Читайте также
Свой среди своих. Как Москва продвигает локальные бренды
Леонид Кондрашев: «Для археолога мусорное ведро – самое ценное»
Курс на экспорт: как российские производители покоряют зарубежные рынки

В Дубай и Китай: как московские компании покоряют зарубежье

Свыше 7400 столичных предпринимателей воспользовались поддержкой Московского экспортного центра 2023 году
Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Московский экспортный центр (МЭЦ) работает с конца 2017 г. Он предоставляет финансовую и нефинансовую поддержку столичным компаниям в продвижении их продукции на новые рынки. Например, бизнесменам помогают разместить продукцию на международных маркетплейсах и в ритейле, принять участие в деловых мероприятиях и выставках, а также проводят обучение на курсах и в акселераторах и т. д. 

Экспортирующие компании уже могут получить субсидии и грант в размере 10% от суммы экспортного контракта. Субсидия позволяет компенсировать часть затрат на сертификацию экспортной продукции, получение патентов и свидетельств, транспортировку товара и т. д. Минимальная сумма контракта, при которой можно подавать заявку на получение субсидию, – 6 млн руб. 

Принять участие в программах МЭЦ могут компании, которые зарегистрированы в Москве не менее полугода и не имеют долгов по налогам. Более подробную информацию можно узнать на сайте moscow-export.com. 

За время работы Московского экспортного центра количество услуг увеличилось в 15 раз, теперь предпринимателям доступно более 30 видов поддержки, говорит глава департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома. Среди новых услуг, например, консультация амбассадора (эксперта из России, который длительное время живет за рубежом и имеет налаженную сеть бизнес-контактов), проверка зарубежного контрагента и правовое сопровождение экспортного контракта. С начала работы центра по 2023 г. поддержку получили более 15 000 компаний, а общий объем экспортируемой ими продукции составил более 95 млрд руб. 

«Ведомости. Город» узнал у трех столичных компаний, какой экспортный контракт им удалось заключить и как в этом помогла городская программа. 

Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Приключения «Лунтика» в Китае

Анимационная студия «Сказка» – подразделение одной из крупнейших компаний по производству и дистрибуции аудиовизуального контента СТВ. Студия распространяет свою продукции более чем в 50 странах мира. Среди известных ее работ мультфильмы «Бука. Мое любимое чудище» и «Щелкунчик и Волшебная флейта». 

В 2023 г. при поддержке МЭЦ «Сказка» представила продолжение анимационного сериала «Лунтик и его друзья» на международной выставке анимации CICAF и конференции международной ассоциации бизнес-коммуникаторов iABC в Ханчжоу. 

Мультфильм «Лунтик» производит анимационная студия «Мельница» (Санкт-Петербург), 50% которой, по данным СПАРК, принадлежит СТВ. В рамках городской программы поддержку могут получить предприятия, зарегистрированные в Москве. Поэтому «Лунтик» в Китае представило столичное подразделение СТВ «Сказка». 

Например, МЭЦ профинансировал участие в CICAF 15 анимационным и звукозаписывающим студиям столицы, включая «Сказку». А еще организовал для них 320 встреч и переговоров с 50 китайскими компаниями. В результате «Сказке» удалось пролонгировать начатое ранее сотрудничество и заключить новый контракт на право показа 52 эпизодов мультфильма с крупнейшим онлайн-кинотеатром Китая Mango TV, рассказала директор по международному развитию СТВ Светлана Барабанщикова. Его сумму Барабанщикова не раскрывает. До этого мультфильм о приключениях обаятельного пушистого существа, свалившегося с Луны на Землю, в традиционном 2D-формате выходил на китайских каналах – Mango TV, CCTV-14, Youku, Tencent и IQIYI. Теперь продолжение сериала выйдет на платформе Mango TV в формате 3D, который создает иллюзию объема картинки на экране. 

В Поднебесной московским анимационным и кинокомпаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию. «В Китае существуют квоты на закупку зарубежного контента, поэтому нам приходится конкурировать с фильмами и мультфильмами из других стран», – объясняет директор по международному развитию СТВ. По данным исследования Всероссийской академии внешней торговли «Анализ рынка кино и анимации Китая» за 2021 г., ограничительная квота в КНР позволяет выпускать на экраны не более 34 зарубежных фильмов в год. В общем объеме проката страны на иностранные фильмы приходится менее 20%, причем 16% составляет американская продукция.  

В условиях такой конкуренции важна любая помощь. МЭЦ также оплатил «Сказке» аренду выставочной площади, изготовление стенда, организовал презентацию проекта и оказал услуги перевода во время общения с китайскими партнерами. 

