Алексей Смирнов: «Мы старались вернуть гайдаевскую традицию»
Бывший резидент Comedy Club и создатель веб-сериала «Внутри Лапенко» снял комедийный сериал «Полупановы» для ТНТНа телеканале ТНТ 24 июня вышел новый комедийный сериал «Полупановы» о деревенской семье, которая не стремится к благам цивилизации. Режиссером комедийного проекта выступил российский юморист и создатель веб-сериала «Внутри Лапенко» Алексей Смирнов. Он рассказал, чем отличаются съемки для YouTube и телевидения и как филологическое образование помогает ему в работе.
– Сценарий написали ребята из Пензы, молодой продакшн «Пензфильммаш», который занимается проектами для Rutube. Это их первая работа для телевидения.
Впервые они позвонили мне три года назад – сначала я отказался от сотрудничества, потому что был занят на другом проекте. Но позже Аркадий Водахов, на тот момент директор телеканала ТНТ4 [с января 2022 г. генеральный продюсер ТНТ. – «Ведомости. Город»], позвонил мне и посоветовал обратить на ребят внимание, потому что их юмор схож с моим.
Мы созвонились, обсудили детали, я понял, что мы на одной волне. В 2022 г. сняли пилот, а в прошлом году завершили съемки 13 серий «Полупановых» – два месяца жили в Пензе.
– Мне проще работать, когда я имею «допуск» к изначальной истории. Мне важно погрузиться в нее, понять, о чем я рассказываю зрителю и как.
В случае с «Полупановыми» история была ясна, но кинематографические решения – не всегда. К тому же язык сериала придурковатый, его надо понять, чтобы не скатиться в безвкусный абсурд. Важно шутить тонко.
С самого начала с коллегами у нас все было на доверии – совместно на читках сценария, да и на съемках периодически переписывали сцены. Иногда за час до съемок или перед «мотором» могли изменить какие-то моменты. Мы с ребятами старались сделать историю смешнее, изобретательнее. Зачастую именно так проявляется органика сериала. С точки зрения драматургии я старался ребят поправлять и направлять.
– Может быть, это было как-то подсознательно. Но в целом да, есть общие культурные отсылки или даже самоцитирование.
– У ребят так изначально было в сценарии. Как и у Антона Лапенко, история «Полупановых» началась со скетчей. И мы с оператором старались сделать так, чтобы все выглядело естественно. Например, сложные трюковые сцены снимались одним кадром. Плюс чтобы речь актеров звучала так, как люди говорят в реальной жизни.
В этом смысле ориентировался на сериалы «Эта страна», «Люди просто ничего не делают» (Англия) и «Задержка в развитии» и «Офис» (США). Мы старались создавать свою вселенную – фарсовая абсурдная семья, вокруг которой находятся более реальные персонажи Михаила Горевого, Софьи Зайки.
– Да, именно так! У нас была задача, несмотря на фарс и гротеск, показать ситуации, знакомые людям. Они могут происходить или происходили в реальности. А язык комедии как раз идет от «Городка», от которого я с детства фанатею. А еще – «Осторожно, модерн!» и «Маски-шоу».
Только в «Городке» это нарезка из множества ситуаций. А в «Полупановых» есть одна сюжетная линия, на которую нанизаны истории главных персонажей.
– У меня не было намерения высмеивать деревню. Мы не показываем деревню с позиции, как там плохо, а в городе – отлично. Да, наши персонажи странные, живут в довольно диких условиях, но при этом дружно взаимодействуют и по-своему обаятельны.
Мы и не планировали показывать, как на самом деле живет деревня, уровень дорог и проч. Мы не про это снимали сериал. При этом я сам не городской житель – я из маленького города на границе с Эстонией. Каждое лето проводил у бабушки в деревне и знаю, что это такое.
– Если говорить про «Внутри Лапенко», у нас большая фанбаза, которая пристально следит за развитием сюжета и активно комментирует. Но если будешь пытаться угодить всем, то потеряешь трезвый взгляд на творчество. При этом нужно обращать внимание на критику, потому что глаз может замылиться.
Еще важно понимать, о каком проекте идет речь – независимом, который публикуется на просторах интернета, или продакшне для большого телеканала, где есть рейтинги, статистика. Во втором случае ты работаешь с внушительной аудиторией, со взглядами которой должен считаться.
Считаю, что каждый может высказать свое мнение. Но автору проекта необходимо понимать, где он должен и где не должен реагировать на критику.
