Удаленка изменила ожидания от работы: почему люди отказываются возвращаться в офис
«Работодатели не могут больше относиться к работе из дома как к некоей уступке»В то время как в России из-за третьей волны коронавируса сотрудников снова отправили работать из дома, в США корпорации возвращают людей в офлайн. Но далеко не все рады встречам с коллегами, боссом и офисной кофемашиной – по крайней мере, хотели бы их сократить до 2-3 раз в неделю.
В компании Apple в начале лета разгорелся скандал. После того как гендиректор Apple Тим Кук объявил о том, что сотрудники отныне должны присутствовать в офисе три дня в неделю – по понедельникам, вторникам и четвергам, – по компании прокатилась волна протеста. В петиции, которую разослали через корпоративный мессенджер и которая попала в руки журналистам The Verge, руководство обвинили в нарушении принципов инклюзивности. Часть сотрудников даже собрались увольняться.
«Люди попробовали удаленку «на вкус» во время пандемии, и это полностью поменяло их ожидания», – подтверждает Райнер Страк, старший партнер Boston Consulting Group и один из авторов недавнего глобального международного исследования на тему изменений на рынке труда. «Работодатели не могут больше относиться к работе из дома как к некоей уступке, на которую можно идти только изредка», – говорит Страк.
89% людей хотят иметь возможность работать из дома
Именно к такому гибридному подходу с разной степенью гибкости сейчас пришли многие компании – российские и западные: Microsoft, Dropbox, Square, Twitter, Amazon, Facebook, Dropbox, «Билайн», «Сбер», mail.ru Group и другие.
В офисах JP Morgan Chase & Co офисными днями объявили понедельник и пятницу. В Google с сентября 60% сотрудников обяжут приходить в офис несколько дней в неделю, но при этом не менее 20% разрешат работать из дома.
В Facebook любой сотрудник, чьи обязанности могут быть выполнены удаленно, независимо от должности и локации, может договориться о работе из дома. Те, кто решит вернуться в офис, все равно смогут работать дистанционно до 50% времени.
«Многие наши сотрудники говорят, что предпочитают работать удаленно и хотели бы продолжать это в будущем, в то время как другие с нетерпением ждут возвращения в офисы, как только это станет безопасным», – отмечает Анна-Мария Тренева, региональный директор Facebook, Instagram & Messenger в России.
Похожий формат выбрали и в ряде российских банков. Например, в банке «Открытие» сотрудники штабных и линейных подразделений находятся в офисах посменно – до 50% рабочего времени.
«Для большинства гибридный формат намного удобнее постоянного присутствия в офисе, он позволяет сэкономить время и более гибко планировать свой график, – объясняет Елена Салихова, старший вице-президент, руководитель блока по работе с персоналом. – Счастливый сотрудник – лояльный сотрудник. Предлагая гибридные форматы работы, банк становится привлекательнее как работодатель. В особенности – для молодых цифровых талантов, которым возможность удаленной работы очень важна».
Насколько эффективен гибридный формат: опыт российских компаний
По данным исследования аналитического центра онлайн-сервиса для управления бизнесом «Битрикс24», проведенного в начале года среди 964 компаний, 53% респондентов сообщили, что планируют внедрить гибридный формат, и 66% назвали его эффективным.
Что касается графика, 26% высказались за 3 присутственных дня в офисе, столько же – за 2 дня в офисе. Работать 1 день в офисе и 4 – дома предпочли бы 25% респондентов, а 13% хватило бы одного «домашнего» дня в неделю.
«Когда нас переводили на удаленку, это был слом привычек. Плюс у некоторых дома не было условий для работы. Но за год народ привык к вольной жизни. И хотя в дистанционном режиме есть и плюсы, и минусы, он устаканился уже во многих компаниях», – рассказывает Андрей Шапошников, заместитель директора технического центра «Инфосистемы Джет».
В этой IT-компании со штатом более 1800 человек тоже уже больше года практикуют гибридный подход. По мнению Шапошникова, это оптимальное решение, причем не только в IT-секторе: «Это удобно для сотрудников и удобно для бизнеса. Компаниям выгоднее привлекать кандидатов из регионов, экономить площади. Не исключено, что в крупных компаниях центры определенных бизнес-функций будут переносить в регионы».
По данным телефонного опроса о перспективах «удаленки», который полгода назад «Инфосистемы Джет» совместно с агентством СNews Analytics провели среди руководителей 102 компаний, входящих в рейтинг топ-500 РБК, в реальном секторе 37% собираются разрешить гибкий график посещения офиса и 28% – отправить часть сотрудников на удаленную работу. Для финансового сектора это 53% и 47% соответственно, для торговых компаний – 50% и 60%.
Но от офисов бизнесы пока отказываться не спешат – скорее, они готовы пойти на реорганизацию пространства либо на сокращение площадей.
«В реальном секторе некоторые уже всерьез задумываются о создании корпоративных коворкингов и agile-офисов без закрепленных рабочих мест, – объясняет Андрей Шапошников. – Меньше людей на тех же площадях – больше пространства – и безопаснее с санитарной точки зрения».
В банке «Открытие» предполагают, что гибридные форматы работы позволят отказаться от аренды части офисов в Москве и Саратове.
«Сумма экономии пока не уточнена, но уже понятно, что она компенсирует все затраты на построение ИТ-инфраструктуры для дистанционной работы», – добавляет старший вице-президент Елена Салихова.