Как правильно «читать» архитектуру
Если знать определенные смысловые нюансы, здания города раскроются с новой стороныАрхитектуру, как и любой вид искусства, нужно правильно понимать. Важно знать определенные смысловые нюансы, чтобы оценить здания разных эпох и стилей. Тогда строение раскроется с новой стороны.
Любой мост, жилой дом, храм или роскошный дворец — это не просто здание или конструкция, которая выполняет свои задачи. Они могут поведать историю эпохи, рассказать о жизни своих владельцев и тайнах прошлого.
Понять памятник архитектуры помогает более осмысленный взгляд, а не только первое впечатление на уровне «нравится или не нравится». Иногда невыразительный фасад говорит о том, что архитектор специально стремился к внешней простоте и функционалу. Если заглянуть внутрь такого здания, можно поразиться, насколько продуманы детали. Так, элементы декора несут в себе приметы эпохи и рассказывают о ценностях времени. Здесь в голову сразу приходит пышный барокко, декоративный рококо и восхитительный модерн начала XX века.
Доходные дома
Их можно встретить в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Доходные дома строили богатые промышленники и купцы, чтобы сдавать отдельные комнаты и целые этажи в аренду. Дом Чайковского в центре Санкт-Петербурга или дом братьев Фроловых в Нижнем Новгороде — отличная иллюстрация. В Москве такие дома до сих пор сохранились в центре: это дом Ечкина на Арбате или дом Вильнера-Калиновского в Большом Афанасьевском переулке.
Первый этаж всегда отдавали под коммерческие заведения — лавки, парикмахерские, банки, такая традиция сохранилась до сих пор. Выше могли располагаться конторы различных заведений и служб, а под арендное жилье для состоятельных людей отдавали этаж, который отличался внешним убранством и пышностью. Люди победнее селились под крышей или на чердаках.
Доходные дома появились в России с расцветом зрелого капитализма, в середине XIX века. Жилье на верхнем этаже тогда было своеобразной перевалочной базой для тех, кто ехал покорять столицу или крупный торговый город, будь то Ростов-на-Дону, Москва или Новосибирск.
Сегодня, глядя на доходный дом, можно легко догадаться, какой этаж сдавали в аренду, где проживали зажиточные купцы, а где селилась небогатая интеллигенция. Об этом говорит обилие декора или его отсутствие. Так, на первом этаже он был самый простой, и эти комнаты обычно предназначались для аренды.
Модерн в ритме города
Модерн с его изогнутыми линиями и невероятными формами возник в Европе в начале прошлого века и сразу же завоевал сердца горожан. Это был первый модный, трендовый стиль, который захотели все — и дома в стиле модерн начали появляться в Санкт-Петербурге и Москве быстрее, чем платья из новой коллекции.
Можно смело сказать: именно модерн сделал многие европейские города такими, какими мы привыкли их видеть сегодня. На место пышных дворцов пришли здания из железа и бетона, с ломаными линиями, оригинальными большими окнами, арками и богатым декором.
В России появился свой модерн, северный. К примеру, это дом Рябушинского (1902 г.) в Москве. Для промышленника и владельца первого автомобильного завода особняк построили по проекту Федора Шехтеля — одного из лучших архитекторов того времени.
Как легко отличить модерн? В постройках почти нет острых или выступающих углов, все они сглажены. В декоре часто присутствует мозаика, эмали, вставки из металла. Особое внимание уделяется окнам, которые по своему размеру похожи на витрины магазинов — такие они большие. Русский модерн особенно ценят за его декоративность и даже определенную «вычурность»: для зданий характерно обилие лепнины, резных узоров, необычных башенок и окон разной формы и величины.
Где посмотреть модерн в России? В Санкт-Петербурге нужно обязательно увидеть Дом Зингера (да, это первый офис тех самых швейных машинок), в Нижнем Новгороде — здание «Банка Рукавишникова», в Краснодаре — величественный отель «Централь», а в Москве — особняк Листа в Глазовском переулке.
Мосты как символ связи
Сооружение мостов в России всегда было не только градостроительным, но и общественным вопросом. В Санкт-Петербурге первая постоянная конструкция появилась в 1850 году, это был Благовещенский мост. До того времени для переправы использовали временные сооружения, а зимой через Неву переходили по льду и очень рисковали провалиться в воду. В конце XIX-начале XX века началось строительство железнодорожных мостов и мостов для пропуска трамваев и метро.
С первого взгляда на мост можно определить его конструкцию: вантовый (соединяется с дорожным полотном при помощи стальных тросов-вант), арочный (один из первых видов мостов с массивными опорами и большими пролетами) или разводной.
