Что слушать этой весной: колхозный «Евгений Онегин» и концерты классики
Шесть заметных событий, которые порадуют московских меломановЧто столичные музыкальные театры и концертные залы приготовили для своих слушателей в весеннем сезоне – в обзоре «Ведомости. Города».
Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Премьера первой оперы Родиона Щедрина, которую сам композитор называл «колхозным “Евгением Онегиным”», прошла в 1961 г. в Большом театре и… провалилась. Попытка сделать «советскую» прививку традиционному жанру, по мнению современников, не удалась. Очевидно, что произведение опредило свое время: уже через двадцать лет его поставили в другом московском театре – имени Станиславского и Немировича-Данченко (в сценографии знаменитого Сергея Бархина), а уж XXI в. принес опере дивиденды. Друг и поклонник Щедрина Валерий Гергиев включил оперу «Не только любовь» в антологию композитора на сценах Мариинского театра (здесь идут все оперы композитора), также спектакль есть в репертуаре другого театра культурной столицы – «Санктъ-Петербургъ Опера».
Московскую версию в начале марта представил режиссер Евгений Писарев, дирижер Феликс Коробов и сценограф Максим Обрезков. Действие происходит в деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, в основе его – непростая история любви: председатель колхоза Варвара Васильевна испытывает чувства к своему подчиненному, молодому парню Володе.
Историю эту Щедрин делает по-оперному объемной. Искристый юмор частушки вдруг открывает трагедию одинокой и страстной женщины, а «колхозный “Онегин”» приобретает шекспировский масштаб.
20 апреля
«Хованщина» Мусоргского: Мариинский театр в Большом
Историческая сцена Большого театра
Когда Валерия Гергиева представили коллективу Большого театра в качестве руководителя, он пообещал, что здесь будет идти «Хованщина», последняя опера Модеста Мусоргского. Дело было 1 декабря 2023 г. – и уже сейчас, в середине марта, одну из самых могущественных и «неподъемных», сложных для исполнения и интерпретации русских опер, действительно покажут на Исторический сцене. Пока – в рамках гастролей Мариинского театра в Москве.
У «Хованщины» из Мариинки есть «брат» в Большом – это другая опера Мусоргского, «Борис Годунов», монументальный спектакль Леонида Баратова в декорациях Федора Федоровского, который театр как реликвию сохраняет с 1948 г. (перерыв был сделан только на время реставрации Исторической сцены с 2005 по 2011 г.). В 1952 г. Баратов и Федоровский работали уже над «Хованщиной» в Ленинграде, и их масштабный спектакль, насыщенный исторически выверенными деталями, точно так же живет – уже семь десятков лет.
В истории о смуте, кровавых последствиях стрелецких бунтов Мусоргский превзошел себя: погрузившись в архивы, он сам составил либретто на документальной основе. А Гергиев, без преувеличения, сегодня – лучший интерпретатор этой оперы.
13-17 марта
Транссибирский арт-фестиваль в Москве
Концертный зал им. П. И. Чайковского
Фестиваль, который придумал скрипач Вадим Репин для родного Новосибирска, не только расширил границы внутри Сибири (концерты проходят в Новосибирске, Красноярске и окрестных городах), но проник в центральную Россию, время от времени представляя лучшие программы в Самаре, Санкт-Петербурге, Москве. Как «эхо» Одиннадцатого фестиваля в столице пройдет камерный вечер Вадима Репина и пианиста Николая Луганского.
Дуэтные, ансамблевые программы с участием звезд – всегда редкость, в данном случае – особенная, ведь каждый из партнеров известен как музыкант чуткий и внимательный к стилю, эпохе.
В программу концерта вошли три знаковые для рубежа XIX и XX вв. произведения, представляющие примеры виртуозности на пределе возможного: сонаты для скрипки и фортепиано Дебюсси, Грига и Франка.
Второй вечер из этой серии – уже симфонический, он идет под грифом «Великие инструментальные концерты». С Госоркестром им. Светланова Вадим Репин исполнит Второй скрипичный концерт Прокофьева, а во втором отделении прозвучит Пятая симфония Чайковского.
9 и 13 апреля
«20 взглядов на младенца Иисуса» Мессиана
Концертный зал «Зарядье»
«20 взглядов на младенца Иисуса» – большая концертная пьеса французского композитора Оливье Мессиана, с одной стороны, наследующая виртуозным романтическим сочинениям для фортепиано, с другой – представляющая ХХ в., его особое отношение к исполнителю и слушателю, настройки на максимальную сосредоточенность, приводящую в результате к экзальтации, ощущению величия чистого Духа.
В 1944 г., находясь в ужасающих реалиях Второй мировой в оккупированной Франции, композитор обращается не просто к Богу – но к младенцу Иисусу как символу света и надежды. «20 взглядов» – сочинение сколько религиозное, столь и мистическое, полное любви божественной – и земной: пьеса написана для ученицы Мессиана Ивонны Лорио, которая стала его женой.
В зале «Зарядье» цикл, исполнение которого длится два часа, поделят между собой четыре молодых пианиста, лауреаты престижных международных конкурсов: Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов.
9 апреля
«Страсти по Матфею» Баха
Концертный зал им. П. И. Чайковского
Восходящая звезда, дирижер Филипп Чижевский выбрал для филармонического абонемента «Бах и Гендель» «Страсти по Матфею» Баха. Гениальное, без преувеличения, сочинение москвичи слышали в интерпретациях лучших европейских исполнителей. Другие времена – другие герои. Россия наращивает мышцы в области исторически информированного исполнительства: появляются оркестранты, вокалисты, дирижеры, которые умело погружаются в особенности барочных партитур.
«Страсти по Матфею» – путешествие по последним земным дням жизни Иисуса Христа, исполненное печали, гнева, боли, сострадания и света. Вместе с ансамблем Questa Musica, который Чижевский организовал шестнадцать лет назад, на сцену Зала Чайковского выйдут молодые и уже опытные вокалисты: Елене Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и другие.
24 апреля
XXIII Московский Пасхальный фестиваль
Концертный зал им. Чайковского
Пасхальный фестиваль за двадцать с лишним лет существования стал константой музыкальной Москвы. И хотя программа его становится известна практически накануне, меломаны знают, что в Светлое воскресенье оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева всегда выступает в Москве. В этом году фестиваль начнется 5 мая.
Традиционно представляется три программы: симфоническая, где выступает Гергиев и его артисты, звонильная, чью афишу составляют выступления церковных звонарей прямо на рабочем месте, и хоровая, которая привлекает интересные столичные и региональные коллективы.
Гергиев часто выстраивает симфонические программы вокруг юбилейных дат. В этом году чествуют Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинку. Концерты Пасхального фестиваля пройдут в «Зарядье», Большом зале консерватории и Зале им. Чайковского.
5 мая–15 мая