Стена как холст. О чем рассказывают столичные муралы
Стрит-арт в Москве, который точно запомнитсяОгромная надпись на стене жилого дома, которая выдернет из суеты и спросит о важном, арт-квартал, где можно не только увидеть граффити от мастеров со всего мира, но и научиться рисовать самому, с нуля создав новую достопримечательность. «Ведомости. Город» рассказывает, где в Москве искать стрит-арт, который точно запомнится.
Каждый раз, двигаясь по Большой Дмитровке, прохожие останавливаются, чтобы разглядеть портрет Майи Плисецкой в образе белого лебедя в ореоле радуги на стене жилого дома № 16. А у дома 1/5 по ул. Александра Солженицына вблизи ст. м. «Таганская» дух захватывает от граффити, на котором изображен кадр из кинофильма «Офицеры». Более 300 кв. м стены занимают два рисунка, разделенные между собой кинолентой. На одной стороне – черно-белый портрет Василия Ланового в роли советского генерала Ивана Вараввы и Андрея Громова в роли суворовца-хулигана, внука боевого товарища Вараввы Ивана Трофимова. Другая цветная часть композиции изображает отряд юнармейцев в красных беретах, отдающих честь «героям былых времен».
Роспись на стене здания или другом уличном объекте называется муралом (от англ. mural – «фреска»). Его феномен и ценность – в открытости. Авторы муралов свободны в своем творчестве. Их не загоняют в рамки музея, делится теоретик современного искусства Роман Минаев. А зрители могут любоваться шедеврами в любое время дня и ночи бесплатно. В этом и есть одна из миссий мурала – дать возможность приобщиться к искусству всем без исключения и границ, считает исследователь современного искусства Андрей Целуйко. Рассказываем о шедеврах стрит-арта Москвы и области, которые точно тронут за душу – ведь стали бОльшим, чем просто граффити.
Майя Плисецкая на Большой Дмитровке
Граффити великой русской балерины выполнил бразильский художник Карлос Эдуардо Фернандес Лео, который работает под псевдонимом Эдуардо Кобра. Он получил от фанатов стрит-арта титул «гигант мурала». Эдуардо было 12, когда он увлекся граффити и рисовал его по всему Сан-Паулу. Полиция города ловила мальчишку и отбирала краски. Но позже власти смирились и даже выделили ему стены, где он мог творить. Сегодня в Сан-Паулу приезжают со всего мира, чтобы увидеть работы художника. «Эдуардо Кобра – типичный представитель современного поп-арта, качественно сочетающий яркую геометрическую суперграфику с реалистичными портретами знаменитостей», – говорит Целуйко.
Почти 10 лет назад бразильский стрит-арт-художник приехал в столицу, чтобы нарисовать Майю Плисецкую в формате dedicated mural (мурал памяти различных исторических событий или великих людей). Портрет балерины в образе Одетты из «Лебединого озера» занял стену четырехэтажного дома на Большой Дмитровке. Черно-белую фигуру балерины Кобра изобразил на разноцветном фоне, напоминающем радугу – или даже сияние, исходящее от артистки. Сочетание эффекта старого фото и свечения ореола вокруг Плисецкой отсылает к высшей силе искусства, неземному происхождению таланта, который так ценил весь мир, считает Минаев. Сам мурал появился в 2013 г. к 88-летию дивы, и она лично его оценила. В 2015 г., после ее ухода из жизни, во дворике рядом с рисунком открылся сквер Майи Плисецкой.
По мнению исследователя современного искусства из Эрмитажа Ольги Коротковой, секрет успеха мурала Кобры заключается в учете особенностей окружающей среды. «Мурал должен не подавлять, но добавлять декоративный эффект, оживлять пространство – в этом его ценность для городского пространства», – поделилась она с «Ведомости. Городом».
