Алексей Смирнов: «Мы старались вернуть гайдаевскую традицию»

Бывший резидент Comedy Club и создатель веб-сериала «Внутри Лапенко» снял комедийный сериал «Полупановы» для ТНТ
Пресс-служба ТНТ
Пресс-служба ТНТ

На телеканале ТНТ 24 июня вышел новый комедийный сериал «Полупановы» о деревенской семье, которая не стремится к благам цивилизации. Режиссером комедийного проекта выступил российский юморист и создатель веб-сериала «Внутри Лапенко» Алексей Смирнов. Он рассказал, чем отличаются съемки для YouTube и телевидения и как филологическое образование помогает ему в работе.

– Расскажите о вашем новом проекте – как возникла идея и появился первый сценарий «Полупановых»?

– Сценарий написали ребята из Пензы, молодой продакшн «Пензфильммаш», который занимается проектами для Rutube. Это их первая работа для телевидения.

Впервые они позвонили мне три года назад – сначала я отказался от сотрудничества, потому что был занят на другом проекте. Но позже Аркадий Водахов, на тот момент директор телеканала ТНТ4 [с января 2022 г. генеральный продюсер ТНТ. – «Ведомости. Город»], позвонил мне и посоветовал обратить на ребят внимание, потому что их юмор схож с моим.

Мы созвонились, обсудили детали, я понял, что мы на одной волне. В 2022 г. сняли пилот, а в прошлом году завершили съемки 13 серий «Полупановых» – два месяца жили в Пензе.

– Вам больше нравится работать со своим сценарием или вы так же просто адаптируетесь к сценарию, написанному другими людьми?

– Мне проще работать, когда я имею «допуск» к изначальной истории. Мне важно погрузиться в нее, понять, о чем я рассказываю зрителю и как.

В случае с «Полупановыми» история была ясна, но кинематографические решения – не всегда. К тому же язык сериала придурковатый, его надо понять, чтобы не скатиться в безвкусный абсурд. Важно шутить тонко.

С самого начала с коллегами у нас все было на доверии – совместно на читках сценария, да и на съемках периодически переписывали сцены. Иногда за час до съемок или перед «мотором» могли изменить какие-то моменты. Мы с ребятами старались сделать историю смешнее, изобретательнее. Зачастую именно так проявляется органика сериала. С точки зрения драматургии я старался ребят поправлять и направлять.

Пресс-служба ТНТ
Пресс-служба ТНТ
– В «Полупановых» считываются отсылки к веб-сериалу «Внутри Лапенко». Это сделано случайно или вы намеренно создаете свою метавселенную?

– Может быть, это было как-то подсознательно. Но в целом да, есть общие культурные отсылки или даже самоцитирование.

– Например, псевдодокументальная манера съемки, визуал.

– У ребят так изначально было в сценарии. Как и у Антона Лапенко, история «Полупановых» началась со скетчей. И мы с оператором старались сделать так, чтобы все выглядело естественно. Например, сложные трюковые сцены снимались одним кадром. Плюс чтобы речь актеров звучала так, как люди говорят в реальной жизни.

В этом смысле ориентировался на сериалы «Эта страна», «Люди просто ничего не делают» (Англия) и «Задержка в развитии» и «Офис» (США). Мы старались создавать свою вселенную – фарсовая абсурдная семья, вокруг которой находятся более реальные персонажи Михаила Горевого, Софьи Зайки.

– Можно ли сказать, что новый проект продолжает традиции телепередачи «Городок»?

– Да, именно так! У нас была задача, несмотря на фарс и гротеск, показать ситуации, знакомые людям. Они могут происходить или происходили в реальности. А язык комедии как раз идет от «Городка», от которого я с детства фанатею. А еще – «Осторожно, модерн!» и «Маски-шоу».

Только в «Городке» это нарезка из множества ситуаций. А в «Полупановых» есть одна сюжетная линия, на которую нанизаны истории главных персонажей.

– В «Полупановых» иронично и комично изображены российские деревни. Не было опасений, что ваш юмор могут не так понять, кого-то из жителей деревень он может обидеть?

– У меня не было намерения высмеивать деревню. Мы не показываем деревню с позиции, как там плохо, а в городе – отлично. Да, наши персонажи странные, живут в довольно диких условиях, но при этом дружно взаимодействуют и по-своему обаятельны.

Мы и не планировали показывать, как на самом деле живет деревня, уровень дорог и проч. Мы не про это снимали сериал. При этом я сам не городской житель – я из маленького города на границе с Эстонией. Каждое лето проводил у бабушки в деревне и знаю, что это такое.

Пресс-служба ТНТ
Пресс-служба ТНТ
– А как относитесь к критике? Следите за отзывами на свои проекты?

– Если говорить про «Внутри Лапенко», у нас большая фанбаза, которая пристально следит за развитием сюжета и активно комментирует. Но если будешь пытаться угодить всем, то потеряешь трезвый взгляд на творчество. При этом нужно обращать внимание на критику, потому что глаз может замылиться.

Еще важно понимать, о каком проекте идет речь – независимом, который публикуется на просторах интернета, или продакшне для большого телеканала, где есть рейтинги, статистика. Во втором случае ты работаешь с внушительной аудиторией, со взглядами которой должен считаться.

Считаю, что каждый может высказать свое мнение. Но автору проекта необходимо понимать, где он должен и где не должен реагировать на критику.

