Электричка из Текстильщиков. Что умеет электроавтомобиль «Москвич 3е»?
Кроссовер разгоняется до 100 км/ч за 8 с и поддерживает системы Apple CarPlay и Android AutoВ 2005 г. на площадях производившего «Москвичи» советского завода АЗЛК стали собирать автомобили Renault. Весной 2022 г. французы свернули бизнес в России, и предприятие перешло в собственность столичного правительства. Нового производственного партнера нашли в Китае. В конце прошлого года на возрожденном заводе «Москвич» в районе Текстильщики снова стали выпускать автомобили под этой маркой (хоть и созданные на базе китайского авто Sehol E40X).
Нос по ветру
Первой моделью стал «Москвич 3». Это компактный переднеприводный кроссовер, подкупающий ярким и запоминающимся дизайном. Самые примечательные детали экстерьера: узкая стреловидная головная оптика с современной светодиодной начинкой и лихой зигзаг линии остекления в районе задних стоек. На фоне конкурентов-одноклассников «трешка» смотрится вполне бодро.
Под капотом здесь бензиновый турбомотор рабочим объемом 1,5 л и мощностью 150 л. с. Базовая версия выпускается с механической коробкой передач, за доплату предлагается вариатор. Характеристики плюс-минус те же, что и у остальных представителей сегмента.
Но в распоряжении «трешки» есть и кое-что интересненькое – модификация «Москвич 3е» с электрической силовой установкой. Именно ее и протестировал автор «Ведомости. Города».
Зеленая начинка
Снаружи вроде бы ничего особенного. От бензиновой машины электрическую модификацию с ходу не распознаешь. Ее выдает разве что лючок в левом переднем крыле – под ним располагается зарядный разъем. Основные же отличия глазу не видны – они касаются начинки.
Привычного всем автомобилистам двигателя внутреннего сгорания здесь нет в принципе – это не гибрид, а электромобиль. За движение здесь отвечает электромотор с пиковой мощностью 193 л. с. Но в документах указана другая мощность – 68 л. с., которые демонстрирует мотор на протяжении 30 мин работы. И именно за нее начисляется транспортный налог, ставка которого составляет 12 руб. за 1 л. с. По московской ставке это будет всего 816 руб. (со 193 л. с. сумма была бы уже 9650 руб.).
Энергией двигатель снабжает расположенный под днищем машины литий-ионный аккумулятор с жидкостным охлаждением. Его емкость – 65,7 кВт ч. В полностью заряженном состоянии изготовителем декларируется запас хода в 410 км.
Предельная разгонная динамика вызывает уважение: продавив педаль акселератора в пол, уже через 8 с после старта спидометр показывает 100 км/ч. По меркам компактных кроссоверов – отличный результат. Но если ехать «в полпедали», удобство управления тягой вызывает вопросы: после легкого продавливания акселератора машина думает какое-то время и только после этого ускоряется. В пробках такие заминки особенно неудобны. Вопрос решается переходом с режима Eco в Sport. Но тогда появляется излишняя резкость и суетливость. Добавить бы сюда промежуточный режим – было бы идеально.
Акустический комфорт в «Москвич 3е» заметно выше, чем у автомобилей с привычным двигателем внутреннего сгорания: моторного рыка нет, только шины гудят. Ну а на трассе где-то после 80 км/ч добавляется шум от потока набегающего ветра.
На команды водителя «Москвич 3е» откликается с ленцой, после некоторой паузы: утяжеление на 360 кг относительно бензиновой модификации «Москвича», которая весит 1365 кг, не могло пройти даром. Автомобиль отлично подойдет для езды в черте города. А вот на бездорожье лучше не выезжать: без полного привода вне асфальта делать нечего.
Аппетиты
В плотном городском трафике у бензиновых и дизельных автомобилей расход топлива заметно возрастает. В случае с электромобилем это не так: во время остановок энергия не тратится. К тому же при торможениях срабатывает рекуперация (кинетическая энергия преобразуется в электрическую), пополняя запас аккумулятора. Так что в городе «Москвич 3е» подтвердил энергоэффективность электромобилей.
На трассе все уже не так однозначно. Если ехать в темпе 85–90 км/ч, то расход энергии составляет около 17 кВт ч/100 км. Но при ускорении до 110 км/ч расход подскакивает примерно до 22 кВт ч/100 км. Нетрудно подсчитать, что при такой скорости с полностью заряженной батареей можно будет проехать 300 км. Так что максимум своих возможностей электрическая «трешка» демонстрирует в городских условиях.
Стартовав с «полным баком», я преодолел 371 км. Когда подъезжал к зарядному терминалу, уровень зарядки аккумулятора показывал всего 2%. Еще чуть-чуть, и встал бы посреди дороги обесточенный. В случае с электромобилем лучше не рисковать и заранее вставать на зарядку. Ведь если водитель «обсох» на, скажем, бензиновой машине, то любой встречный может поделиться с ним парой литров топлива – и вы дотянете до АЗС. С «электричкой» такой номер не пройдет – придется вызывать эвакуатор.
Кстати, о зарядке. «Москвич 3е» снабжен распространенным разъемом CCS Combo Type2 и позволяет пополнять запасы энергии как переменным током (на зарядку аккумулятора уходит от 6,5 ч), так и постоянным (1,5 ч). В первом случае по усредненной цене за 1 кВт ч полная зарядка батареи обойдется в 328 руб. Во втором придется раскошелиться. Тут 1 кВт ч стоит в среднем 20 руб. – пополнить энергией аккумулятор будет стоить уже 1334 руб. А это уже отнюдь не дармовщина.
Заправив полный бак бензиновой версии, вы заплатите почти вдвое больше, но там и запас хода удвоится. Так что выгода в электромобиле будет только при зарядке дешевым электричеством.
Салон и оснащение
Интерьер автомобиля водителям точно понравится. Симпатичный дизайн, удобные сиденья, хорошая обзорность. Будь тут продольная регулировка руля и материалы побогаче – было бы совсем хорошо. Возможности выбора комплектации нет – «Москвич 3е» предлагается с одним (весьма богатым) набором оборудования: светодиодные фары, электропривод складывания и подогрев боковых зеркал, шесть подушек безопасности, панорамная крыша с люком, круиз-контроль, электронная панель приборов, система кругового обзора, климат-контроль, подогрев передних сидений. А еще мультимедийная система нового «Москвича», диагональ которой составляет 10,25 дюйма, поддерживает беспроводное подключение смартфонов по протоколам Apple CarPlay и Android Auto.
Стоит такой автомобиль 3 950 000 руб. Цена недетская. Модификацию с бензиновым двигателем можно взять на 1 720 000 дешевле. Зато у электромобилей в городе есть ряд преимуществ: бесплатная парковка, не нужно платить транспортный налог, бесплатные зарядные сессии на городских станциях и др. Правда, нельзя точно сказать, что полагающиеся электромобилям льготы смогут покрыть столь серьезную разницу в цене.