Где: Москва, ул. Большая Дмитровка, 16
Фестиваль стрит-арта в Балашихе
В новую достопримечательность превратились некогда «недружелюбные» многоэтажки подмосковной Балашихи. Здесь недавно завершился фестиваль стрит-арта «Культурный код», который проходил с 20 августа по 17 сентября. За этот срок художники из 29 стран, а также 15 художников из разных городов России создали муралы на 51 объекте подмосковного города. Росписи появились на 37 фасадах новостроек (в 10–15 этажей) и на 14 спецобъектах, среди которых электроподстанции, постройки моста и стена стадиона. В итоге муралы покрыли общую площадь более 27 000 кв. м. Художники рисовали на свободную тему – от портретов до сюрреалистических комиксов. «Гонорар у нас символический, но зато творить все вольны, что пожелают», – подчеркнул организатор феста и художник Дмитрий Левочкин.
Автор одного из балашихинских муралов – стрит-арт художник из Барселоны Хосе Сабате, творящий под псевдонимом Pez (по-испански «рыба»), почти на всех полотнах рисует улыбающихся рыб. «Мое творчество – это микс граффити и поп-арта, яркие красочные композиции. Мне интересно наследие разных земель Испании, Латинской Америки, азиатских комиксов», – поделился он с «Ведомости. Городом».
Его коллега Андрес Петросели из Аргентины под псевдонимом Cobre творит в стиле анимализма. Тема его работы в Балашихе – животные и их помощь друг другу. В России художник уже третий раз – и, по его словам, «каждый раз это приключение». Фестиваль в Подмосковье Андрес считает новым музеем стрит-арта России. «Здесь работали одни из лучших мастеров стрит-арта из Италии, Аргентины, Испании, Колумбии и других стран. Я за 15 лет карьеры, честно говоря, такого собрания мировых мастеров не встречал», – сказал он «Ведомости. Городу».
Где: Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Луговая, Пионерская, Московская, Новая
Арт-кластер «Графит»
Обновить пришедший в упадок рабочий квартал – на это тоже способно граффити. Яркий пример – заброшенный заводской район Винвуд в Майами, ставший с 2009 г. одним из центров стрит-арта и киноиндустрии в США. Начиная с середины ХХ в. Винвуд был местом проживания переселенцев из Пуэрто-Рико – его называли маленьким Сан-Хуаном. Как и многие иммигрантские районы, он был криминальным и грязным.
Но в начале 2000-х гг. все изменилось благодаря одному человеку – бизнесмену Тони Голдману. Он купил несколько заброшенных зданий и пригласил в Винвуд лучших художников жанра, чтобы нарисовать муралы. Вскоре место стало Меккой стрит-арт-художников. Сегодня здесь работают мастерские, музеи, снимаются сериалы, сюда возят туристов, хотя 50 лет назад сюда не заезжала даже полиция.
Заокеанский опыт вдохновил московского бизнесмена Дениса Анисимова на создание похожего проекта на востоке столицы. Так в декабре 2021 г. появился центр городской культуры «Графит». «У нас работают только художники с образованием, прошедшие творческий конкурс и отбор кураторов, никаких любителей», – рассказал Анисимов «Ведомости. Городу».
Муралы в промзоне – на стенах зданий и на полу – покрыли площадь в 20 000 кв. м. Авторами «Графита» стали такие артисты, как Кирилл Кто, Слава Птрк, Рустам Qbic, объединение Zukсlub, художник из Германии Bakeroner. «Где-то это стена четырехэтажного здания, где-то маленькая пристройка или бывшая подстанция. В итоге у нас получилась огромная галерея, где человек переходит от мурала к муралу, будто из зала в зал», – говорит основатель центра «Графит» Анисимов.
«Темы – от компьютерных игр до посвящений Матиссу и Микеланджело. Уже выходя из ст. м. «Шоссе Энтузиастов», гость сразу видит работу Станислава Комиссарова (Славы Птрк) «Черепашки Ниндзя». Мне нравятся сами переходы между работами, ощущение другого измерения. Серый брутальный завод будто улыбается тебе», – подчеркнул куратор проектов стрит-арта Денис Павловский.
