Речные прогулки по Москве
«Город» рассказывает о новых маршрутах, ценах и о том, ждать ли повышенного спроса на круизы по столицеЛетняя навигация в столице открылась 24 апреля 2021 г. В комитете по туризму Москвы заверили, что в новом сезоне гости и жители города смогут не только посетить уже знакомые экскурсии на воде, но и освоить новые маршруты. «Город» узнал, что об этом думают судовладельцы и туроператоры.
Эксперты пассажирского речного флота столицы дают осторожные прогнозы по количеству пассажиров речных экскурсионных маршрутов и аренде судов в акватории Москвы и области на сезон летней навигации 2021 г.: они надеются превысить аналогичные показатели прошлого года, но не рассчитывают выйти на уровень, который был зафиксирован до начала пандемии COVID-19.
Новинки московской летней навигации
«Речные прогулки пользуются особой популярностью среди жителей и гостей столицы. Одна из главных новаций этого сезона – экскурсии по воде в формате Hop-On Hop-Off. Турист, покупая билет на 24 или 48 часов, получает возможность выходить на любых предусмотренных остановках, гулять по городу, после чего снова вернуться к прогулке по воде. Такой подход соответствует лучшим мировым практикам и сделает Москву еще более доступным и привлекательным городом для туристов», – рассказала заместитель председателя Москомтуризма Татьяна Шаршавицкая.
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу флотилии Radisson Royal Ольга Ткачева подтвердила, что по маршруту будут курсировать суда этой компании: «Это стандартный продукт, который пользуется особым спросом у туристов, но в Москве он еще недостаточно популярен. Этим летом такую поездку можно совершить по центру города – с остановками на пяти причалах».
В течение всего путешествия туристы смогут воспользоваться аудиогидами на шести языках и сделать фотографии через телескопическую крышу, которая рассчитана на панорамный обзор. Все билеты, как на 24, так и на 48 часов, можно приобрести онлайн.
Также запущен круговой маршрут продолжительностью 50 минут от причала парка Горького с разворотом у Зарядья, без промежуточных остановок.
«Москвичи и гости столицы уже успели оценить различные тематические экскурсии с квизами. В этом году к прогулкам с театрализованными представлениями добавятся круизы, где все смогут принять участие в интеллектуальных викторинах. Это новинка сезона», – добавила представитель флотилии Radisson Royal.
Тему новинок сезона продолжил президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ) Кирилл Евдокимов. Он подтвердил, что москвичи и гости города любят совершать речные поездки по центральной части столицы, где основными точками притяжения являются Зарядье и Парк культуры им. Горького.
«В этом году мы получили и новую точку притяжения – Северный речной вокзал. Совсем недавно закончилась реконструкция СРВ, который сразу стал очень популярен. Из этой точки отправляются рейсы на 1-2 часа по ближайшему Подмосковью. Например, есть маршруты до Бухты Радости с пляжами и зонами отдыха. Кроме того, в ближайшее время планируется открытие переправы между Северным речным вокзалом и Химками», – рассказал Евдокимов.
Президент МАСПФ также обратил внимание на то, что к 2021 г. был обновлен водоотводной канал в центральной части города, от Краснохолмского моста до памятника Петру I, благодаря чему восстановили движение судов и по этой водной артерии, которое было закрыто последние два года.
«Южный речной вокзал пока на реконструкции, но в прошлом году открыли причал в Коломенском, оттуда экскурсионные теплоходы ходят по маршруту до Братеево и обратно», – уточнил Евдокимов.
Эксперт сообщил, что средняя цена на часовую поездку от Северного речного вокзала уже установилась в районе 300 руб., а в центре Москвы можно говорить о стоимости путешествия в 500 руб., но в зависимости от продолжительности маршрута и самих перевозчиков цены могут варьироваться.
Опасения и прогнозы летнего сезона
Если не брать в расчет прошлый год, когда навигация на Москве-реке была открыта только в конце июня, на два месяца позже обычного, сейчас увеличения спроса по сравнению с 2019 г. нет.
«Про себя мы шутим, что судовладельцы очень метеозависимые люди. Если с погодой в период навигации повезет, то мы рассчитываем выйти на 1 млн пассажиров, которые будут перевезены всеми экскурсионно-прогулочными судами за сезон. Хочу напомнить, что в допандемийный 2019 год этот показатель составлял 1,3 млн человек, а в прошлом году сезон закончился на показателе в 0,8 млн пассажиров», – прокомментировал ситуацию Кирилл Евдокимов.
И также выразил опасение, что лето 2021 г. станет не слишком благоприятным для самих судовладельцев, так как некоторые из них предпочитают конкурировать между собой не за счет повышения качества, а за счет снижения цены. «Из-за такой недальновидной стратегии доходность бизнеса останется пока низкой», – пояснил он.
Рост спроса на индивидуальное бронирование судов
Оптимистичнее на перспективы летнего сезона текущего года смотрит директор отдела продаж туроператора «Тари-Тур» Дарья Лешкова (компании, которая занимается приемом российских и зарубежных гостей столицы).
«Мы работаем со многими компаниями, которые занимаются речными прогулками. Отличительной чертой сезона 2021 г. от допандемийных времен является то, что активнее стали поступать запросы на аренду катеров, теплоходов и прочих судов. Клиенты бронируют катер либо под свою компанию, либо присоединяются к групповым заездам, которые устраиваются еженедельно по выходным. По сравнению с 2020 г. количество индивидуальных бронирований увеличилось примерно на 25%», – рассказала она.
По словам представителя туроператора, градация цен на речной отдых зависит от направления и продолжительности путешествия, а также от типа судна и набора услуг на борту.
«Если говорить о наиболее экономичных вариантах однодневных круизов по Москве и области, то в групповой поездке можно принять участие за 3000–5000 руб. Максимальную стоимость назвать сложно, но за последнее время самым дорогим путешествием стал заказ на 10 человек за 40 000, но это не предел. Бывает, что стоимость круиза достигает 500 000 руб.», – пояснила Лешкова и добавила, что стоимость однодневных вояжей по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.