Илья Мордвинцев: «Арктика – наше будущее»
Илья Мордвинцев об исследовании популяции белого медведяЗависимость от морского льда делает белых медведей крайне уязвимыми к климатическим изменениям, поэтому они нуждаются в изучении и защите. В России мероприятия по охране этих животных проводятся в рамках национального проекта «Экология». Новая программа по мониторингу медведей в Карском море запущена в 2024 г. О том, как происходит учет животных, для чего он нужен и какова в этом роль бизнеса, рассказал кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Илья Мордвинцев.
– Строго говоря, это не абсолютно новый проект, а продолжение работ, которые мы ведем уже три года вместе с компанией «Роснефть». С 2020 г. мы исследовали белых медведей в Баренцевом море – на Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле. Мы определили состав популяции, пути ее перемещения, оценили состояние здоровья животных. Поэтому «Роснефть» доверила нам новую работу – еще на три года и уже в Карском море.
– Проект называется «Изучение и мониторинг карской субпопуляции белого медведя в условиях климатических изменений». Мы понимаем, что климатические изменения действительно происходят и в Арктике они сильнее, чем где бы то ни было. При этом в российской Арктике обитает примерно треть всей популяции белого медведя, она составляет 5000–7000 особей. Изменение климата напрямую влияет на белого медведя, потому что среда его обитания – морской лед, который сегодня сокращается катастрофическими темпами. Нужно понять, что реально происходит, с какой скоростью и как сохранить этот вид.
– Карское море – это слепое пятно, абсолютное отсутствие данных. Нет никакой информации о том, сколько там белых медведей. Учет не проводился никогда, даже в советское время были лишь попутные наблюдения во время ледовой разведки. Мы впервые в истории страны собираемся провести тотальный учет белых медведей в Карском море, определить численность популяции, посмотреть, как она распределяется, и выявить ключевые акватории для поддержания ее устойчивого состояния.
– Не совсем. Когда делают перепись населения, фиксируют много параметров: пол, возраст и т. п. У нас основной исследовательский метод – авиаучет, возможности определить пол медведя с борта самолета нет. Но если мы сможем в итоге уверенно сказать, что в Карском море, допустим, обитает две или две с половиной тысячи белых медведей, с точки зрения науки это уже будет суперрезультат.
– Учет белых медведей делается с самолета-лаборатории двумя методами. Во-первых, метод визуального учета: ученые с биноклями смотрят в иллюминаторы по левому и правому бортам и фиксируют количество встреченных медведей. Во-вторых, метод инструментального учета. На борту самолета установлены приборы – камеры для выполнения фото- и тепловизорной съемки. Поскольку у каждого аппарата есть свой угол съемки, какую-то часть видимого поля они не захватывают. Именно поэтому важно все методы использовать синхронно: они друг друга дополняют, позволяют охватить картину целиком и ничего не упустить.
– В нашем проекте мы используем два самолета – Ан-26 «Арктика» и Ан-28, оборудованные всей необходимой техникой для проведения полевых работ. Тут тоже действует принцип взаимодополняемости: Ан-26 больше, он способен покрывать большие расстояния, ведь мы планируем достичь самой северной точки Карского моря. Ан-28 меньше и по размеру, и по дальности полета, но с его помощью мы планируем более часто и внимательно обследовать близкую территорию, в частности прибрежную зону. Это важно, поскольку мы ожидаем, что плотность белых медведей будет выше именно на побережье – там, где есть разреженный лед с большим количеством трещин и полыней, где много кольчатой нерпы, тюленей.
– Наши исследования по охвату территории и по условиям, в которых они должны быть проведены, – одни из самых сложных и технически, и логистически, и материально. Помимо того что нам нужно работать по всей акватории Карского моря, которая составляет почти 900 000 кв. км, необходимо уложиться в довольно короткий период времени. Мы должны все делать быстро, поскольку лед все время перемещается и медведи все время перемещаются.
– Да, нельзя допустить повторного учета особей. Другая сложность в том, что погодные условия в Арктике очень изменчивы. Представьте, вы получили метеосводку с утра в районе аэропорта, но, пока летите 1000 км на север, там все изменилось, и у вас нет видимости. Вы вынуждены развернуться и уйти, а цена часа аренды самолета очень-очень высока. К тому же параллельно с самолетами мы и вертолеты будем использовать.
– Вертолеты необходимы для доставки специалистов к месту контрактных работ. Это вторая задача нашего проекта – оценка состояния здоровья белых медведей и изучение путей их перемещения в акватории Карского моря. Вот самолет пролетел, наблюдатели увидели, что плотность медведей в этом районе высокая, и мы можем уверенно направиться туда на вертолете, чтобы попытаться приблизиться к животным.
– Контактные работы предполагают отловы животных для установки спутниковых передатчиков. Мы используем спутниковые ошейники российского производства, они позволяют отслеживать пути миграции медведей, их активность, определять места возможного залегания самок в родовые берлоги. Кроме того, во время контактных работ мы берем биологические пробы, чтобы по крови выявлять заболевания, тяжелые металлы, проводить гормональные исследования, по изотопному анализу сборов шерсти определять питание.
– Биологические пробы изучаются профильными специалистами во время лабораторно-аналитических и камеральных исследований. А вот результаты аэросъемки на такой гигантской площади – это огромный массив данных, обработка которого вручную займет несколько лет. Поэтому для проекта в Карском море мы будем использовать алгоритмы, основанные на нейронных сетях, – искусственный интеллект. Он поможет в автоматическом режиме опознавать на большом количестве фото- и теплоизображений именно медведей. Чтобы посчитать их точно и, главное, быстро.
– Да, как все работы на Севере. Минприроды еще в 2020 г. утвердило дорожную карту по сохранению и восстановлению белого медведя. К выполнению этих работ первой подключилась компания «Роснефть», поскольку у бизнеса больше возможностей их финансировать, оплачивать технику, привлекать ученых.
– Есть практический смысл. Тенденция развития Арктики предполагает присутствие в регионе с каждым годом все большего количества людей. Это связано с увеличением числа инфраструктурных проектов, развитием Северного морского пути. Недаром говорят, что Арктика – наше будущее. Вместе с тем с изменением климата больше белых медведей фиксируется на суше. Это момент, когда человек и медведь неизбежно будут сталкиваться. И нужно понимать, как действовать при таких встречах. Как создать эффективную систему реагирования, видеонаблюдения, звуковых оповещений, выработать протоколы безопасности для защиты и людей, и животных.
– Есть только три типа животных, которые опасны для человека: голодный хищник, больной и самка, защищающая медвежат. Белому медведю, который сыт, здоров, имеет возможность охотиться и вести свой нормальный образ жизни, человек не нужен. Он человека зачастую будет обходить стороной. Поэтому так важно сохранить ему естественную среду обитания. Нужно помнить о чистоте, не загрязнять природу, не выбрасывать отходы, правильно их хранить.
– Нет, мы еще очень мало знаем о белых медведях.
– Знания прежде всего нужны для понимания этого вида. Любое знание необходимо человеку для развития, накапливать их хорошо, но лучше еще и уметь применить. Мы свои знания должны применить для сохранения белого медведя.
– Наша мечта – охватить всю Арктику, поработать во всех популяциях белого медведя, от баренцевоморской до чукотской. Для нас это большая загадка, которую нужно разгадать.