Смотрины для инноваторов: как Москва выбирает лучшие стартапы для города
Показать свои решения инвесторам можно на технологических конкурсахМосква дает возможность предпринимателям показать свои инновационные разработки на технологических конкурсах. За последние четыре года город провел уже 29 таких смотров. На 2024 г. запланированы еще шесть мероприятий.
В технологических конкурсах столицы уже приняли участие более 770 компаний, рассказал «Ведомости. Городу» представитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. «Программа позволяет стартапам показать свои решения крупнейшим игрокам рынка, а партнерам конкурса – импортозаместить технологии и найти инновационные решения», – отметила руководитель «Проектного офиса» Агентства инноваций Москвы Анна Чунина. 272 разработки прошли пилотные этапы, а часть из них уже внедрена в стране и за рубежом. Участники конкурсов суммарно привлекли порядка 1,55 млрд руб. инвестиций.
Такие конкурсы организуются в рамках программы правительства Москвы по поддержке российских стартапов и технологических компаний. Участниками могут стать юридические лица и ИП, зарегистрированные в любом регионе РФ. Здесь нет призового фонда и гарантированных инвестиций для победителей. Организаторы фильтруют первоначальный набор заявок и передают их на рассмотрение партнерам конкурса – за время существования программы такими партнерами выступили свыше 100 крупных российских компаний. Участники получают возможность представить свой продукт на питч-сессиях и индивидуальных встречах с партнерами конкурса, а в случае успеха – сделать свой пилотный проект в крупной корпорации, найти инвестора, масштабировать бизнес.
Тематика каждого конкретного конкурса определяется актуальными запросами рынка. Например в 2023 г. в числе конкурсов была программа «Беспилотные аппараты»: разработчики презентовали решения для изготовления оборудования и компонентов для беспилотников, разработки в области программного обеспечения, мониторинга и др. В следующем году в столице планируется провести шесть технологических конкурсов, сообщил представитель Агентства инноваций Москвы. Направления будут определены позже, но уже известно, что одним из них станет поиск инновационных решений в авиаотрасли, в частности в топливообеспечении. Следить за расписанием мероприятий можно на веб-ресурсах правительства Москвы.
«Ведомости. Город» выбрал проекты, которые прошли через столичные технологические «смотрины», уже доказали свою эффективность на рынке, нашли крупных партнеров и продолжают масштабироваться.
Система «Киногорыныч» по созданию фонов для автомобильных сцен в фильмах
Технологический конкурс «Медиаиндустрия» – 2023
Идея спроектировать «Киногорыныча» пришла оператору Ивану Поморину в 2016 г. на съемках сериала «Скорая помощь». Нужно было решить, как снимать автомобиль скорой в движении, чтобы это было зрелищно, но безопасно для актеров. Тогда Поморин придумал агрегат, который объединяет три камеры со стабилизаторами. Устройство было похоже на трехголовое чудище, отсюда и родилось название – «Киногорыныч». Дальше агрегат совершенствовался: у него появился гидростабилизированный операторский кран от тульской компании Black Unicorn, позволяющий сглаживать тряску камеры при движении на бездорожье. Сегодня на него можно повесить от 6 до 12 камер.
«Оказалось, что именно съемка заготовок фонов для CG- (компьютерная графика) и VR-продакшна – серьезная необходимость рынка, которую никто до нас не закрывал», – говорит Поморин. Процесс организован так: сначала машина с гидростабилизированным автороботом с камерами едет по заданному участку дороги и снимает, например, Садовое кольцо в Москве. Получается заготовка фона. Сам автомобиль с героем снимают в павильоне, а сзади него на LED-экран выводится фон-заготовка. Систему уже использовали во многих российских фильмах. Например, с ее помощью сняты сцена аварии с главной героиней в фильме «Вызов» и большинство автогонок в киноленте «Кентавр».
Для съемок не нужно перекрывать дороги в городе и ограничивать движение транспорта. Так, например, была сделана реклама кредитной карты Сбербанка, рассказала генеральный директор продюсерского центра Киностудии им. М. Горького Асмик Мовсисян. В рекламе музыкант Антон Беляев играет на рояле, который самостоятельно передвигается по Тверской, Арбату и другим центральным улицам Москвы. «Автомобильные сцены для кино, рекламы и медиа можно снять без выезда на улицу даже более эффек тно и с максимально естественными бликами и освещением», – подчеркнула Мовсисян.