БИОГРАФИЯ
Родился в 1983 г. в Кингисеппе в Ленинградской области. Окончил Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина по специальности «учитель русского языка и литературы». Прославился благодаря участию в комедийном шоу «Смех без правил» (ТНТ), где выступал в дуэте с Антоном Ивановым. Также принимал участие в таких комедийных телевизионных проектах, как КВН, «Убойная лига», «Убойной ночи», «Бункер News» и др. С 2013 по 2021 г. был резидентом шоу Comedy Club. Выступал в составе с Антоном Ивановым и Ильей Соболевым. Затем вместе с актером и блогером Антоном Лапенко запустил веб-сериал «Внутри Лапенко» на YouTube, первая серия которого за сутки набрала 1 700 000 просмотров. В проекте Смирнов выступает в качестве сосценариста и режиссера.
– Сложно сказать: на ТНТ давно ничего не делал – в Comedy Club года три не выступал, за проектами телеканала не очень слежу.
Возможно, фанатов «Внутри Лапенко» заинтересует проект «Полупановы». Хотя это не идентичные вещи. У Антона история больше про визуал и его многогранность как актера, а в «Полупановых» – про шутки и ситуации.
Мне нравится, что в обоих сериалах нет пошлости, мы делаем ставку на чистый юмор, изобретательный и наивный. Мы старались вернуть гайдаевскую традицию советской гротескной комедии.
– В проекте «Внутри Лапенко» нам никто не говорил, как надо или не надо снимать. Мы сообща решали, как будем показывать историю и что можем какие-то детали менять в процессе.
В «Полупановых» я понимал, что это ТНТ, мы несем перед телеканалом ответственность. Но продюсеры не давили на нас вообще. Они посмотрели, как мы работали над пилотной серией, а дальше мы практически были сами по себе.
Мы с ребятами кайфовали на съемках, хохотали. Оператор, осветитель и вся съемочная команда на площадке смеялись – для меня это показатель того, что я все делаю правильно.
– Да, очень! Важность и тонкости фабулы, сюжета мы изучали на филфаке – это помогает писать. К слову я отношусь бережно, даже в ежедневной переписке стараюсь писать грамотно.
Еще мне не нравится, когда присылают сценарии с ошибками – если человек пропустил что-то при работе с текстом, был невнимателен, то он может ошибиться или что-то пропустить и дальше по сюжету. Но это мои личные установки.
Также мне помогает то, что я люблю коммуницировать с людьми. На площадке ко всем нужно найти свой подход – главный актер предлагает что-то переделать или оператор приехал на съемки не в духе. Надо с ними поговорить, чтобы они сняли так, как мне нужно. Это энергозатратно, но важно и окупается.
– В КВН я играл немного, а когда в Санкт-Петербурге открылся филиал Comedy Club, я с удовольствием присоединился к ним. Сейчас у меня свой стендап-клуб, Stage Standup Сlub. Ему шесть лет, мы открываем уже третий зал.
В противовес Москве у нас такое андеграундное заведение, мы еще и в подворотне находимся. Поскольку я сам провел много времени на сцене, то обустраивал клуб так, чтобы комфортно было не только зрителям, но и артистам.
В целом считаю, что сейчас у нас в стране очень хороший уровень стендапа – с удовольствием слежу как за знаменитыми, так и не очень известными коллегами. Например, мне нравится творчество Вани Усовича и Ирины Мягковой. А еще Сергея Орлова – он делал подкасты на кухне у холодильника, а сейчас ездит по Европе, выступает в Корее, Таиланде. Мне нравится следить за ребятами, безо всякой зависти: как они делают карьеру, выращивают себя.-
– Довольно ровно и спокойно. Нам с коллегами приятно, что просмотры большие. С «Внутри Лапенко» мы очень классно стартанули. Если бы изначально рейтинги были не очень, то было бы ясно, что мы делаем что-то не то. В целом костяк фанатов остается, мы с ними проводим творческие встречи, это классно.
– Над чем работаете сейчас?
– Я отдыхал от «Полупановых», все же, мы работали над проектом целый год. Понял, что надо немного перезагрузится. Сейчас с Антоном Лапенко занимаемся проектом «Багровый Фантомас» (Вымышленная музыкальная группа из сериала «Внутри Лапенко» – Прим. «Ведомости.Город»). Мы провели концерты в Москве, Санкт-Петербурге, сейчас записываем альбом. Но это не про деньги, а про хобби. Мы были поражены, когда на шоу в Москве пришло 1300 человек!
А что касается моих проектов – это наработки сценариев, идеи которых существовали еще до «Лапенко».
– Наверное, пока не ждать. Мы решили, что четвертый сезон будет последним. А если соберемся что-то выпускать, то это будут какие-то спецвыпуски, посвященные «Багровому Фантомасу» и другим персонажам. Мы должны очень соскучиться по проекту, прежде чем приступать к новому сезону.