Как и какие онлайн-сервисы помогают жителям управлять городом
Провести собрание соседей, оплатить коммунальные счета и починить дорогу у домаДействовать в режиме онлайн – для москвичей уже давно привычное дело. Это касается покупки и доставки товаров, записи к врачам, оформления документов и прочих услуг. Мировой тренд по управлению городом с помощью онлайн-сервисов тоже не обошел Москву стороной. Более того, наша столица – один из лидеров в этой сфере.
Появление электронных сервисов, которые помогают жителям влиять на управление городом, – международный тренд. И дело не только в развитии информационных технологий. В 2016 г. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы определил принципы открытого управления и назвал их приоритетными.
В своей резолюции Конгресс призвал чиновников всячески содействовать участию граждан в принятии важных решений: от общегородских до районных. Согласно документу, власти также должны представлять в открытый доступ данные о результатах той работы, которая была проведена при участии гражданского общества.
Гражданин-нейросеть
Сервисы, помогающие горожанам участвовать в принятии решений, запускают в мировых столицах и мегаполисах. Один из ярких примеров – Decide Madrid. Это веб-платформа мадридского городского совета. Одна из главных функций – форум, где жители предлагают новые местные законы, за которые другие горожане могут проголосовать. Идеи, которые получают поддержку хотя бы от одного процента населения, выносятся на обязательное общественное голосование. Затем городской совет в течение месяца готовит отчет о законности, осуществимости и стоимости реализации предложений. Первое подобное голосование в испанской столице состоялось в 2017 году, когда жители поддержали создание единого билета на общественный транспорт и проекты по улучшению городской экологии. Также на Decide Madrid проходят дискуссии, общественность участвует и в составлении бюджета.
Другой подход, более цифровой, в открытом управлении городом демонстрирует Сингапур. В городе-государстве есть платформа электронного правительства CODEX, которая по своему функционалу чем-то похожа на «Госуслуги». Там горожане могут записываться к врачам, регистрировать новорожденных, записывать детей в дошкольные учреждения и даже находить работу. А контроль за коммунальными услугами и вопросами безопасности – дело нейросетей. К примеру, на фонарных столбах в Сингапуре установлены датчики, которые измеряют качество воздуха, объемы осадков и уровень воды. Качество воды в домах и расход ресурсов определяют smart-счетчики. Нейросети также во многом обеспечивают и безопасность в городе. Те же самые датчики на фонарных столбах распознают лица, что помогает правоохранительным органам в расследованиях. А в бассейнах Сингапура за безопасностью следят системы компьютерного зрения. В случае, если человек начинает тонуть, спасатели получают сигнал и оперативно реагируют.
Баллы за активность
Москва же начала делать первые шаги по привлечению жителей к управлению городом в режиме онлайн еще в 2014 г. Появившийся тогда проект «Активный гражданин» стал быстро набирать популярность и расширять функционал. По сути, это система электронных голосований, где жители города голосуют за то или иное решение: переименовать улицу, выбрать дизайн для новой станции метро или озеленить район. Впрочем, пользователи сервиса участвуют в решении и более масштабных вопросов. Например, в 2019 г. москвичи поддержали «Новый московский стандарт поликлиник». Реставрация Северного Речного вокзала – тоже результат участия москвичей в голосовании. Они не только выступили за проведение работ (более 80%), но и предлагали свои идеи по улучшению концепции и дизайна.
Сегодня москвичи могут принять участие в серии голосований «Осень в Москве» и заодно узнать, как интересно и с пользой провести время в городе. Или же выбрать имя для новорожденной альпака, проживающей на «Городской ферме» ВДНХ, а также принять участие в осенней акции «Москва: как это работает».
В октябре был обновлен интерфейс сайта и добавлены новые функции. Например, на главной странице проекта теперь доступна витрина с самыми популярными поощрениями за активность. Их можно получить на сайте «Миллион призов» в обмен на баллы, накопленные за участие в электронных проектах столицы. Потратить баллы можно на сувениры, товары для дома, билеты в театры и музеи столицы, скидки в торговых точках или на благотворительность. Также ими можно пополнить карту «Тройка».
