Эволюция корпоративных коммуникаций

Спрос на цифровые рабочие пространства увеличился в десятки раз в 2022 г.
Freepik
Freepik

После пандемии многие корпорации оставили удаленный или гибридный режим работы. Эффективное взаимодействие в условиях, когда команда распределена территориально, требует внедрения новых решений – цифровых рабочих пространств (ЦРП). С уходом западных вендоров у отечественных разработчиков появилась возможность занять эту нишу. Эксперты ожидают, что российский рынок ЦРП будет активно расти в ближайшие три года, ожидаемый ежегодный прирост составит 25–30%.

С чего все начиналось

Рынок цифровых корпоративных коммуникаций зародился в 1980-х гг., когда компании начали использовать электронную почту для переписки между сотрудниками. В 1990-х гг. появились первые полноценные системы для видеоконференций, позволяющие общаться в режиме реального времени. Развитие кабельного и мобильного интернета, повышение пропускной способности каналов связи привели к появлению в 2000-х гг. новых инструментов – чатов, форумов, блогов и социальных сетей, позволяющих общаться между собой и координировать работу в режиме реального времени.

За три года пандемии рынок корпоративных коммуникаций претерпел значительные изменения. «Именно пандемия, а затем резкий уход с рынка крупных западных вендоров стали акселераторами тех изменений, которые мы отмечали еще пять лет назад: рост использования инструментов для видеоконференц-связи (ВКС), развитие мессенджеров как основного средства коммуникации между сотрудниками (рабочие чаты), которые заменили рабочую почту», – рассказал генеральный директор tada.team Андрей Демин.

ЦРП представляют собой интегрированные платформы, которые объединяют различные инструменты и сервисы для обмена информацией, управления задачами и проектами, а также проведения видеоконференций и вебинаров. Они позволяют сотрудникам работать совместно над проектами, обмениваться идеями и решать проблемы в режиме реального времени, что способствует повышению производительности и улучшению взаимодействия между коллегами. Так, например, единое цифровое пространство Squadus, которое российский разработчик офисного ПО «МойОфис» представил в апреле текущего года, обеспечивает управление информационными потоками, структурирование чатов, поиск и систематизацию документов, а также организацию видеоконференций.

Сегодня ЦРП объединяют в себе различные инструменты для коммуникации, совместной работы и управления проектами, повышая эффективность работы и улучшая коммуникацию внутри команды. Компании, использующие ЦРП, быстрее подстраиваются под изменения и эффективнее решают сложные задачи.

«Запрос рынка на создание цифровых пространств был и до 2022 г., но в прошлом году актуальность этого запроса повысилась в десятки раз», – говорит Андрей Демин. Можно ожидать инвестиций в направление ЦРП со стороны вендоров, полагает коммерческий директор SL Soft Георгий Подбуцкий. «Однако фокус будет не на создание продуктов с нуля, а на доработку имеющихся полнофункциональных решений: основные потребители специализированных корпоративных систем для цифровых рабочих пространств – крупный бизнес. Там достаточно высокая степень автоматизации. Главным препятствием для внедрения новых продуктов становится сложность интеграции с другими решениями, такими как BPM (IT-система, автоматизирующая управление бизнес-процессами, компанией и ее эффективностью. – Ред.), ECM (система управления контентом), BI (системы бизнес-разведки), CRM», – сказал он.

По словам Георгия Подбуцкого, главный вопрос сейчас – обеспечение перехода от ушедших иностранных систем на российские. «Также в последнее время наблюдаем спрос на развитие существующих отечественных продуктов в части удобства использования на любых устройствах, обеспечения информационной безопасности и включения в контур решений дополнительных инструментов быстрой автоматизации, – поделился Георгий Подбуцкий. – Для последнего активно применяется технология RPA (автоматизация бизнес-процессов с использованием ИИ, в частности ботов. – Ред.), способная буквально за неделю автоматизировать простой бизнес-процесс с видимым экономическим результатом».

Преимущества

Пользователи цифровых рабочих пространств в России ожидают от этих программных решений больший функционал, чем просто объединение корпоративной почты, мессенджера и инструментов для совместной работы с документами. Они хотят также видеть электронный документооборот, в том числе юридически значимый, HRM-системы, продукты для управления бизнес-процессами и другие специализированные решения.

Весь этот инструментарий – это всегда разные системы, что является главным недостатком для цифровых пространств, сказал Георгий Подбуцкий. «Во-первых, множество инструментов затрудняет работу сотрудника: у каждого свой интерфейс и бизнес-логика. Во-вторых, усложняются требования со стороны информационной безопасности: необходимо настраивать четкий ролевой доступ в разрезе каждой системы», – добавил он.

Сейчас решений на рынке много, но пока не существует единого, которое объединяло бы все инструменты в одном приложении: работу с документами, ВКС, рабочие чаты и задачи, считает Андрей Демин. «Клиенты хотят увидеть одно эффективное приложение, в котором собраны все необходимые инструменты, переход между которыми осуществляется нажатием пары кнопок. И, я думаю, в течение двух лет мы увидим сразу несколько таких предложений для бизнеса на рынке», – пояснил он.

Тенденции и прогнозы

Одна из основных тенденций на рынке ЦРП, которая с нами на ближайшие несколько лет, – возрастающая роль ИИ-решений и роботизации рутинных процедур в IТ, в частности ЦРП. Например, это все, что касается автоматического перевода на другие языки и анализ изображений, сказал Георгий Подбуцкий. Тенденцию на увеличение доли ИИ в продуктах отметил и Андрей Демин: «В ближайшее время мы увидим, как корпоративные системы будут встраивать умных помощников, которые смогут решать множество задач, начиная от определения удобного всем времени встречи, ее организации и раздачи заданий по ее результатам до формирования рекомендаций для сотрудников по решению тех или иных карьерных задач: как вырасти в должности в данной компании, какие документы получить для эффективной работы в этой компании и т. д.».

Кроме того, рабочие коммуникационные системы будут упрощаться и становиться все более удобными для пользователей, сказал Андрей Демин. Благодаря встроенным алгоритмам ИИ, по его словам, цифровые пространства станут не просто инструментами и помощниками сотрудников, а в какой-то мере «рабочими руками», которые возьмут на себя большинство рутинных рабочих процессов. Это высвободит время для более эффективного и рационального использования рабочего времени.

Еще один тренд заключается в переносе цифрового опыта офисных пространств производства. Так, если раньше при разработке основной упор делался на белых воротничков (офисных работников), то теперь цифровые рабочие пространства распространяются и на некоторых представителей синих воротничков, считает Георгий Подбуцкий. Например, сотрудников, работающих в полевых условиях, которые вводят данные в информационную систему компании в режиме реального времени во время бурения скважины. Эпидемия COVID-19 и переход на различные варианты гибридной формы занятости придали дополнительную динамику развитию цифровых пространств.

Интеграция различных систем с ПО других производителей встречается все чаще и со временем именно это обеспечит приближение к идеальному цифровому рабочему пространству, полагает Георгий Подбуцкий.