Американский «Щелкунчик». Как занятия балетом спасают стартаперов Долины от выгорания
Основательница Linguatrip Марина Могилко — о том, чем российский балет отличается от американскогоОсновательница Linguatrip, инвестор и блогер Марина Могилко рассказала «Ведомости. Городу» о том, как занятия балетом помогают ей не перегореть на работе и чем российский балет отличается от американского.
Первые годы после переезда в США для петербурженки Марины Могилко были сложными. Девушка погрузилась во все бизнес-процессы компании, работала без выходных и отпуска. «По ночам мне снились сны о работе», – вспоминает она. Она начала выгорать. Спустя пять лет после основания платформы Linguatrip Марина вышла из операционного процесса компании и сфокусировалась на маркетинговой части бизнеса. Сейчас, помимо Linguatrip, Могилко развивает несколько YouTube-каналов, где рассказывает о своей жизни и бизнесе в Штатах. У ее самого популярного YouTube-канала более 7 млн подписчиков. Также девушка попробовала себя в роли бизнес-ангела и уже инвестировала в 10 проектов в сфере creator economy («креативная экономика». – «Ведомости. Город»), финансовых приложений и робототехники. Чтобы не перегореть на работе, Могилко стала больше времени уделять любимому хобби – классическому балету. Занятия балетом помогают девушке не только отвлекаться от рабочей рутины, но и ощущать связь с родиной.
Две системы обучения
С восьми лет Марина Могилко занималась в детской танцевальной студии Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл», где осваивала балет, акробатику, модерн, характерные танцы. Собиралась после школы поступать в Вагановское училище (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой), но испугалась плотного расписания. «Я поняла, что не готова проводить все свое время в Академии», – признается Марина. Проучившись семь лет в «Мюзик-холле», Марина оставила театр, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в СПБГУ, но продолжала заниматься балетом на любительском уровне. «Балет – неотъемлемая часть каждого петербуржца, ты растешь с ним бок о бок. Для меня это связь с детством», – говорит она.
Переехав в Америку, Марина сразу стала искать место, где можно заниматься классическими танцами. Записалась в продвинутую группу балетной студии, в двух минутах от дома. Оказалось, что 15 лет занятий в России не хватает, чтобы потянуть местную нагрузку. «У нас больше концентрируются на позах, оттачивают каждое движение. А в Америке не уделяют внимание деталям, они сразу дают большую нагрузку, сложные связки, даже если это танцы при фитнес-центре», – делится она. Пришлось перевестись в группу для новичков. По ее словам, такой стиль преподавания касается не только балета. Девушка пробовала ходить на тверк для начинающих, но после занятий пришлось три раза посетить врача. «У меня что-то сместилось», – говорит она.
По словам Марины, на занятиях в США преподаватели не заставляют отрабатывать по несколько раз одну связку, не поправляют, если ученик делает неправильные движения: «Здесь никто не подойдет и не скажет: «ну-ка вытяни колени» или «почему ты пришла на занятия в неподобающем виде». Потому что в Америке не принято и некультурно указывать на ошибки». Марине не хватало «здоровой критики» и обратной связи, к которой она привыкла в России. От тренировки нет толка, если не обращаешь внимания на ошибки, считает предпринимательница. Ведь именно от хорошо расправленных плеч и правильно поставленных поз зависит, встанет ли ученик на пуанты, продолжает она.
Хороший тренер – залог успеха
Хотя Кремниевая долина не ассоциируется с балетом, как, например, Россия, здесь этот вид искусства очень популярен, отмечает Могилко. Спектакль «Щелкунчик» – один из основных символов Нового года в Америке. Накануне праздника его показывают почти в каждом городе, даже в маленьком. В самой Долине очень много театральных магазинов, в которых можно приобрести все необходимое для занятий балетом. Индивидуальные занятия балетом в Долине стоят в среднем около $130 в час.
Пару лет назад, проезжая по улицам Сан-Франциско, Марина увидела Osipova Ballet Academy. Ее основательница – Марина Осипова, бывшая балерина Михайловского театра и педагог из Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой – стала хорошим наставником для Могилко. Девушка смогла впервые встать на пуанты: «В Мюзик-холле» нас этому не учили». Теперь Марина занимается индивидуально, раз в неделю под свой уровень, чтобы не перегружать себя и дозировать нагрузки. Осипова переехала в Америку всего пару лет назад, а ее воспитанницы уже занимают первые места в американских конкурсах, например в крупном международном стипендиальном балетном конкурсе, в котором могут принимать участие юные танцоры от 9 до 19 лет, Youth America Grand Prix, рассказывает Могилко. Сама она не стремится участвовать в танцевальных соревнованиях, балет для нее прежде всего хобби, которое приносит удовольствие.
Занятия балетом помогают Марине Могилко развивать упорство и усидчивость. Ведь не всегда интересно на занятии делать один и тот же прыжок 64 раза или выполнять движение battement tendu – отведение и приведение натянутой ноги, делится предпринимательница. Все эти упражнения необходимы, чтобы отточить технику движения и закрепить форму, ведь это часть подготовки. Так и в работе «важно уметь делать пускай и не суперинтересные, но очень важные для всего процесса вещи», рассуждает Марина. Кроме того, регулярные занятия балетом дисциплинируют. «Работай, и твое тело начнет работать на тебя. Это как в бизнесе, ты долго во что-то вкладываешься, потом эти инвестиции окупаются и начинают работать на тебя», – подчеркивает предпринимательница.
История успеха
Марина Могилко начала заниматься бизнесом в 21 год, когда училась на четвертом курсе экономического факультета СПБГУ. Вместе со своим одногруппником Дмитрием Пистоляко, который впоследствии стал не только ее бизнес-партнером, но и мужем, в 2011 г. девушка основала агентство по продаже языковых курсов за рубежом MP Education. В проект молодые люди вложили свои накопления – $300. Выручку за первый год Марина уже не помнит, но говорит, что за это время они смогли превратить маленькую фирму в компанию с филиалами в Москве и Ставрополе.
В тот момент Марина осознала, что тяжело постоянно ездить в разные города, нанимать людей, закупать мебель в новые офисы. Необходимо уходить в онлайн. Предприниматели запустили онлайн-платформу Linguatrip по поиску курсов в иностранных языковых школах, через которую можно было еще и забронировать проживание рядом с местом учебы. В новый проект пригласили знакомого разработчика Дмитрия Кравчука, который стал третьим владельцем компании.
В 2013 г. Linguatrip заметили американские инвесторы. Благодаря петербургскому акселератору SumIT, куда Марина и Дмитрий пришли «прокачать» свой стартап, познакомились с венчурным предпринимателем Джоном Рейми. Бизнесмен связал молодых людей с представителем американского акселератора 500 Startups. Хотя набор уже был закрыт, ментор согласилась посмотреть презентацию Linguatrip. В 2014 г. Марина и Дмитрий прошли акселератор 500 Startups и получили $100 000 инвестиций от одноименного венчурного фонда, а в 2016 г. переехали в Кремниевую долину, чтобы строить международный бизнес.