Свой среди своих. Как Москва продвигает локальные бренды
Показать свою продукцию можно на профильных ярмарках, маркетплейсах и в онлайн-шоурумеБолее 5000 столичных предпринимателей уже приняли участие в проекте «Сделано в Москве». Об этом 18 января сообщил мэр Сергей Собянин. Программа работает с сентября 2022 г., ее цель – помочь повысить узнаваемость локальных предпринимателей среди жителей и гостей столицы. В рамках проекта продукцию участников выставляют на профильных мероприятиях правительства города (выставки, форумы, ярмарки и т. д.), размещают на витрине онлайн-шоурума сделановмоскве.рф, оказывают медиаподдержку и помогают провести промокампании на популярных маркетплейсах («Яндекс Маркет», «Мегамаркет», Ozon, Wildberries).
«После ухода зарубежных брендов перед нами встала задача – предложить жителям столицы альтернативу и познакомить их с локальными товарами, а предпринимателям помочь популяризировать свою продукцию», – рассказала «Ведомости. Городу» глава департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома. По ее словам, благодаря бесплатной онлайн- и офлайн-поддержке предприниматели без дополнительных затрат могут презентовать свой продукт широкой аудитории, а сэкономленные средства направить на развитие компании.
Сегодня в онлайн-витрине представлено более 20 000 товаров. Это уходовая косметика, одежда, товары для дома и многое другое. С момента запуска программы прошло более 50 городских событий, где представили свою продукцию более 1000 брендов в разных категориях. Среди них, например, Московский урбанистический форум, VK Fest, Московская неделя красоты и др. В общей сложности их посетило более 5 млн человек. Благодаря этой программе бизнесмены смогли продать более 60 000 товаров и заработать дополнительно более 110 млн руб.
«Ведомости. Город» опросил основателей трех московских предприятий, которые являются участниками проекта «Сделано в Москве», и узнал, как такие программы помогают развивать локальные бренды.
Уровень доверия
Максим Октябрев, производство дизайнерской мебели Moonzana
Максим Октябрев запустил компанию по производству мебели из дерева и металла под брендом Moonzana в 2013 г. В проект вложил 1 млн руб. собственных накоплений, которые потратил на аренду и ремонт цеха площадью 200 кв. м на северо-востоке Москвы, оборудование и наем команды из пяти человек. В первые два года после запуска выручка компании составляла 1–3 млн руб. в месяц. Все заработанные средства Октябрев вкладывал в развитие бизнеса, в том числе на продвижение продукции Moonzana в интернете. В результате уже в 2015 г. компания переехала в цех площадью 700 кв. м в том же районе, а команда предприятия насчитывала 20 человек. Еще через два года Октябрев арендовал помещение площадью 2000 кв. м на территории Электрозавода в районе Преображенское и увеличил штат до 50 человек. В 2017 г. у него работало пять торговых точек в Москве и одна – в Санкт-Петербурге (после пандемии осталась одна торговая точка в Москве), а выручка составляла около 20 млн руб. в месяц.
О программе «Сделано в Москве» Октябрев узнал в 2022 г. «Увидел рекламу проекта на билбордах, где в качестве примера демонстрировали продукцию участников. Я тоже захотел попасть на билборд», – делится предприниматель. После ухода из России Instagram, Facebook (принадлежат компании Meta – признана экстремистской и запрещена в РФ) и Google он, как и многие другие предприниматели, лишился возможности делать таргетированную рекламу на этих площадках. Поэтому проект «Сделано в Москве» пришелся очень кстати. «Там участники получают информационную и рекламную поддержку, и я решил присоединиться», – говорит Октябрев. Компания Moonzana два раза выставляла свою продукцию на выставке «Московская неделя интерьера и дизайна», где можно не только найти потенциальных клиентов, но и завести полезные деловые связи. По словам Октябрева, благодаря участию в проекте он смог получить публикации в СМИ: «А это повышает уровень доверия клиентов». Всего в каталоге мебельной компании представлено 500 предметов интерьера. Это придиванные столики, шкафы, кухни и проч.
Сладкие аналоги
Сергей Петров, компания по производству полезного шоколада и сладостей «Боб»
Сергей Петров, страстно увлеченный здоровым образом жизни, стал производить полезный шоколад и сладости вместе с приятелем в 2018 г. Его имя предприниматель не раскрывает. По данным СПАРК, сегодня среди собственников компании также числится Сергей Разин. Компания «Боб» делает шоколад, батончики, пасты и конфеты из растительного сырья, без продуктов животного происхождения, консервантов и искусственных красителей. Например, вместо коровьего молока использует вытяжку из кешью и зеленой гречки, которые вместе дают вкус молочного шоколада. Для сладости добавляют тростниковый и кокосовый сахар, а также сахарозаменители натурального происхождения, например стевию.
