Как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения
Лучшие педагоги Москвы раскрыли секреты своих авторских методик обученияВ середине октября 150 лучших преподавателей в области музыкального искусства получили премию Министерства культуры России. В числе победителей – 15 педагогов из Москвы. 10 из них работают в детских школах искусств, трое преподают в колледжах и еще двое – в вузах. Автор «Ведомости. Города» поговорил с тремя лауреатами, которые работают в столичных образовательных учреждениях, и узнал, какие авторские методики они применяют на своих занятиях и как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения.
Раскрыть природный потенциал
Надежда Сергеева ведет класс арфы в детской музыкальной школе им. С. И. Танеева. Для своих учеников она разрабатывает индивидуальную программу обучения. «Подбираю репертуар исходя из сильных сторон ученика», – делится Сергеева.
Педагог: Надежда Сергеева
Например, юному арфисту с длинными пальцами, который способен захватить длинные октавы, она предлагает сыграть фортепианные произведения вроде «24 прелюдии» Сергея Рахманинова. А детям с развитой моторикой – композиции Фредерика Шопена, которые не всегда просты даже для пианистов. «Фундамент закладывается на простых упражнениях, затем мы переходим к более сложным. Так выстраивается алгоритм действий, который позволяет учащемуся в кратчайшие сроки заиграть на инструменте», – рассказывает Сергеева. Ее авторский сборник «Упражнения на двойные ноты для арфы» издала Московская консерватория еще в 2016 г.
Сергеева делит учеников на три группы в зависимости от природных данных: способный, талантливый или гениальный. «В основном ко мне в класс приходят способные ребята. Талантливых порядка 30%. Гениев у меня не было, – размышляет педагог. – Но главное – желание обучаться и трудиться. Если к способностям прибавить желание, получается прекрасный результат, близкий к таланту. Если есть талант и желание, то это уже близко к гению».
Здоровье – залог успеха
Чтобы стать успешным музыкантом и долго оставаться в профессии, важно работать с телом и дыханием с самых первых занятий, считает профессор Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке Эркин Юсупов. Он обучает игре на духовом инструменте тромбоне по собственной методике. В первый месяц обучения Юсупов показывает ученикам, как правильно держать спину и руки. «Это очень важно. Иначе со временем музыкант может заработать паховые и пупочные грыжи, остеохондроз и другие распространенные среди духовников заболевания», – объясняет педагог.
Педагог: Эркин Юсупов
А еще учит, как правильно вдыхать и выдыхать и держать губной аппарат. Это позволяет избежать лишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему (духовники пропускают через себя под напором большие объемы воздуха) и зубы. Юсупов говорит, что музыканты-духовики, как и спортсмены, используют свой организм для достижения результата. «Баскетболист не добьется успеха, если у него не поставлен бросок. Талантливый музыкант не сможет хорошо выступить, если во время игры в его организме что-то зажато», – приводит пример профессор. По словам Юсупова, у некоторых детей анатомическое строение челюсти и зубов не подходит для игры на духовом инструменте. Поэтому, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу, педагог советует родителям обратить внимание на физиологические данные чада.
Заурядный ученик при ежедневном монотонном труде может добиться больших успехов, считает педагог: «Такие дети могут выстрелить совершенно неожиданно и к 16 годам стать более стабильными в исполнении, чем вундеркинды, которые начали безупречно играть уже в 12 лет».
Развить интеллектуально-нравственные качества
Музыканты обучаются сначала в школе, потом в вузе, но на этом их профессиональное обучение не заканчивается, говорит преподаватель по классу фортепиано в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена Алексей Холодов: «Они учатся на протяжении всей жизни, изучают новые произведения и постоянно практикуются». Холодов уверен, что общие музыкально-педагогические принципы давно сформированы, придумать что-то новое практически невозможно. По его словам, сегодня педагогу важно не просто знать методику, но и уметь заинтересовать ученика, раздвинуть грани его возможностей: «Помимо технических навыков важно развивать интеллектуально-нравственные качества ученика».
Педагог: Алексей Холодов
Сам он на уроках с классом говорит о добре и зле, о человеческой боли и радости. Например, приступая к работе над музыкой Баха, затрагивает тему библейских ценностей; разбирая сонату Бетховена, озвучивает гамму чувств композитора. «В жизненном опыте учеников подобные чувства еще не встречались, и они не могут глубоко проникнуться произведением. Задача педагога – разобрать, что хотел передать этой музыкой композитор», – поясняет Холодов.
Обучая ребенка, учитель совершенствует свое мастерство. Ведь у каждого ученика свой характер, уровень одаренности, желание или нежелание трудиться. «Во время общения мы учимся друг у друга. Для каждого приходится изобретать велосипед, который подойдет только ему», – говорит Холодов и уверяет, что успех педагогической деятельности – в постоянном диалоге с учеником.
Факты о конкурсе
Конкурс для педагогов проводится с 2022 г. В этот раз на премию претендовало 565 соискателей более чем из 50 регионов страны. Специальная комиссия оценивала кандидатов по трем критериям: авторская методика, результат обучения учеников и участие в качестве исполнителя в творческих мероприятиях. По итогам отбора 25 педагогов училищ и 25 преподавателей вузов получили премии в размере 1 млн руб. Еще 100 учителей детских школ получили по 500 000 руб.