«На конкурсе «Медиаиндустрия» нас много кто заметил из инвесторов. Но мы самоокупаемый проект и больше искали не деньги, а партнеров, с кем можно реализовать совместные идеи», – говорит Иван Поморин. Так, через четыре месяца после конкурса родился сервис склейки панорамных видео «Горизонт» в коллаборации со студией визуальных эффектов CGF. Кроме того, Поморину удалось заключить эксклюзивные агентские контракты на использование «Киногорыныча» с виртуальной студией «Останкино» и «Виртуальной студией Горького 55,8» на сумму порядка 25 млн руб.
Система питания с роботизированными печами Qummy
Конкурсы: Travel Tech Challenge – 2020, «Еда будущего» – 2023
Цепочка системы питания от краснодарского фудтех-стартапа Qummy (ООО «Кьюми») состоит из трех этапов. Сначала на фабрике компании производят готовые замороженные блюда, затем доставляют их потребителю, который загружает блюда в роботизированную печь Qummy. Устройство не имеет кнопок – печь самостоятельно распознает блюдо по QR-коду и автоматически выбирает программу доготовки.
Блюда на фабрике замораживают по запатентованной системе «Умный лед», рассказал директор компании Сергей Мусханов. В результате продукт можно хранить без потери вкусовых и полезных свойств в течение года, а перед употреблением за 4–5 минут довести до нужной кондиции в робопечи. «Это не подогрев, как в микроволновке. Здесь происходит процесс доготовки блюд, в котором сведен к нулю человеческий фактор», – говорит Мусханов. По его словам, если подогреть замороженный удон с курицей или карбонару в обычной микроволновке, еда потеряет во вкусе и будет рыхлая. В робопечи же пред усмотрены до 12 температурных режимов, которые чередуются по умным алгоритмам, чтобы проработать каждый ингредиент.
Компания вышла на рынок в апреле 2020 г. Изначально стартап размещался в цокольном этаже жилого дома. В помещении площадью 240 кв. м сотрудники умудрялись готовить 3000 порций в сутки. Сегодня фабрика занимает уже 1500 кв. м и способна выпускать 1,5 млн порций в месяц. Среди клиентов компании – порядка 160 юрлиц: робопечи установлены в том числе в сетях АЗС «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл», в офисе компании «Яндекс», на вокзалах и др. География клиентов – от Минска до Камчатки, рассказал глава Qummy. По предварительным оценкам, выручка компании в 2023 г. составит около 350 млн руб., план на 2024 г. – 740 млн руб. Недавно Qummy стала резидентом «Сколково». «Правительство Москвы лучше поддерживает предпринимателей, чем, например, Краснодар, из которого мы вышли», – отметил Мусханов.
Система моделирования загрузки Garpix Load System
Конкурс: Auto Tech Challenge – 2022
Многие компании при перевозке своих грузов привыкли делать вручную расчеты, как правильно распределить товар в кузове автомобиля или морском контейнере. «Но каким бы опытным ни был человек, он бывает в плохом настроении, невнимательный или просто заболел – тогда начинаются проблемы. Человек не может всегда работать с одинаковой эффективностью, а программа может», – говорит сооснователь сервиса Garpix Load System Кирилл Багыллы. В 2019 г. компания «Гарпикс» разработала систему, которая позволяет моделировать процесс загрузки транспорта с учетом разных параметров: центра тяжести, нагрузки на ось автомобильного транспорта, длины, ширины, высоты, хрупкости и веса товара, очередности его выгрузки.
Алгоритмы системы рассчитывают, поместится ли груз в машину, сколько машин потребуется и как разместить сборный груз на поддоне. У автомобилей тоже есть ограничения по нагрузкам и распределению веса в кузове. Если перегрузить грузовик, то при проезде через весовой терминал можно получить штраф от полумиллиона рублей, объясняет Багыллы.
Частным лицам подойдет базовая версия веб-сервиса, а для крупных клиентов компания дорабатывает систему под индивидуальные потребности клиента и интегрирует ее в бизнес-процесс. Например, в лесопромышленном холдинге Segezha Group программа рассчитывает, как разместить крупногабаритные деревянные панели нестандартных размеров и форм. Время процесса загрузки удалось сократить вдвое, рассказал представитель Segezha Group. Сервисом Garpix Load System также пользуются компании «Газпром», «Металл профиль», «Орматек» и др. Выручка проекта за 2022 г. составила 250 млн руб., прогноз на 2023 г. – рост примерно на 35%.
Участие в конкурсе Auto Tech Challenge позволило компании познакомиться с людьми, принимающими решения в крупных компаниях, и показать им свой продукт, говорит Багыллы. «Вхолодную до них не достучаться, а это идеальная площадка, чтобы познакомиться «в лицо». Сегодня мы идем на подобные конкурсы за конкретными контрактами», – заключил он.