Интеллектуальное будущее экосистем

Как изменились подходы российских игроков за полтора года и какое их ждет будущее
Freepik
Freepik

Крупнейшие по числу пользователей российские экосистемы – это «Сбер» и «Яндекс», следует из отчета «Цифровые экосистемы в России», подготовленного Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара. Каждая из них имеет более 100 млн пользователей. В пятерку также вошли VK (90 млн), МТС (79,7 млн) и «Мегафон» (более 74 млн). Экосистемы в России находятся на стадии формирования. Несмотря на то что сейчас они не оказывают значительного влияния на экономический рост, их положительный эффект заметен. Пока средняя для российских экосистем прибыль почти в 60 млн раз меньше, чем у мировых лидеров. Эксперты рассказали, как изменились экосистемы для граждан и бизнеса за последние полтора года, и дали свои прогнозы по их будущему.

До прошлого года большинство крупнейших экосистем финансировали убыточные сервисы из основного вида деятельности компании, утверждают эксперты Института Гайдара. Впрочем, преимущество экосистемного подхода заключается в интеграции как можно большего числа взаимодополняющих сервисов через единые технологические решения. За счет этого увеличивается количество собираемых пользовательских данных. Обезличенные большие данные анализируются ИИ и нейросетями, определяются лучшие практики продажи, предугадываются потребности, исходя из опыта других. За счет этого увеличивается число релевантных предложений продуктов и сервисов, а значит, растут объемы операций. Например, человек купил квартиру, вы ему сразу предлагаете выгодные условия по страховке, а после получения ключей – кредит на ремонт или мебель.

IT-экосистема или бизнес-экосистема представляет собой набор собственных или партнерских сервисов, которые объединяются вокруг одной компании. Как правило, она сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникает сразу в несколько из них. Например, «Яндекс» предлагает услуги доставки продуктов, такси, каршеринга и т. д. Кроме того, существуют b2b-экосистемы, которые концентрируются на предоставлении услуг и продуктов компаниям.

В России экосистемы чаще развиваются по комплексному сценарию, поэтому конкуренция происходит во множестве отраслевых рынков, говорится в отчете. В части сервисов частный бизнес также может конкурировать с государственными игроками, например с системами mos.ru и «Госуслуги».

Как изменились экосистемы

Именно пандемия подтолкнула активный рост экосистем. Объяснение простое: люди стали чаще покупать товары ежедневного спроса через интернет в период пандемии, рассказал директор цифрового развития Делобанка Антон Семенников. По его словам, в 2020 г. доля таких граждан выросла на 4,6 п. п. до 46,2% от общей численности населения от 15 до 74 лет. «Сформировалась новая привычка – делать покупки, не выходя из дома. В последние пять лет именно экосистемы показывают наибольший рост стоимости. По оценкам McKinsey, общий доход экосистем во всем мире может достигнуть $60 трлн к 2025 г. Доля глобального корпоративного дохода, генерируемого экосистемами, будет составлять 30%», – добавил Семенников.

За последние полтора года российский рынок экосистем изменился. Выросли темпы развертывания экосистем на базе телекомкомпаний, рассказал заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко. На фоне снижения популярности мобильной связи они ищут новые рынки, стремясь трансформироваться в полноценных IT-игроков.

«Другое заметное изменение – активная экспансия сервисов на рынки, освободившиеся после ухода западных игроков. Яркий пример – передел на рынке бронирования жилья, где после ухода Booking существенно нарастили активность «Яндекс.Путешествия» и Ozon», – указал он.

Также в прошлом году мы увидели раздел бизнесов в экосистемах: «Яндекс.Новости» перешли в VK под брендом «Дзен», сервис доставки Delivery – в «Яндекс», каршеринг «Ситидрайв» – в «Сбер», дополнил Антон Семенников. В условиях оптимизации и подстройки под изменившийся инвестиционный и геополитический ландшафт крупнейшие экосистемы начали активно избавляться от убыточных непрофильных активов. Например, Сбербанк продал часть крупных стриминговых сервисов и сервис такси, закрыл игровое подразделение. VK продала игровое подразделение.

