Бизнес выбирает инструменты для достижения углеродной нейтральности
О климатических вызовах и подходах компаний к их решениюСогласно последнему докладу Всемирной метеорологической организации (ВМО), посвященному состоянию климата на Земле в 2024 г., концентрация углекислого газа (СО2) в атмосфере достигла самого высокого уровня за 800 000 лет. В мировом масштабе каждый год из последних 10 был самым теплым за всю историю наблюдений. Глобальная средняя температура планеты повышается прежде всего из-за роста выбросов парниковых газов, в том числе вследствие деятельности человека. Это приводит к резкому увеличению количества природных катаклизмов, растут риски затоплений прибрежных районов, лесных пожаров, опустынивания, снижения доступных запасов питьевой воды. С угрозой исчезновения сталкиваются наземные и морские экосистемы.
Негативные последствия от глобального потепления вынуждают страны ставить амбициозные цели по сокращению выбросов на национальном уровне и объединяться в намерении достичь углеродной нейтральности. Так, Россия и Китай заявили о декарбонизации к 2060 г., Индия – к 2070 г. Крупный бизнес, отвечая на вызовы времени, активно вовлекается в климатическую повестку, стремясь уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду. В последние несколько лет снижение углеродного следа становится важным фактором конкурентоспособности: потребители стараются выбирать устойчивые бренды, производители которых стремятся к углеродной нейтральности, а на ESG-отчетность чаще обращают внимание инвесторы и регуляторы.
Ряд крупных российских компаний из самых разных отраслей в своих нефинансовых отчетах уже прописал планируемые показатели по сокращению выбросов как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной, чтобы внести вклад в управление климатическими рисками. Самые масштабные из таких целей связаны с достижением полной углеродной нейтральности, однако о них заявили пока единичные организации. О растущем интересе бизнеса к климатической повестке свидетельствует, например, исследование Б1. В нем говорится, что 44% опрошенных отечественных компаний планируют участвовать в торговле на внутреннем рынке углеродными единицами, которые можно получить в результате реализации природно-климатических и технологических климатических проектов – в том числе в области низкоуглеродной энергетики, энергоэффективности, эффективного обращения с отходами, лесовосстановления и лесоразведения, вторичного обводнения осушенных торфяников и т. д.
Сегодня в российском реестре углеродных единиц зарегистрировано 52 климатических проекта, большинство из которых – технологические. Первый появился в 2022 г. – компания «Дальэнергоинвест» внедрила в свою деятельность возобновляемые источники энергии (ВИЭ). По итогам его реализации были выпущены первые 96 углеродных единиц. На текущий момент объемы выпуска на рынке увеличились в несколько тысяч раз. В настоящее время углеродный рынок в нашей стране составляет 32,7 млн находящихся в обращении углеродных единиц.
Осознавая, что кризисные ситуации могут замедлить технологическое развитие, для решения проблем, связанных с изменением климата, бизнес ищет альтернативные инструменты для решения проблем, связанных с изменением климата. Речь идет не только о разработках более экологичного и энергоэффективного оборудования. Природно-климатические проекты играют не менее важную роль в сокращении выбросов парниковых газов, помогая восстанавливать экосистемы и их естественную способность поглощать и долгое время удерживать углерод. Так, в январе этого года «Арнест ЮниРусь» зарегистрировала первый в России природно-климатический проект бизнеса по вторичному обводнению участков осушенного торфяника «Оршинский мох» в Тверской области. Партнерами проекта выступили ООО «Центр технологий устойчивого развития» (ЦТУР) и Тверской государственный технический университет (ТвГТУ). Цель проекта – создание условий избыточного увлажнения, свойственные естественным болотам. В результате будет снижена эмиссия СО2 и, более того, созданы необходимые условия для накопления органического углерода на последующие сотни и тысячи лет. Прогнозируется, что суммарное сокращение выбросов парниковых газов составит 170 400 т СО2-эквивалента в течение первых 10 лет реализации проекта. Это позволит ускорить процесс перехода компании к углеродной нейтральности. Также планируется, что благодаря природно-климатическому проекту будет снижена пожароопасность территории, восстановлено ее биоразнообразие.
Каждая компания самостоятельно решает вопрос необходимости реализации климатических проектов и то, как поступить с углеродными единицами – использовать их для достижения собственных целей декарбонизации, либо продать на формирующемся углеродном рынке. Сегодня можно встретить как стандартный зачет для снижения собственного углеродного следа, сделки по купле-продаже углеродных единиц, так и необычные примеры использования единиц. Например, становится популярной практика передачи их части на компенсацию углеродного следа крупных российских и международных форумов.