Читайте также
Пятый элемент
Гендиректор «Шереметьево»: «Садишься на мотоцикл, и через несколько минут голова абсолютно ясная»
Речные прогулки по Москве

Зеленая полоса

Какими могут быть пешеходные переходы будущего в Москве – отвечают эксперты
mos.ru
mos.ru

Смогут ли умные пешеходные переходы однажды сами останавливать мчащийся на людей автомобиль? Должны ли остаться в Москве светофоры без кнопок вызова? И смогут ли увидеть каждого переходящего улицу беспилотные машины? В разговоре с «Городом» эксперты порассуждали о будущем пешеходных переходов в столице.

Этим летом в Москве появится более 40 диагональных пешеходных переходов нового типа. Их обозначат пунктиром. Об этом сообщил дептранс в своем Telegram-канале. Отказ от сплошной заливки должен сделать дорожное движение безопасней, ведь колеса машин и мотоциклистов будут меньше проскальзывать на закрашенном асфальте.

Более того, в столице с начала 2021 г. уже одобрены 17 проектов создания систем безопасности для переходов. Об этом сообщил глава Москомэкспертизы Валерий Леонов. 

«Люди не ходят углами»

Диагональные переходы – это плюс для пешеходов, но головная боль для проектировщиков. Так считает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. 

«Потому что светофоры, естественно, должны работать все синхронно – по всем направлениям пешеходам должен светить «зеленый», – пояснил он.

Людям же, конечно, удобнее переходить дорогу по диагонали. 

mos.ru
mos.ru

«Люди не ходят углами. Я сам стараюсь срезать, если позволяют светофорные фазы», – пояснил он.

При этом пунктир, по его словам, сократит количество падений мотоциклистов на «зебрах». 

«С бело-желтыми «зебрами» (разметка на диагональных переходах ранее. – Прим. ред.) была проблема. Для водителей автомобилей они более заметны. И в стандарт они попали именно по этой причине. Но для мотоциклистов – особенно в мокрую погоду – это большой риск. Особенно разметка из термопластика – для них она очень скользкая. Двухколесное транспортное средство неустойчиво, особенно если надо тормозить. Было очень много случаев падения», – пояснил Шкуматов.

Отметим, что город решил отказаться от использования желтого цвета в разметке. Об этом в мае сообщил Telegram-канал столичного комплекса городского хозяйства.

«Нужно больше света»

Автоюрист Константин Юрков, которому на практике приходится сталкиваться с последствиями ДТП на пешеходных переходах, говорит, что важнее не сама зебра, а ее освещение.

«Пешеходные переходы должны дополнительно подсвечиваться. Плюс к общему уличному освещению сверху над каждым должны висеть фонари. Есть светоотражающие «зебры», но если пешеход в темной одежде, его вообще не видно», – говорит он.

По его словам, такая практика хорошо зарекомендовала себя в Германии. «Там прекрасно видно все пешеходные переходы – даже за городом», – добавил Юрков. 

«Надо принудительно останавливать двигатели»

В среднем, человек в городе 30% времени движения проводит в качестве пешехода, говорит замдиректора Центра высокоскоростных и цифровых систем Российского университета транспорта Василий Куприяновский. 

«Уличный переход – это опасная зона встречи человека с автомобилем, – говорит эксперт. – Я считаю, что все автомобили должны быть оборудованы системой предупреждения – чтобы они никогда не могли столкнуться с пешеходом или велосипедистом. То есть это принудительная остановка двигателя или замедление скорости. И такие функции на некоторых автомобилях потенциально уже есть». 

По его словам, в будущем останавливать любой транспорт извне будет возможно, если все автомобили будут оборудованы ADAS (Advanced driver-assistance systems – расширенные системы помощи водителю. – Прим. ред.).

«Это должны быть требования государственных органов, что в нашей стране допускаются автомобили только с определенным уровнем ADAS, – поясняет Куприяновский. – Многие иномарки уже оборудованы, технические возможности есть. Однажды мы доживем до времени, когда все новые автомобили будут такими».

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

По его словам, системы цифрового управления не только заменяют человека, но и «в серьезной мере его превосходят». 

«Потому что человек все равно ошибается. А эти системы можно сделать так, что они сведут к нулю травматизм и смерти на дорогах. В Москве и больших городах это уже надо начинать обсуждать», – резюмировал эксперт.

Обсудить эти меры Куприяновский предлагает в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Автомобили будут «болтать» с переходами

В будущем машины смогут «общаться» с пешеходными переходами, говорит эксперт в области цифровой экономики Евгения Астафьева, принимавшая участие в разработке инфраструктуры для беспилотного транспорта в России.

По ее словам, инфраструктура города может стать «единой сообщающейся средой объектов». «Когда все между собой общаются на машинно-читаемом языке. И считывают информацию. И ее могут применять в тех или иных ситуациях», – пояснила она.

По ее словам, автомобили будут видеть пешехода и «говорить» другим либо о наличии человека на зебре машинам сообщит сама система. 

«Если говорить о беспилотном транспорте, то, например, считываем, что поменялось давление на ту или иную область пешеходного перехода, и это может сообщаться в некотором радиусе беспилотным автомобилям», – говорит эксперт.

«Поэтому умные пешеходные переходы – эта тема особенно важна в перспективе беспилотного транспорта», – добавляет Астафьева. 

Она отметила, что такие проекты пока находятся «скорее в зоне исследования, нежели реализации».

«Светофорная фаза должна быть вызывной»

Петр Шкуматов считает, что все светофоры в Москве стоит оборудовать кнопкой вызова. 

«Москва – поскольку здесь очень напряженное движение и вряд ли будет иначе – должна переходить на регулирование перехода дороги по запросу пешехода, – говорит он. – Это должно быть по умолчанию по всему городу».

Он отмечает, что зачастую в столице пробки собираются на светофоре там, где нет людей, переходящих дорогу.

«Горит «зеленый», а никого нет. Поэтому, если пешеходов нет, то фаза либо не должна срабатывать, либо срабатывать в другом режиме. И я здесь не перегибаю палку. Да, конечно, это приведет к небольшим неудобствам для пешеходов – потому что надо будет нажать на кнопку, чтобы перейти дорогу. Но если так сделать хотя бы на всех больших магистралях, то пропускная способность заметно возрастет», – уверен эксперт. 

Отметим, что новые пунктирные «косые зебры» появятся в том числе на Пречистенке, Гоголевском бульваре и на 3-й Тверской-Ямской улице. По данным сайта мэра Москвы, диагональные переходы делают на тех перекрестках, где это востребовано: «Во многих случаях по просьбе горожан».

Самое популярное
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%
Наш город
«Уголок дедушки Дурова»: в знаменитом московском театре пройдет реконструкция
После обновления около 400 животным создадут более комфортные условия