Москва заряжается: как будет развиваться инфраструктура для электромобилей
Настоящее и будущее сети электрозаправочных станций в столицеМосковские власти прогнозируют, что к 2030 г. в столице будет 315 000 электромобилей. Для такого парка машин понадобится соответствующая инфраструктура – в Москве к тому моменту будет более 12 000 зарядных станций. «Ведомости. Город» выяснил, где будут размещать новые зарядки и что может помешать развитию сети ЭЗС.
О планах увеличения количества электрозаправочных станций (ЭЗС) в Москве в октябре на слушаниях в Мосгордуме рассказал ее председатель Алексей Шапошников. Он сослался на прогнозы департамента транспорта и Москомархитектуры, согласно которым количество легковых автомобилей к 2030 г. с нынешних 4 млн увеличится до 4,6 млн, при этом 6,8% из них составят электромобили. Такой рост потребует радикального увеличения числа зарядных станций.
Как растут зарядки
В Москве уже действует более 3000 ЭЗС, приводят данные в департаменте транспорта Москвы. Для сравнения: в Лондоне порядка 6000 зарядных станций, в Париже и Берлине – более 2000, в Риме – менее 400. Уже определены места для установки порядка 800 новых ЭЗС. Их планируют построить до середины 2028 г. – это предусматривает схема размещения ЭЗС в столице, утвержденная департаментом транспорта Москвы. Около трети из них будет расположено в центральных районах, в том числе Тверском, Таганском и др. Примерно по 90 зарядных станций откроются на юге и западе города. Еще порядка 160 – на севере и северо-востоке столицы. ЭЗС также установят в Восточном, Юго-Восточном и Северо-Западном округах – примерно по 40 станций. Еще порядка 60 – на юго-западе. Несколько ЭЗС появится также в Зеленограде и новой Москве. Всего же к 2030 г. в Москве должно работать порядка 12 000 ЭЗС, заявил Шапошников.
В таком количестве плотность сети ЭЗС в городе составит одну станцию на каждые 200 кв. м. Это выше показателя, предусмотренного Концепцией развития электротранспорта в России – в ней сказано, что в крупных мегаполисах целесообразно размещать зарядные станции на расстоянии не более 4 кв. км.
Сейчас, по последним данным аналитического агентства «Автостат» (на 1 июля 2023 г.), в Москве числится около 5200 легковых электромобилей. И хотя за три года их число увеличилось в 8 раз (с 700 шт. в 2020 г.), это лишь 0,1% от общего количества легковых машин в городе. При этом около четверти «электричек» зарегистрировано на организации. Таким образом, доля легковых электромобилей, принадлежащих гражданам, еще ниже – 0,04%. Транспортной стратегией Московского региона предусмотрено увеличение данной цифры до 6,8% к 2030 г.
Большинство московских станций находится под управлением частных операторов. Стоимость подзарядки зависит от мощности станции, ее локации, а также от тарифной политики компании. Стоимость 1 кВт ч в столице варьируется от 9 до 22 руб.
Таким образом, например, в Москве зарядка популярной модели Tesla Model 3 с емкостью батареи 75 кВт ч на быстрой станции обойдется примерно в 800 руб., этого хватит для пробега в 300 км, говорит заместитель гендиректора по развитию компании Punkt E (оператор ЭЗС в России, в том числе в Москве) Александр Мироненко.
При этом около 230 зарядных станций установлены в рамках городской программы «Энергия Москвы» – на них подзарядка электромобилей осуществляется бесплатно.
До недавнего времени единого списка всех действующих в городе ЭЗС не существовало. Например, станции «Энергия Москвы» интегрированы в мобильное приложение «Московский транспорт», а для подключения к зарядным станциям «Русгидро» требуется приложение «ЭЗС Русгидро». Этой осенью в столичном департаменте транспорта начали тестировать приложение для владельцев электромобилей, которое объединит всех операторов зарядных станций. В нем можно будет найти ближайшую станцию, проверить ее доступность, начать и завершить процесс зарядки.
