Уроки жизни: что общего у школьной и бизнес системы оценок
Основатель сети магазинов «Мосигра» Дмитрий Кибкало рассказал, почему важно научить ребенка исправлять свои ошибкиВ рубрике «Один вопрос главе компании» топ-менеджеры и предприниматели рассказывают, как решают одну из прикладных задач в своей жизни и профессиональной деятельности. Гость выпуска – Дмитрий Кибкало, предприниматель и инвестор, основатель сети магазинов «Мосигра», отец троих детей. Он рассказал «Ведомости. Городу», что делать, если ребенок принес двойку из школы, и почему мотивация исправлять ошибки важнее самих промахов.
Обычно принято ругать за ошибки, но в бизнесе, как и в жизни, без них не обойтись. Как иначе проверить эффективность стратегии, гипотезы или продукта? Поэтому ошибки – часть пути. Главное – научиться делать вывод из негативного опыта.
Важна не оценка, а предмет. Обычно первая реакция любого родителя, когда ребенок принес плохую оценку из школы, – негативная. «Это плохо, нужно что-то с этим делать», – думает взрослый. Но все зависит от предмета: если мой сын получил «неуд» на уроке изобразительного искусства или, например, по поведению, я пропущу эту информацию мимо ушей. Но если у него плохие оценки по математике, то для меня, выпускника мехмата МГУ им. Ломоносова, это важный предмет. То есть имеет значение не сама оценка, а что именно и кто оценивал. В нашей семье важными считаются математика, физика, программирование и физкультура.
Успеваемость в школе можно сравнить с показателями KPI в бизнесе. Предприниматели для оценки результатов вводят разные метрики, например средний чек, количество заказов, конверсия в продажах. Школьные оценки – это метрики успеваемости ученика, его KPI в зависимости от конкретного учебного заведения, программы и преподавателя. Как в бизнесе важен не сам показатель, а что из него следует, так и в школе: важна не сама оценка, а что она означает. Например, ученик поленился и не сделал домашнее задание, не разобрался в теме или нарушил дедлайны, также нужно разобраться: систематическое это явление или разовое.
Разница в возрасте. У меня трое детей разного возраста, и требования к ним тоже разные. Младший ребенок еще учится в начальной школе, ему всего 10 лет, поэтому спрашиваем с него меньше. В этом возрасте главное, чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе. К тому же маленькие дети часто воспринимают оценку как нечто абсолютное: получил пятерку – значит, молодец, получил двойку – в чем-то виноват.
Старшие уже серьезнее относятся к учебе, понимая, что скоро их ждет поступление в университет и необходимо прилагать усилия, чтобы выдержать конкуренцию. Меня не смущает, что иногда они получают тройки и двойки, это нормально для математических школ. Троечник в сильной спецшколе будет отличником в обычном среднем учебном заведении.
Плохие и хорошие сигналы. Главное – у ребенка должна быть мотивация исправить оценку. Если он договорился с учителем, выучил тему и пересдал урок, то все хорошо: цикл работает правильно. Но систематические двойки по предмету – плохой сигнал. Это может означать, что человек вообще не понимает предмет, ленится и не делает домашнюю работу. Возможно, есть конфликт с преподавателем.
Больше всего меня расстраивает ситуация, когда ребенок пытается скрыть свои оценки. У нас в семье была неприятная история, когда о плохих оценках сына по профильному предмету – программирование – мы узнали из электронного дневника. Суть не в том, что сын нахватал двоек, а в том, что он не разобрался в теме, никому ничего не сказал, а дальше непонимание накопилось и вылилось в сильное отставание по предмету.
Наказания не работают. Главный инструмент для решения личных и бизнес ошибок – это разговор. Нет смысла наказывать ребенка, важно месте с ним разобрать проблему, выяснить, почему так произошло, и придумать решение. Ребенок должен научиться извлекать из негативного опыта уроки. К тому же, он еще не раз совершит в своей жизни ошибки. Важно показать, что прятать голову в песок и ждать, что ситуация разрешится сама собой, – не вариант. Нужно действовать. Например, взять себя в руки и выучить сложную тему, а если не получается – попросить о помощи взрослого или договориться с учителем о других вариантах решения задачи.
Сам я в школе был отличником, а в университете нередко получал двойки. Может быть, поэтому считаю, что оценки – не самое главное в жизни. Главное – любить своих детей. Я бы хотел, чтобы мои дети понимали, что школа (как и институт) создана не только, чтобы получать знания и оценки. Она учит решать сложные и нетривиальные задачи, ставить долгосрочные цели и достигать их, а также развивает коммуникативные навыки, умение ясно излагать свои мысли и креативность.