Один из самых длинных в стране, вантовый Русский мост во Владивостоке (общая протяженность 3100 метров), связывает город с отдаленным островом Русский. Сегодня это второй по высоте мост в мире, а его изображение можно найти на лицевой стороне купюры номиналом 2000 рублей.
Самый известный арочный мост в Москве находится в центре города — это Большой Каменный, откуда открывается потрясающий вид на Кремль и историческую застройку города.
Разводные мосты можно узнать по характерному шву в дорожном полотне, сквозь который вы увидите реку у себя под ногами. Его также легко отличить от других конструкций визуально: у него, как правило, нет высоких опор и длинных въездов.
В Архангельске такую конструкцию имеет Краснофлотский мост, в Калининграде — Юбилейный, берега Москвы-реки соединяет Голутвинский понтонный мост, который также относится к типу разводных.
Железнодорожные вокзалы
Когда на смену запряженной лошади пришел поезд, в России начали появляться современные здания вокзалов. Первые строились, исходя из классового разделения пассажиров: для 1-го предлагались отдельные комнаты и декорированные павильоны, для 3-его — общие скамьи.
А что же архитектура вокзалов? Для строительства зданий привлекали самых модных архитекторов своего времени, ведь вокзал — первое, что видел приезжий в новом городе.
Первым в России появился Витебский вокзал в Санкт-Петербурге (1837 г.), за свою историю он прошел через несколько перестроек: от деревянного павильона до стильного модернового здания и одного из символов города. В Москве примерно в то же время (1851-1855 гг.) появился Николаевский (современный Ленинградский) вокзал в нарядном стиле неоренессанс с высокими венецианскими окнами.
Вслед за Москвой и Петербургом началась настоящая железнодорожная «лихорадка»: здания в классическом и модерновом стиле, с элементами барокко и готики, с орнаментами, башенками, садами и фонтанами появились по всей стране, от юга до Дальнего Востока.
На что обратить внимание на железнодорожном вокзале? В зданиях постройки XIX-начала XX в. вы сразу отметите классический стиль с колоннами или модерновые окна и росписи. Вам покажется, что это концертный зал или консерватория, но никак не вокзал. И первое впечатление не обманывает: вокзалы в середине XIX века были своего рода увеселительными заведениями. А поездка по железной дороге считалась, скорее, развлечением — с музыкальным концертом в конце путешествия.
Здания середины и конца конца XX века становятся куда проще и функциональнее — можно увидеть много стекла и бетона, живой зелени. Это уже не дворец, а одно из многих привычных мест, в которые проездом прибывают люди.
Сегодня здания вокзалов стали настоящими визитными карточками своих городов: в Санкт-Петербурге и Москве, в Сочи и Казани, в Омске и Владивостоке, в Нижнем Новгороде и Красноярске — везде, куда дотянулась железная дорога.
Православные храмы: шатры, луковицы, паруса
Храмы и соборы православных христиан еще издалека заметны своими золочеными куполами. При входе в церковь можно сразу обратить внимание на алтарь с престолом — это главная часть храма, которая отделена от остальной части иконостасом. Иконы с изображениями святых могут выглядеть как живописные или вышитые картины, резные или печатные образа. Наиболее древние написаны на досках, как «Святая Троица» Андрея Рублева, которая хранится в Третьяковской галерее.
Если захочется понять, в какое время строили церковь, нужно обратить внимание на купол и материал постройки. Например, знаменитый Кижский погост (Кижи) в Карелии относится к образцам русского деревянного зодчества. Это наиболее древние постройки с куполами в форме шатров и луковиц. До наших времен сохранились только деревянные храмы, построенные не ранее XVII века, остальные были утрачены.
Из Византии примерно в XI-XII вв. пришла традиция строить каменные церкви белого цвета. Такие храмы до сегодняшнего дня сохранились во Владимирской области на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества — это церковь Покрова на Нерли в Боголюбове или Дмитриевский собор во Владимире.
Постепенно на место парусных куполов пришли луковичные, наибольшую популярность они получили в период правления Ивана Грозного (XVI век). С этого времени храмы становятся более пышными, величественными. Особенно много таких церквей и соборов строили в середине XIX-начале XX века. К примеру, это Вознесенский собор в Ельце или Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
Кстати, Вознесенский собор — пример храма, отдельные части которого создавали в разное время. Передний объем был построен раньше, а уже после появилось основное здание с высокими главками.
Разберемся во времени постройки церквей на примере московских храмов. Великолепный Благовещенский собор (XV век) — это храм, который сохранил в себе черты первых белокаменных церквей с золочеными куполами-луковицами. Храм Христа Спасителя (воссозданный по проекту XIX века), внушительный и царственный, один из самых больших храмов города в неорусском стиле, который пришел в страну вместе с расцветом промышленности.