«Развивая инфраструктуру для электромобилей, мы решаем важные задачи – снижаем уровень выброса углекислого газа и поставляем экологически чистую электроэнергию», – сообщили в департаменте транспорта Москвы. В настоящее время в Москве на автотранспорт с двигателями внутреннего сгорания приходится около 84% в суммарном объеме выбросов в атмосферу, подчеркнули в ПАО «Мосэнерго» (управляет сетью ЭЗС в России, в том числе в Москве): «Тогда как на объекты тепловой генерации – лишь около 2,5% выбросов».
В выигрыше остаются и сами владельцы электрокаров. Так, в ноябрьском обзоре Международной лизинговой компании LeasePlan говорится, что эксплуатация электромобилей в большинстве стран Европы сегодня дешевле, чем машины на бензиновом двигателе. Например, в Дании и Норвегии стоимость 1 км меньше примерно на 10%, в Бельгии – на 12%, в Португалии – на 30%.
При этом в компании Vygon Consulting (отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России) подсчитали, что в Москве общая экономия от владения электромобилем в течение пяти лет (при пробеге в 45 000 км) может составить порядка 750 000 руб.
К тому же владельцы электромобилей в Москве освобождены от уплаты транспортного налога и могут бесплатно пользоваться уличными парковками.
Что препятствует установке ЭЗС
Сейчас ЭЗС открываются в местах, где горожане чаще надолго оставляют свои машины. В частности, поставить автомобиль на подзарядку можно на паркинге бизнес-комплекса или торгового центра, на улице возле кафе или продуктового магазина, а также в жилых кварталах. По действующим нормам установка зарядных станций допускается на любых открытых площадках, где предусмотрено парковочное место, говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Также, по ее словам, ЭЗС можно размещать на открытых и закрытых стоянках автомобилей. До недавнего времени это было не всегда возможно. Установка ЭЗС в подземном паркинге являлась нарушением норм пожарной безопасности вплоть до весны 2022 г., пока не вступил в силу новый свод правил, утвержденный МЧС. Документ закрепил возможность подзарядки электромобилей на подземной автостоянке, но не ниже минус первого этажа.
С ноября этого года сделан очередной шаг в сторону послаблений. Новый свод правил, утвержденный Минстроем, допускает размещение ЭЗС уже на всех уровнях подземного паркинга, а не только на минус первом. Но оговаривается, что это должна быть исключительно медленная зарядка. Использовать ее можно в подземных паркингах бизнес-центров и жилых комплексов, поставив электромобиль на подзарядку на несколько часов и находясь в это время в офисе или дома.
В то же время другие законодательные нормы могут стать препятствием для размещения ЭЗС на придомовой территории. Так, например, парковка во дворе является общим имуществом всех собственников дома. Для установки на территории двора зарядной станции необходимо провести общее собрание всех жильцов и получить согласие 2/3 из них, как предусмотрено Жилищным кодексом. Более того, установленная во дворе ЭЗС входит в состав общего имущества и расходы за нее включаются в плату за жилое помещение.
Какие бывают зарядные станции
Зарядные устройства различаются по мощности. На медленных станциях (мощностью до 22 кВт) среднее время зарядки электромобиля составляет 2 часа. На быстрых (мощностью от 50 кВт и более) – до 20 минут. Соответственно, последние могут обслужить большее число электромобилей. В Москве более трети городских ЭЗС являются именно быстрыми. В ряде стран велика доля частных домов, где граждане устанавливают индивидуальные зарядки, реже пользуясь общественными. Поэтому, например, в США соотношение электромобилей на одно зарядное устройство составляет 24, а в Норвегии – более 30.
Между тем именно медленные зарядки возле дома, которые можно использовать ночью, сегодня востребованы, отмечают в ПАО «Россети» (управляет сетью ЭЗС в ряде регионов России, в том числе в Москве). «Вторая по популярности локация – в городе недалеко от офисов, где люди работают или проводят больше всего времени», – указали в компании. Для активного развития зарядной инфраструктуры необходимо облегчить установку зарядных станций на парковки многоквартирных домов, отменив необходимость проведения общего собрания собственников, говорит Мироненко: «Это одновременно повысит удобство владения электромобилем, поднимет эффективность электросетей и генерации за счет ночной зарядки, снизит нагрузку на публичные зарядные станции». Между тем Минстрой уже прописал в нормативных актах, что при строительстве новых жилых домов не менее 5% мест паркинга должно быть оборудовано зарядными станциями.