Почти за 9 лет к «Активному гражданину» присоединились более 6,5 млн человек. За это время удалось реализовать более 4000 решений. Москвичи выбрали названия для 54 парков и скверов, 50 улиц и бульваров, а также 29 станций метро и вокзалов МЦД. Благодаря голосованиям были благоустроены свыше 2000 дворов, улиц, площадей, набережных и парков.
Хозяин в доме
В 2018 году в проекте «Активный гражданин» появился сервис «Электронный дом», который спустя два года стал самостоятельной платформой. Она призвана упростить все процессы, связанные с содержанием и управлением многоквартирными домами. Например, на платформе можно передавать показания счетчиков, оплачивать коммунальные услуги, составлять заявки на ремонтные работы, в том числе на прилегающей территории. В личные кабинеты приходят уведомления об аварийных работах или плановых отключениях воды и электроэнергии. Для регистрации в сервисе достаточно ввести свои учетные данные на mos.ru.
Пользователям доступны специальные возможности, такие как электронная доска объявлений, чаты соседей, связь с управляющими компаниями. У сервиса есть своя афиша событий недалеко от дома.
Одна из основных функций «Электронного дома» – возможность проведения общих собраний собственников в режиме онлайн. Жильцы могут, не выходя из дома, поменять управляющую компанию, согласовать список работ по предстоящему капитальному ремонту дома или договориться об организации системы видеонаблюдения. За активность в сервисе жильцам начисляют баллы, которые можно потратить на сайте по программе «Миллион призов».
Функционал платформы зависит от статуса пользователя. Например, собственник квартиры может ознакомиться со списком соседей, которые официально прописаны в его доме. А плательщику коммунальных услуг, который не прописан на жилплощади, доступны быстрые кнопки по оплате ЖКХ. На данный момент к сервису присоединились жители 34 000 многоквартирных домов Москвы. Это 99% от общего числа.
Играй и предлагай
Делать город лучше можно и в игровой форме. Проект «Город заданий» предлагает москвичам именно такой подход. Пользователи выбирают для себя интересные задания. Это может быть простое онлайн-анкетирование или опросник, где, например, нужно протестировать оформление «Пушкинской карты» через Госуслуги. Результаты выполнения задания помогут устранить неполадки, которые возникают в процессе оформления. Или же можно взяться за выполнение настоящего квеста – найти все спортивные секции и кружки в своем районе, в том числе частные. Эта информация поможет городским властям составить достоверную картину о спортивной жизни района и заняться созданием дополнительных секций, если таковых не хватает.
Жители столицы в «Городе заданий» регулярно оценивают состояние библиотечных книг, поддерживают волонтерские акции и фотографируют московские парки. За выполнение заданий также начисляются баллы в рамках «Миллиона призов». Сейчас количество пользователей платформы – около 190 000 человек. За почти два года работы проекта москвичи выполнили около 2 млн заданий.
Более творческий подход в управлении городом пробуют пользователи платформы «Город идей». Москвичи в любое удобное время предлагают идеи по развитию транспорта, предпринимательства, культуры, социальной сферы, благоустройству парков. Самые интересные и в то же время полезные предложения жителей реализуются городскими службами и департаментами. Например, в этом году были проведены литературные чтения в парке музея-заповедника «Царицыно» и благоустроены территории в Воронцовском парке.
Еще одному столичному сервису «Наш город» в октябре исполнилось 12 лет. Его специфика – решение вопросов содержания многоквартирных домов, подъездов дворов, прилегающих территорий и городских парков. За это время, благодаря обращениям москвичей, удалось решить около 7,7 млн вопросов в работе городских служб.
Принцип работы прост. Зарегистрированный на сайте mos.ru пользователь может сообщить на сайте «Наш город» или в одноименном мобильном приложении о наличии ям на дорогах, неисправности освещения или других объектах, требующих улучшения. Заявка обрабатывается в течение 24 часов и направляется в профильный орган власти. При поступлении ответа пользователю приходит уведомление. Он также может отслеживать статус заявки в личном кабинете и оценивать качество решения вопроса. Ответ от городской службы приходит в течение восьми дней, но на практике каждый второй вопрос решается за один-два дня. Сегодня на портале зарегистрировано более 2 млн москвичей.