Читайте также
Не игрушка, а транспорт: как изменился кикшеринг в новом сезоне
Рестораны быстрого питания стали чаще открываться в жилых комплексах
Москва заряжается: как будет развиваться инфраструктура для электромобилей

Транспорт без пробок: какие изменения ждут велосипедистов Москвы в этом сезоне

Всего для проката будет доступно порядка 11 000 устройств
Сегодня для передвижения по Москве на велосипеде горожанам доступно порядка 512 км велоинфраструктуры, что в 1,5 раза больше, чем четыре года назад
Сегодня для передвижения по Москве на велосипеде горожанам доступно порядка 512 км велоинфраструктуры, что в 1,5 раза больше, чем четыре года назад /Максим Стулов / Ведомости

В этом году протяженность велоинфраструктуры в столице планируют увеличить до 601 км. Это в том числе временные велополосы и велодорожки в 49 районах по всему городу, рассказал «Ведомости. Городу» замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Магомед Колгаев. Они появятся, в частности, в Марьине, Люблине и в Тверском районе. Если временные дорожки и полосы будут пользоваться популярностью у горожан, их сделают постоянными.

Еще порядка 40 км инфраструктуры будет создано в рамках веломаршрута «Зеленое кольцо», который будет кольцевым и соединит 32 парка и 29 транспортно-пересадочных узлов. Веломаршрут уже проложен в пяти округах столицы (ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, САО и СВАО), что составляет более 50% готовности. Сейчас продолжается его реализация на участке от «Лосиного острова» до метро «Профсоюзная». В этом году планируется полностью завершить веломаршрут – его протяженность составит 120 км, что сопоставимо с Московской кольцевой автодорогой.

При проектировании веломаршрута стояла задача минимизировать стресс-зоны, где он пересекается с крупными автомагистралями, железнодорожной инфраструктурой, подземными переходами, чтобы сделать его максимально беспрепятственным. В состав «Зеленого кольца» входят не только велодороги, но также знаки, указатели и навигационные стенды с информацией о маршруте.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Сегодня для передвижения по Москве на велосипеде горожанам доступно порядка 512 км велоинфраструктуры, что в 1,5 раза больше, чем четыре года назад. Порядка 80% всей велоинфраструктуры в городе составляют велопешеходные дорожки (отделены конструктивно от проезжей части и предназначены для раздельного или совместного движения пешеходов и велосипедистов) и велодорожки (отделены от дороги и тротуара газоном или бордюром). Еще около 20% приходится на долю велополос. Они конструктивно не отделены от проезжей части, а отмечены на ней разметкой. И менее 1% составляют велозоны, по которым одновременно могут передвигаться машины и велосипедисты, но последние имеют преимущество. Им должны уступать дорогу, а при движении они могут занимать всю полосу. Скорость на таких участках ограничена до 20 км/ч.

Продолжатся работы по созданию в городе парковочных мест для велосипедистов. Сейчас в столице действует порядка 14 000 велопарковок. Из них 4000 городские и еще 10 000 установлены для самокатов операторами кикшеринга.

«В этом сезоне мы улучшим эти объекты: невостребованные парковки переместим в популярные места, несколько – переставим, чтобы они не мешали проходу пешеходов», – рассказал Колгаев. Совместно с операторами в этом году будет установлено еще около 9000 новых велопарковок.

ПДД для велосипедистов

С марта прошлого года изменили Правила дорожного движения в отношении велосипедистов, рассказал руководитель проекта «ПДД мастер» Максим Калашников. Например, нельзя парковать велосипед на тротуаре. Если нет никаких знаков – то велосипед в городе должен быть припаркован на краю проезжей части, параллельно краю. Отменили использование ходовых огней в светлое время суток. В остальном правила прежние: велосипедисты старше 14 лет при наличии велоинфраструктуры должны передвигаться по ней. Только если ее нет – по правому краю проезжей части. Если нет и такой возможности, то только тогда по тротуару или пешеходной дорожке.

Велосипедисты до 14 лет вместе с сопровождающими могут передвигаться только по тротуарам или велосипедным дорожкам. Выезжать на проезжую часть им запрещено.

