Курорты Подмосковья. Как будут отдыхать жители столицы в условиях санкций
80% номеров в областных отелях и домах отдыха на май и начало лета уже забронированыПока популярные курорты закрыты для россиян из-за санкций на авиаперелеты, неплохим вариантом отдыха для столичных жителей этой весной может стать Московская область. «Ведомости. Город» выяснил, как изменился спрос на отдых в ближайших окрестностях, какие отели выбирают туристы и сколько может стоить отдых за городом в этом сезоне.
В качестве туристических направлений в условиях закрытого авиасообщения между ЕС и Россией стали высоко востребованы пригороды крупных городов, в частности Подмосковье, говорит директор ассоциации «Турпомощь», вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Александр Осауленко. По его словам, предварительный резерв на май и начало лета в отелях и домах отдыха Подмосковья составил 80%, в то время как в прошлом году на этот же период приходилось всего 25% бронирований. Точные цифры он не раскрывает. Онлайн-сервис по поиску и бронированию отелей «Мультитур» с 15 марта отмечает повышение количества бронирований подмосковных отелей минимум на 30%. По данным национального туроператора «Алеан», спрос на отдых в Московской области в 2022 г. вырос на 84% в сравнении с аналогичным периодом 2021 г.
Во многих популярных объектах полностью проданы места на апрель, на майские праздники еще можно забронировать номер в некоторых санаториях эконом-класса, но в среднем и высоком ценовом сегменте свободных мест нет, следует из данных РСТ. В выходные дни загрузка отелей комфорт-класса в Подмосковье составляет 95–100%, говорит представитель комитета по туризму Московской области. А вот в будни спрос снижается из-за отсутствия корпоративных клиентов. Сейчас большинство компаний сокращает количество выездных мероприятий, в том числе с иностранными делегатами, объясняет он. В результате спрос на бизнес-отели упал на 30%.
26 марта правительство обнулило налоговую ставку для отелей, а также для компаний, оказывающих туристические и экскурсионные услуги, на пять лет. Руководитель Ростуризма Зарина Догузова в своем видеообращении говорит, что такая мера поддержки очень своевременна в нынешних условиях и в ситуации дальнейшего роста спроса на отдых в России.
Интерес к курортам Подмосковья опрошенные «Ведомости. Городом» туроператоры связывают в том числе со скачком цен на авиабилеты в такие страны, как Турция, ОАЭ, Армения и т. д. Например, в прошлом году в марте авиабилет Москва – Анталия туда-обратно стоил 15 000–20 000 руб., сейчас он находится в диапазоне 60 000–100 000 руб., рассказывает вице-президент РТС Дмитрий Горин. На фоне мировой обстановки люди не рискуют выбирать отдых за рубежом. Организованные российские туристы возвращаются домой, указывает Горин. По данным Ростуризма на 24 марта, из Египта, Таиланда, Турции, ОАЭ и других стран вернулись в Россию более 90% туристов – это порядка 83 000 человек. Авиакомпании сокращают количество международных авиарейсов. В результате на итоговую цену билета влияет курс валюты и дефицит перевозки.
Кроме того, 15 марта для держателей карты «Мир» запустили программу кэшбэка, в рамках которой можно вернуть 20% стоимости поездки по стране или проживания в отеле. Это тоже влияет на интерес туристов к Подмосковью, убеждены туроператоры. Например, число бронирований у туроператора «Дельфин» приблизилось к прошлогодним показателям (каким именно, компания не раскрывает) как раз после запуска программы кэшбэка. На выходные популярные отели стабильно загружены, отмечает заместитель генерального директора по продажам «Дельфина» Андрей Русаков. Также сказался эффект отложенного в пандемию спроса, когда люди после двухгодового нахождения дома или на дачах вновь готовы выезжать в загородные отели, считает Осауленко из «Турпомощи».
Но некоторые менее известные объекты говорят о снижении спроса из-за приостановки работы Booking.com в России. Например, с 5 марта – после того как американский онлайн-сервис приостановил работу – количество бронирований в загородном 3-звездочном спа-отеле «Снегирек» сократилось на 40%. Без этого канала продаж туристам тяжело найти объекты самостоятельно, говорит руководитель отдела бронирования экоотеля «Снегирек» Светлана Березина. Приезжают в основном командированные из других городов, с кем у отеля заключены договоры как с юрлицами. При этом продолжат функционировать такие онлайн-сервисы бронирования, как Ostrovok.ru, Tutu.ru, «Яндекс.Путешествия», OneTwoTrip и др.