Мед-суфле для арабских сладкоежек

Роман Петченко запустил компанию Peroni Honey по производству суфле на основе меда в 2013 г. Для изготовления меда-суфле он закупает мед с 800 пасек. Сырье вымешивается вместе с высушенными ягодами, фруктами или орехами, а потом охлаждается в термокамерах, после чего продукт приобретает суфлеобразную консистенцию. По данным СПАРК, выручка Peroni Honey за 2022 г. составила 155 129 000 руб. Более свежих данных нет. 

Петченко – опытный экспортер. Он начал поставки за границу через год после запуска производства, например в Японию и Францию. Но в феврале 2022 г. переориентировался на рынки дружественных стран. Например, тогда с помощью МЭЦ он вывел свою продукцию на маркетплейс для бизнеса supl.biz (томская IT-компания), где малый и средний бизнес может покупать и продавать свою продукцию оптом в том числе за рубежом – в Индии, Иране, Египте и других странах. Компания Петченко бесплатно получила аккаунт, настройку и продвижение. В 2023 г. через этот маркетплейс Peroni Honey уже сделала первую поставку продукции на сумму $10 000 в розничные магазины Кувейта.

19 февраля при поддержке МЭЦ предприниматель поедет в Дубай на выставку Gulfood-2024, которая продлится пять дней. По словам Петченко, в рамках мероприятия ему не только оплатят доставку тестовой партии товара, но и помогут презентовать бренд новым партнерам. Gulfood-2024 – крупнейшая выставка еды в регионах Персидского залива и Ближнего Востока. Петченко активно готовится к поездке: изучает аналитическое исследование нового для него рынка и общается с другими экспортерами на встречах по обмену опытом (все это организовывает МЭЦ). Он предвкушает хороший сбыт. «Арабы – сладкоежки, – объясняет бизнесмен. – У них в магазинах полки с медом – по два метра в высоту и по четыре в длину». Самое ценное для таких экспортеров, как Peroni Honey, считает Петченко, что с 2021 г. Московский экспортный центр организует размещение московских товаров в зарубежных торговых сетях. «Это здорово экономит ресурсы бизнеса. Встать на полку в ритейл – это серьезные инвестиции денег и времени», – объясняет он и рассчитывает на участие в такой программе.

$2,5 млн за роботов для «БелАЗа»

Компания «Интеллектуальные робот системы» с 2010 г. занимается проектировкой, производством и внедрением роботизированных комплексов на промышленных производствах. В прошлом году сотрудники компании прошли акселерационную программу «Экспортный форсаж» в МЭЦ, а потом впервые вывели свою продукцию на зарубежные рынки: заключили контракты в Белоруссии и Казахстане. «До этого экспорт компании был равен нулю. Думали, что выйти на новые рынки будет проблематично», – признается руководитель экспортных проектов компании «Интеллектуальные робот системы» Юлия Гнетнева. В обучении приняли участие четверо представителей компании – генеральный и финансовый директора, руководитель экспортных проектов и начальник логистической группы. В течение трех месяцев они слушали курс лекций и проходили практические занятия в группах. В акселераторе им рассказали, как найти клиентов на новых рынках, упаковать продукт под конкретный регион, выстроить логистические цепочки и многое другое. 

«Кроме того, нам дали огромное количество контактов и полезных ресурсов, в том числе о тендерных процедурах в других странах, и мы решили рискнуть», – говорит Гнетнева и утверждает, что больше всего компании помогло то, что их «не бросили в пути» – во время всех этапов заключения экспортного контракта. Куратор от МЭЦ помогал разрешать все вопросы по сертификации и таможенному оформлению.  

В итоге компания поставила на белорусский автомобильный завод «БелАЗ» два роботизированных комплекса – для сварки рамы автомобилей и поперечин несущей конструкции. Такой комплекс позволяет автоматизировать производство, он способен вести сварку изделий весом около 20 т и перемещаться по рельсам на расстояние 30 м. Комплекс состоит из четырех колонн высотой 5–6 м, на которых размещаются четыре робота и два позиционера, позволяющих конструкции вращаться. 

На момент сделки в «БелАЗе» уже трудились 90 роботов. Но после того как в марте 2023 г. компания попала под санкции США и потеряла своих западных поставщиков, стали искать новых партнеров. «Интеллектуальные робот системы» вышли на рынок Белоруссии своевременно. «Мы готовы полностью заместить импортных производителей на рынке высокотехнологичного оборудования в дружественных странах», – уверен основатель компании Антон Бычковский. По его словам, экспортный контракт с «БелАЗом» оказался для компании заметным даже на фоне прибыльных внутрироссийских сделок. Его сумма составила более $2,5 млн.

Самое популярное
Свободное время
Дай лыжню! В Москве подготовят 35 трасс с искусственным снегом
Там обустроят раздевалки, пункты проката и горячего питания
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024