При пересечении велосипедистом пешеходного перехода необходимо спешиться. За нарушение ПДД велосипедисту грозит штраф в размере 800 руб. Если оно совершено в состоянии алкогольного опьянения – от 1000 до 1500 руб.

Обновленный парк велопроката

Сейчас для аренды доступны первые 3000 электрических бесстанционных велосипедов единственной городской службы велопроката «Велобайк». Их преимущество в том, что они не привязаны к станциям велопроката. Бесстанционные электровелосипеды можно оставлять на парковках для самокатов – в веб-приложении «Велобайк» такие места обозначены специальным символом (P). Всего в этом сезоне будет доступно для проката порядка 7000 электрических велосипедов (в прошлом году их было около 4000). И еще около 4000 механических велосипедов, которые появятся на улицах города до конца апреля.

Новинкой сезона станут бесстанционные велосипеды улучшенной модификации. В составе всего парка электровелосипедов их будет около 3000. Эту модель отличают улучшенная тормозная система и бескамерные покрышки. Также у нее большая емкость батареи, которая позволяет преодолевать дистанцию в 55 км. В предыдущей версии заряда батареи хватает на расстояние до 40–50 км. В числе других плюсов – фиксация вещей в корзине, педали с противоскользящим протектором и мягкое сиденье.

Стоимость проката складывается из платы по выбранному тарифу и повременной аренды – за каждую минуту свыше установленного времени пользования. Например, для бесстанционного велосипеда по тарифу «Прогулка» доступ стоит 590 руб., что позволяет им пользоваться в течение трех часов, после чего вводится поминутная оплата. Ее стоимость варьируется от 1 до 6 руб. в зависимости от уровня спроса на велосипеды, их доступности для пользователей и других факторов. Для любителей постоянных поездок предусмотрены подписки на месяц или на сезон.

Транспорт «последней мили»

Сейчас при создании велоинфраструктуры в Москве наиболее активными темпами идет ее развитие на улично-дорожной сети. Еще в 2020 г. большая часть велодорог находилась на территории парков и только треть – на городских улицах. В этом году планируется, что велоинфраструктура на улично-дорожной сети составит более половины от ее общей протяженности, размер которой достигнет 601 км до конца года.

Развитие сети велодорог на городских улицах позволяет горожанам совершать на велосипедах транспортные поездки. Исследование ЦОДДа (на основе статистики «Велобайка» за 2019–2021 гг.) показало, что москвичи активно передвигаются на велосипедах между станциями. Например, они ездят на двухколесном транспорте между станциями «Славянский бульвар» и «Пионерская», между метро и МЦК «Кутузовская» и метро «Парк Победы».

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Используются велосипеды в качестве транспорта «последней мили», когда на нем добираются от автобусной остановки или станции метро до работы или учебы. Например, популярным маршрутом является путь от метро «Университет» до Главного здания МГУ. Из аналитики ЦОДДа следует, что поездки на велосипедах на этом участке в исследуемом периоде совершались в четыре раза чаще, чем за его пределами.

«У нас есть концептуальный подход к развитию велоинфраструктуры – создаем сеть велополос в центральной части города, где много точек притяжения, и каждый год захватываем новые районы», – рассказал Колгаев. По его словам, такой подход позволяет развивать инфраструктуру для внутрирайонного перемещения и для использования велосипеда как транспорта «последней мили».

«Развитие велодвижения в городах, особенно в мегаполисах, имеет колоссальный эффект: экологический, экономический, влияет на здоровье граждан и качество их жизни», – говорит директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов. По его словам, в частности, сокращаются расходы на содержание дорожной инфраструктуры. Например, авторы проекта по адаптации городов для велосипедов и самокатов «Велоруководство», среди которых специалисты «Центра развития городской среды», STEP, ЦОДД и др., в 2022 г. на примере Санкт-Петербурга подсчитали, что даже если 10% автомобилистов пересядут на велосипеды – нагрузка на городской бюджет снижается в среднем на 2,8–3 млрд руб. в год. Согласно исследованию Европейской федерации велосипедистов, проведенному еще в 2018 г., развитие велосипедного движения в Евросоюзе позволяет экономить до 150 млрд евро в год. Только на топливе – более 3 млрд л в год, что соответствует его расходу в такой стране, как Ирландия.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%