Завтрак отдай врагу? Московские школьники просят перца и шашлык
Как изменить отношение детей к школьной едеВ среднем на один завтрак с горячим блюдом или один обед школа тратит около 80 руб. И если в сельской местности и небольших городах эти деньги проедаются в буквальном смысле с аппетитом, то в мегаполисах они, по большей части, отправляются в помойку – «несъедаемость» школьных завтраков в крупных городах доходит до 80%.
Почему детям, особенно младшим школьникам, невкусно? Потому что ребенок, прежде всего в начальной школе, ест то, что ему нравится, а не то, что ему полезно. Поэтому очень важно не только научить его правильно питаться дома, но и сформировать вкусное меню. Это вполне реально.
Соцопрос среди школьников, проведенный в начале 2022 г. (участвовало 802 ученика 4-11 классов столичных школ) Инжиниринговым центром Московского государственного университета пищевых производств, показал, что:
- ученики хотят больше фруктов и овощей в меню;
- ученики хотят, чтобы еда была менее пресной, и просят добавлять больше соли и/или специй в блюда;
- ученики хотят большего разнообразия блюд: добавить полезный фастфуд, а именно пиццу, сэндвичи и шашлык.
И эти предложения вполне сочетаются с представлениями о полезном питании.
Впрочем, дело не только в разных вкусах у детей. Существуют и другие причины, мешающие накормить школьников. Например, время завтраков. Большинство родителей, отправляя детей в школу, стараются всеми силами накормить их. Ко второй или третьей перемене дети просто не успевают проголодаться. Именно поэтому завтраков выбрасывают в помойку гораздо больше, чем обедов. Вообще, энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400-550 ккал (20-25% от суточной калорийности), обеда – 600-750 ккал (30-35%).
Без сосисок
В октябре 2021 г. Роспотребнадзор запретил включать в рацион школьников продукты, являющиеся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями. Полезное для здоровья детей решение, тем не менее, вызвало бурные дискуссии среди родителей и профессионального сообщества. Традиционное для миллионов российских семей горячее блюдо – сосиски – оказалось «персоной нон грата» в школьных столовых, что добавило головной боли всем ответственным за организацию питания и родителям, чьи дети возвращались с уроков голодными. И увеличило «индекс несъедаемости» школьных завтраков и обедов. С другой стороны, решение санитарных властей не оставило выбора – для школ начали разрабатывать новые, сбалансированные меню. Например в некоторых московских школах в этом году каши начали чередовать с кукурузными хлопьями с молоком, а курицу или куриные котлеты – с наггетсами. С точки зрения соблюдения норм и правил подобная альтернатива абсолютно оправдана, при этом съедаемость завтраков и обедов увеличилась в разы. Нужно совершенствовать школьное меню, экспериментировать с новыми блюдами, подачей – дети в первую очередь едят глазами. Если визуально блюдо им не нравится, то они и пробовать не захотят.
Рацион питания ребенка должен быть гармоничен по жирам, белкам, углеводам и калориям. В нем, кроме мяса, птицы, макарон, крупы, сыра – всего того, что дети, в большинстве своем, едят с удовольствием, должны присутствовать: рыба, субпродукты (печень, язык), зелень, разнообразные овощи. И главное, еда должна быть вкусной. Вот здесь и начинаются проблемы. Питание ребенка в современных семьях, как правило, организуется по принципу «быстро и нехлопотно». Очень просто отварить макароны и сосиску, потереть на макароны сыр – и обед готов. Ребенок сыт, ему вкусно, родитель доволен и может заниматься своими делами. Конечно, это утрированный пример, но, к сожалению, в большинстве семей не задумываются или не имеют возможности готовить ребенку разнообразно и правильно. Поэтому дети и не понимают, как может быть вкусной рыба и тем более такая полезная, но совершенно не изведанная детьми печенка.
Схема организации питания с помощью сторонних «фабрик-кухонь», поставляющих в школы уже готовые блюда, позволяет кормить детей вкусно, полезно и качественно. Организовать полноценный процесс приготовления вкусных обедов и завтраков в самой школе гораздо сложнее. Конечно, далеко не во всех школах можно организовать централизованное питание, эта схема не подходит, например, для сельских школ, но в крупных городах такой подход выглядит оправданным.
В 2022 г. на горячее питание для российских младшеклассников направлено более 63,2 млрд руб. Сегодня уже почти в 40 000 школ страны бесплатное горячее питание получают более 7,5 млн младших школьников.