«Графит» позиционирует себя и как «место силы», где можно пообщаться с художниками, научиться самому писать граффити, послушать лекции, вдохновиться работами мастеров. «Мы не просто галерея, мы хаб для всех, кому интересен стрит-арт и новое искусство», – заявил Анисимов.
Где: Москва, Электродная, 2, стр. 32 и 34, вл. 2а, стр. 1
Киномуралы
Киногерои – еще один источник вдохновения уличных художников. Среди них и персонажи советского кино, проникшего в ДНК каждого жителя России. В 2021 г. активисты молодежного патриотического движения «Юнармия» увековечили муралом легендарных героев советской ленты «Офицеры», которой исполнилось полвека. Акция была приурочена к годовщине Великой Победы. На стене дома 1/5 по ул. Александра Солженицына запечатлели кадр из фильма о войне: герой Василия Ланового встречает суворовца Ваню, внука боевого товарища.
Еще один мурал-посвящение легендарному киноперсонажу можно найти в 1-м Щипковском переулке, где родился советский кинорежиссер Андрей Тарковский. Художник Zoom (имя неизвестно) увековечил в мурале сцену из его фильма «Ностальгия» (1983) о тоске по родине. На ней легендарный актер Олег Янковский несет свечу, заслоняя ее пламя своим пальто.
Этот мурал подражает стилю всемирно известного британского уличного художника, не зря и самого Zoom называют Московским Бэнкси. А мировое кино – основная тема его работ. «Zoom довольно часто использует культурные символы и образы советского арт-наследия, как Бэнкси – западного. Образы времен СССР являются тем родным и общим, что объединяет большинство русских людей», – считает Целуйко.
Но мурал-посвящение Тарковскому и Янковскому интересен еще и элементом интерактива. В мурале есть отверстие, где стоит реальная восковая свеча. «Каждый прохожий может поджечь ее (или заменить на свою, если та уже догорела) и, подобно герою Янковского, постоять рядом, погрузившись в раздумья о времени, о скоротечном мгновении между жизнью и смертью», – поясняет Целуйко.
Адрес: Москва, 1-й Щипковский пер., 19
Мурал-надпись на «Хлебозаводе»
Манифест советского архитектурного авангарда, круглое здание из красного кирпича, было одним из символов Москвы 1930-х. Форма завода была оправданна функцией, такими были принципы конструктивизма – главного направления архитектуры тех лет. «Хлебозавод № 9» открыли в 1934 г., это было одно из самых современных в те годы зданий. В 2019 г. на его месте открылось общественное городское пространство, где разместились около 120 проектов в области музыки, искусства и дизайна, кафе и магазины.
Обновленный «Хлебозавод» решил отдать дань памяти советскому авангарду и пригласил Матвея Кайфа (Шапиро) создать мурал в стиле 1930-х. В нишах одного из административных зданий на графитовом фоне краской желтого цвета художник нанес каллиграфическую надпись: «Кто куда, а ты за всеми». По мнению Коротковой, ценность этой работы в органичности советского и современного наследия: «Она вписалась в индустриальный характер архитектуры здания. В работе чувствуется влияние эстетики советского авангарда 1920-х гг. и стилистики советского шрифта».
Минаев считает, что можно говорить и об эффекте обманки. «Такой секрет в самой работе, когда ее замысел становится ясным только при пристальном рассмотрении. Это мотивирует людей остановиться и подумать над смыслом», – говорит он.
Кстати, интересная деталь: в самой работе нет знака препинания в конце высказывания. Это сделано, чтобы прохожий самостоятельно определил интонацию: «Кто куда, а ты за всеми?» или «Кто куда, а ты за всеми...». Каждый может услышать фразу по-своему.
Где: Москва, ул. Новодмитровская, 1, стр. 16