Туристы со всей страны
В подмосковные отели едут туристы из Сочи, Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Кисловодска, Самары, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска, Владимирской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей. Но все же 70–90% гостей – жители Москвы и Подмосковья, говорят опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты.
Отдыхающие предпочитают западное и северо-западное направления Московской области. Основными точками притяжения в этом сезоне стали Солнечногорский и Истринский районы, окрестности Сергиева Посада, Звенигород, говорит Оксана Булах из «Алеана». По ее словам, 40% бронирований приходится на санатории, 60% – на загородные отели.
Отдыхающим важно, чтобы у отеля была развитая круглогодичная инфраструктура: зоны для прогулок, активного отдыха, аквакомплексы с бассейнами и набором spa-услуг и трехразовое питание. Чаще всего туристы выбирают размещение в объектах у воды. Такие «морезаменители» популярны среди жителей больших городов особенно в условиях, когда заграничные курорты закрыты, а российские морские направления перегружены, отмечает руководитель регионального совета РСТ Ольга Санаева. Также в моде глэмпинги и кемпинги (походный формат отдыха в «палатках», но со всеми удобствами).
По оценке Русакова из «Дельфина», стоимость размещения на выходные для двух человек с трехразовым питанием в среднем сегменте начинается от 11 000 руб., в отелях категории «4–5 звезд» – от 18 000 руб. На сайтах элитных загородных домов отдыха стоимость номера делюкс на ближайшие даты начинается от 47 000 руб., люкс – от 80 000 руб. Средний чек на отдых в подмосковных отелях вырос в среднем на 5% по сравнению с прошлым годом. По словам Осауленко, цены на размещение растут в традиционном диапазоне на 8–12%, как и в предыдущие годы. Представитель комитета по туризму Московской области сообщил, что цены во многих объектах размещения остались на прежнем уровне.
Традиционно загородные объекты были популярны для поездок на выходные и проведения мероприятий, но в этом сезоне ситуация изменилась. Сейчас москвичи останавливаются минимум на 4 дня, а семьи с детьми приезжают на 7–10 дней, отмечает куратор отдела Подмосковья компании «Мультитур» Владислава Литягина. «Возможно, это связано с тем, что люди не хотят уезжать далеко от дома в свете последних событий. Предпочитают отдых рядом с домом по системе «все включено», – рассказывает Литягина.
Избалованный гость
Еще во время пандемии – когда многие туристические направления были недоступны – москвичи начали присматриваться к комфортному отдыху в области, говорит Александр Осауленко. Сейчас же ситуация, по его мнению, усложнилась: «Даже те, у кого есть вид на жительство или недвижимость за границей, не всегда могут туда попасть». В результате значительно вырос приток туристов в сегменте люкс и сформировался новый тип клиента – люди, которые привыкли отдыхать в дорогих зарубежных отелях, а теперь предъявляют высокие требования к сервису и инфраструктуре подмосковных туристических комплексов. Сегодня в Подмосковье работает 17 отелей уровня «5 звезд» и 109 объектов уровня «4 звезды», говорит представитель комитета по туризму Московской области. По его словам, комитет планирует увеличить количество мест размещения в загородных отелях формата глэмпинга и кемпинга и повысить качество сервиса в этом году.
Туристы, привыкшие к европейскому качеству отдыха, платят больше за услуги, нацеленные на оздоровление, отмечает коммерческий директор ООО «Группа отелей русские сезоны» Инна Рындина. По ее словам, средний чек на процедуры оздоровления и spa вырос в 3 раза по сравнению с прошлым годом, на еду и напитки – в 2,5 раза. Кроме того, в последний месяц на 48% вырос спрос на программы «Антистресс», включающие барокамеру, массажи и гидропроцедуры. «Сейчас как никогда гости хотят изолироваться от окружающей политической картины, расслабляясь в привычных для них условиях», – заключает Рындина.