти всем, даже тем компаниям, которым пока не предписано переходить на российские продукты. Поэтому сегодня всем стоит задуматься не об отдельных ситуативных решениях, а о полноценной программе комплексного развития ИТ с понятной траекторией и определенными шагами. Компании, которые раньше подойдут именно к системному осмыслению и решению этих вопросов, в будущем окажутся более устойчивыми и эффективными.