«Неизменная черта российских экосистем – нежелание строить коллаборации с сильными гигантами. Ритейлеры предпочитают развивать собственные финтехрешения. Банки, напротив, развивают торговые площадки, образовательные платформы, сервисы доставки продуктов и медицинские платформы», – считает Иван Панченко.

Экосистемы для бизнеса

Отличие между b2c и b2b только в клиентах: в одном случае это граждане, в другом – компании, сказал исполнительный директор и член совета директоров Naumen Игорь Кириченко. «Мы сформировали два решения: одно – для IТ-директоров, а другое – для директоров по клиентскому сервису. Заказчику это выгодно, потому что он запускает долгосрочные партнерские отношения с глубокой экспертизой и снижает риски контрагента, не надо тратить время на подбор продуктов. Компания-экосистема повышает показатель «число продуктов в одном клиенте». Для всех участников такая бизнес-модель сокращает издержки», – сказал Игорь Кириченко. Кроме Naumen среди IТ-вендоров по той же логике свои экосистемы строят Postgres Professional, ГК «Цифра», 1С, Softline, «Лаборатория Касперского».

«С начала года в сегменте b2b мы видим кратный рост спроса на облачные ресурсы, решения для кибербезопасности и сервисы голосовых коммуникаций», – сказал директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «Мегафона» Александр Осипов.

Тренды

Один из ключевых трендов применительно к экосистемам в ближайшие годы – переход к XaaS-решениям (Anything-as-a-Service – все, что угодно, как сервис), применение прогнозирующего и встроенного искусственного интеллекта (ИИ), а также рост значимости предиктивной аналитики, полагает Иван Панченко. По мнению Антона Семенникова, именно применение в принятии управленческих решений на основе результатов углубленного анализа больших данных на основе клиентской информации с помощью ИИ позволит компаниям успешно развиваться в будущем.

Другой тренд – это рост популярности Low-code и Now-code решений (платформы, позволяющие создавать приложения без обширных знаний программирования), который расширяет возможности по созданию автоматизированных сред, продолжил Иван Панченко. Такие решения снижают зависимость от дефицитных IT-специалистов и позволяют эффективнее масштабировать бизнес. «Генеративные нейросети сделают порог входа в создание приложений еще ниже», – считает Антон Семенников.

По прогнозам Александра Осипова, в ближайшие два года экосистемы для корпоративных клиентов из разрозненного набора сервисов и услуг начнут объединяться не только с точки зрения единого интерфейса взаимодействия, но и с точки зрения интерфейса управления. Большая часть сервисов будет предоставляться именно по облачной модели, потому что это удобно и прозрачно с точки зрения потребления, сказал он.

«Безусловно, количество экосистем вырастет, поскольку на данном этапе существует разный подход: одни вендоры делают их закрытыми, другие – открытыми. «Мегафон» придерживается открытого подхода и включает в свои экосистемы в том числе продукты партнеров», – добавил он.

Рынок с большой вероятностью ждет значительное повышение конкуренции в сегменте b2b из-за снижения порога входа на многие рынки услуг, соглашается Иван Панченко, и, с другой стороны, возникнут сложности, связанные с возможностью заявить о себе. Компаниям-клиентам придется тратить больше ресурсов на выбор исполнителей.

Кроме того, усугубился кадровый голод. «Быстрый рост экосистемы требует высококвалифицированных специалистов, имеющих экспертизу в выстраивании сложной сети решений, предоставляющих бесшовный клиентский опыт, – указал Иван Панченко. – Все существующие на рынке специалисты либо эмигрировали, либо давно разобраны, а взращивание нового кадрового запаса требует времени и инвестиций».

«Одним из зарождающихся трендов является развитие ИИ в рамках бизнес-сервисов. Уже сегодня голосовых роботов, принимающих заявки от клиентов, невозможно отличить от человека. Ежедневно генерируются новые сценарии автоматизации и применения ИИ для ускорения взаимодействия с клиентами. Новые модели ИИ, скорее всего, будут использовать для того, чтобы быстро искать информацию, создавать голосовых и текстовых помощников, которые будут помогать в решении бытовых вопросов или сервисных запросов клиентов, и это только начало», – уверен Александр Осипов.