Культ страдания: почему чужие успехи в интернете мешают нам быть счастливыми?
Нам нужен внутренний дискомфорт, чтобы развиватьсяНикому из нас не нравится, когда кто-то непрерывно подталкивает в спину во время работы или, тем более, бездействия. При этом большая часть мотивационных схем выстроена именно таким образом, чтобы обеспечивать ускорение сотрудника в нужном компании направлении. Простые и привычные схемы сводятся к принципу «как потопаешь, так и полопаешь», привязывая доход к эффективности рабочих усилий.
Во многих компаниях принята система up–or–out, которая предполагает, что сотрудник должен двигаться вверх по карьерной лестнице в компании. В ином случае он попадает в списки увольняемых. Хотя такой принцип применим не везде, в российских компаниях его популярность выше, чем в западных. Особенно на фоне популярности измерения вовлеченности сотрудников. Нашумевший недавно пример пермского стартапа Xsolla – сервиса приема платежей в онлайн-играх, где в социальные сети попало письмо акционера с распоряжением уволить 150 человек. В чем причина? Сотрудники не 100% времени уделяли служебным обязанностям. Случай в Xsolla только подтверждает популярность этого подхода. Видимо, акционер был не в курсе, что работать со 100% КПД человек не может в принципе. Эффективное время, которое ответственный, обязательный и вовлеченный работник уделяет непосредственным обязанностям, не теряя концентрации, составляет не более 60%. А большинство может действительно продуктивно работать всего 2-3 часа в день.
Чужой успех
Сегодня давление работодателя на индивида усугубляется возросшим давлением социальных сетей. Они вызывают почти невротическую реакцию у людей, которые думают, что упускают в своей жизни нечто важное, если не сделали что-то немедленно. Это так называемый «синдром упущенной выгоды» (или FoMO – fear of missing out, термин, введенный венчурным инвестором Патриком Макгиннисом).
Социальные сети способствуют развитию этого явления, так как обеспечивают любого пользователя непрерывным потоком информации о том, как все хорошо складывается у других. Причем, в текущем моменте – сегодня, час назад, а то и в эту минуту. Все успели, а ты опоздал. Давление чужого успеха без невроза навязчивых состояний вынести сложно. Хотя аналитики много раз писали, что «успех» в соцсетях – это всего лишь имиджевая история, которая не имеет к правде никакого отношения, FoMO продолжает снабжать психотерапевтов пациентами. А завсегдатаев соцсетей стимулом больше приукрашать свои, на самом деле более, чем скромные, достижения. Круг замкнулся.
Эксперты однодневки
Но как же «личный бренд»? Самое интересное состоит в том, что к построению устойчивого личного бренда треск в соцсетях не имеет никакого отношения. Например, если частный пассажир авиарейсов сфотографировался на фоне летательного судна, это не значит, что он умеет водить самолет. Умение управлять самолетом требует долгих лет упорного обучения, активной практики, постоянного повышения мастерства, тщательного формирования отраслевой репутации. В общем, довольно нудного рутинного многолетнего, а главное, скрытого от широкой общественности, труда. А пассажир, размещающий фото себя на фоне самолета, должен хотя бы не перепутать дату вылета и не забыть билет. При этом, соцсети отметят динамику и общую «интересную жизнь» разместившего фото и сториз пассажира примерно с тем же вниманием, если бы этот контент опубликовал сам пилот. Разницу можно будет заметить в ситуации, когда пассажир на рейс прибыл, а пилот нет.
Вот и отличие носителя личного бренда от популярного деятеля соцсетей можно будет понять только при встрече в реальной жизни. Причем по профессиональному поводу – до которой большинство подписчиков интернет-звезды не добирается. Более того, если бы сетевые поклонники смогли бы поменяться с интернет-звездой на один день жизни местами, в большинстве случаев это вызывало бы у них исцеляющее разочарование. Ведь чем ярче имидж на свету, тем мрачней тень.
Много ли вы знаете о жизни успешных сетевых однодневок после их краткого стремительного взлета? Даже экоактивистка Грета Тунберг, получив немало общественного признания, исчезала из мира, как только тот получил реальную проблему в виде пандемии коронавируса. Недавно Грета появилась на обложке скандинавского Vogue, чем только удивила аудиторию («что – опять?»). Ей уже не хочется понимающе кивнуть – мол, да, заслужила. Кажется, юная девушка волнует все более узкий круг людей. Ей придется придумывать что-то новое, чтобы не дать миру забыть о себе окончательно. Например, закончить школу.
Страдать во благо
Давление чужого успеха не только заставляет публично приукрашивать себя, но и создает ощущение неудовлетворенности, без которого не будет развития. Человек чаще чувствует себя несчастным, чем счастливым. Это наше естественное состояние – не радоваться самозабвенно с утра до ночи. Нам нужен внутренний дискомфорт, чтобы двигаться в сторону поиска удовлетворения нужды в счастье. Это встроено эволюцией (ну или изгнанием из Рая – кому какая концепция ближе).
Счастье – нужда, которая не может быть устойчиво и надолго удовлетворена. Иначе развитие прекратится. Так задумано было для homo sapiens при «базовой сборке». Если этого не понимать, можно потратить много денег, времени и здоровья на попытку поймать свое внутреннее ощущение счастья за счет перебора внешних раздражителей (атрибутов, машин, инструментов, одежды, компаний, людей, вкусов, событий, путешествий, идеологий и др). И каждый раз все более огорчаться непродолжительности эффекта.
Ощущение, что «чего-то не хватает для счастья», – это нормально для любого человека. Непрерывно счастливыми могут быть только те, кому развитие не угрожает – святые или идиоты. Остальным приходится постоянно двигаться по шкале от «сейчас повешусь» до «по ходу наладилось». Это не призыв всем быть унылыми страдальцами, но пояснение, что можно испытывать разные эмоции. Оправдываться в том, что чувствуешь, не нужно. Главное, не застрять на какой-то одной эмоции – даже если это будет радость. Чтобы не перестать двигаться, а значит, не перестать жить.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.