БИОГРАФИЯ

Родился в 1983 г. в Кингисеппе в Ленинградской области. Окончил Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина по специальности «учитель русского языка и литературы». Прославился благодаря участию в комедийном шоу «Смех без правил» (ТНТ), где выступал в дуэте с Антоном Ивановым. Также принимал участие в таких комедийных телевизионных проектах, как КВН, «Убойная лига», «Убойной ночи», «Бункер News» и др. С 2013 по 2021 г. был резидентом шоу Comedy Club. Выступал в составе с Антоном Ивановым и Ильей Соболевым. Затем вместе с актером и блогером Антоном Лапенко запустил веб-сериал «Внутри Лапенко» на YouTube, первая серия которого за сутки набрала 1 700 000 просмотров. В проекте Смирнов выступает в качестве сосценариста и режиссера.

– Какая потенциальная аудитория у «Полупановых»? На кого они рассчитаны?

– Сложно сказать: на ТНТ давно ничего не делал – в Comedy Club года три не выступал, за проектами телеканала не очень слежу.

Возможно, фанатов «Внутри Лапенко» заинтересует проект «Полупановы». Хотя это не идентичные вещи. У Антона история больше про визуал и его многогранность как актера, а в «Полупановых» – про шутки и ситуации.

Мне нравится, что в обоих сериалах нет пошлости, мы делаем ставку на чистый юмор, изобретательный и наивный. Мы старались вернуть гайдаевскую традицию советской гротескной комедии.

– Чем отличаются съемки для YouTube и для телеканала?

– В проекте «Внутри Лапенко» нам никто не говорил, как надо или не надо снимать. Мы сообща решали, как будем показывать историю и что можем какие-то детали менять в процессе.

В «Полупановых» я понимал, что это ТНТ, мы несем перед телеканалом ответственность. Но продюсеры не давили на нас вообще. Они посмотрели, как мы работали над пилотной серией, а дальше мы практически были сами по себе.

Мы с ребятами кайфовали на съемках, хохотали. Оператор, осветитель и вся съемочная команда на площадке смеялись – для меня это показатель того, что я все делаю правильно.

Пресс-служба ТНТ
Пресс-служба ТНТ
– По образованию вы учитель русского языка и литературы – помогает ли это вам в работе?

– Да, очень! Важность и тонкости фабулы, сюжета мы изучали на филфаке – это помогает писать. К слову я отношусь бережно, даже в ежедневной переписке стараюсь писать грамотно.

Еще мне не нравится, когда присылают сценарии с ошибками – если человек пропустил что-то при работе с текстом, был невнимателен, то он может ошибиться или что-то пропустить и дальше по сюжету. Но это мои личные установки.

Также мне помогает то, что я люблю коммуницировать с людьми. На площадке ко всем нужно найти свой подход – главный актер предлагает что-то переделать или оператор приехал на съемки не в духе. Надо с ними поговорить, чтобы они сняли так, как мне нужно. Это энергозатратно, но важно и окупается.

– Как оцениваете уровень стендапа и КВН сегодня в России? Есть ли у вас любимые авторы?

– В КВН я играл немного, а когда в Санкт-Петербурге открылся филиал Comedy Club, я с удовольствием присоединился к ним. Сейчас у меня свой стендап-клуб, Stage Standup Сlub. Ему шесть лет, мы открываем уже третий зал.

В противовес Москве у нас такое андеграундное заведение, мы еще и в подворотне находимся. Поскольку я сам провел много времени на сцене, то обустраивал клуб так, чтобы комфортно было не только зрителям, но и артистам.

В целом считаю, что сейчас у нас в стране очень хороший уровень стендапа – с удовольствием слежу как за знаменитыми, так и не очень известными коллегами. Например, мне нравится творчество Вани Усовича и Ирины Мягковой. А еще Сергея Орлова – он делал подкасты на кухне у холодильника, а сейчас ездит по Европе, выступает в Корее, Таиланде. Мне нравится следить за ребятами, безо всякой зависти: как они делают карьеру, выращивают себя.-

– Как относитесь к рекордам просмотров своих работ, наградам и премиям?

– Довольно ровно и спокойно. Нам с коллегами приятно, что просмотры большие. С «Внутри Лапенко» мы очень классно стартанули. Если бы изначально рейтинги были не очень, то было бы ясно, что мы делаем что-то не то. В целом костяк фанатов остается, мы с ними проводим творческие встречи, это классно.

– Над чем работаете сейчас?

– Я отдыхал от «Полупановых», все же, мы работали над проектом целый год. Понял, что надо немного перезагрузится. Сейчас с Антоном Лапенко занимаемся проектом «Багровый Фантомас» (Вымышленная музыкальная группа из сериала «Внутри Лапенко» – Прим. «Ведомости.Город»). Мы провели концерты в Москве, Санкт-Петербурге, сейчас записываем альбом. Но это не про деньги, а про хобби. Мы были поражены, когда на шоу в Москве пришло 1300 человек!

А что касается моих проектов – это наработки сценариев, идеи которых существовали еще до «Лапенко».

– Когда ждать новый сезон «Внутри Лапенко»?

– Наверное, пока не ждать. Мы решили, что четвертый сезон будет последним. А если соберемся что-то выпускать, то это будут какие-то спецвыпуски, посвященные «Багровому Фантомасу» и другим персонажам. Мы должны очень соскучиться по проекту, прежде чем приступать к новому сезону.

Самое популярное
Свободное время
Дай лыжню! В Москве подготовят 35 трасс с искусственным снегом
Там обустроят раздевалки, пункты проката и горячего питания
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024