Прежде чем вывести новый продукт на рынок, Петров протестировал бизнес-идею. Он вместе с партнером разработал четыре вкуса шоколада (темный, аналог молочного на основе гречки и кешью, с малиной и матчей) и представил первую партию на ярмарке экопродуктов «Вегмарт», которую организовывает одноименный вегетарианский клуб. В результате всего за несколько часов сладости раскупили гости мероприятия, после чего Петров арендовал цех на юге Москвы площадью 30 кв. м, нанял персонал, запустил интернет-рекламу. Общая сумма инвестиций на старте составила 5 млн руб. собственных сбережений. В первый год компания произвела порядка 15 000 шоколадных изделий, сегодня «Боб» выпускает уже 1,5 млн шоколадных изделий ежегодно. По данным СПАРК, выручка за 2022 г. составила 66 096 000 млн руб. Более свежих данных нет.
С проектом «Сделано в Москве» производитель шоколада «Боб» сотрудничает больше года. Компания представляет свою продукцию в онлайн-шоуруме и участвует в профильных мероприятиях правительственной программы, а также в конкурсах и розыгрышах, которые проводит столичный проект в своих социальных сетях. По словам Петрова, это позволяет повысить узнаваемость бренда и найти новых потенциальных клиентов: «У нас в несколько раз увеличилось количество посещений сайта компании, подписчиков в социальных сетях и заказов. Например, за время участия в программе количество заказов выросло на 60%».
Генеральный директор и совладелец «Боба» Сергей Разин уверен, что сегодня все больше потребителей понимает, что хороший шоколад не обязательно должен быть импортным, его делают и в Москве: «Мы показываем, что есть отечественный бренд, который не просто упаковывает, но и производит продукт».
Русские традиции
Андрей Колбасинов, компания по производству и продаже чая «Нитка»
В 2019 г. предприниматель Андрей Колбасинов запустил небольшой цех по производству чая и русскую современную чайную «Нитка» в Центре Вознесенского на Большой Ордынке. По словам бизнесмена, в дореволюционное время чайные в столице пользовались большим спросом, в городе было более 400 таких заведений, но со временем они исчезли, а русская традиция чаепития осталась лишь в некоторых семьях: «Еще пять лет назад на рынке в основном были представлены кофейни и экзотические китайские чайные, но сейчас в России вновь растет интерес к собственной идентичности, и чай воспринимается как наша более здоровая альтернатива кофе». Колбасинов вложил в проект около 5 млн руб., которые потратил на запуск цеха, открытие чайной и интернет-магазина. 1 млн руб. взял из собственных накоплений, 4 млн руб. взял в долг у арендодателя центра. Вложения удалось отбить всего за два года. В 2023 г. он открыл уже вторую чайную на Неглинной.
В собственном цехе компания купажирует, коптит, ароматизирует и фасует чай, который закупает у поставщиков из России, Грузии и Китая. И распространяет его через собственный интернет-магазин. «Первое производство было совсем крошечным. Мы производили около сотни упаковок чая в месяц, а сегодня делаем уже тысячи», – делится Колбасинов. За 2023 г. его компания продала около 10 т чая и получила порядка 120 млн руб. выручки. Сегодня в ассортименте «Нитки» 90 видов чая.
Колбасинов работает не только с частными, но и с корпоративными клиентами. Утверждает, что его чай покупают такие московские рестораторы, как Арам Мнацаканов (Probka Restaurant Group), Борис Зарьков (White Rabbit Family), Владимир Перельман (Perelman People) и др. Участие в проекте «Сделано в Москве» позволяет ему повышать узнаваемость бренда и привлекать именитых клиентов. Он представляет свою продукцию на профильных выставках и ярмарках московской правительственной программы. «Это удобно, потому что не надо выделять время и людей. Мы отдаем продукцию на маркеты, а сотрудники проекта сами рассказывают потенциальным покупателям про наш товар», – говорит предприниматель.
Чтобы стать участником проекта «Сделано в Москве», нужно подать заявку на сайте бизнес.сделановмоскве.рф, указав желаемые формы продвижения (маркетплейсы, участие в мероприятиях, публикации в СМИ и др.). После регистрации с компанией свяжутся представители проекта и предложат доступные варианты поддержки. Участниками проекта могут стать самозанятые, индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в столице и производящие товары или оказывающие услуги на территории города.