Российские компании назвали приоритеты устойчивого развития
Представители бизнеса и государства обсудили национальную ESG-повесткуНесмотря на экономические трудности, четыре из пяти компаний сохраняют или даже увеличивают бюджет для развития направлений в области устойчивого развития, показывает исследование группы «Б1» (бывшая EY). Но стратегия компаний или их цели в этой области меняются. Что делает бизнес для достижения целей устойчивого развития (ЦУР), каких инициатив ждет от государства и как чиновники стимулируют развитие климатической повестки, обсудили участники VI ежегодного форума для профессионалов в области достижения ЦУР газеты «Ведомости», который состоялся 15 мая этого года в Москве.
ESG преследует цели
Генеральная ассамблея ООН сформулировала 17 ЦУР в 2015 г. Они охватывают широкий спектр вопросов, включающих в себя защиту окружающей среды, устойчивый экономический рост, искоренение бедности, достижение равенства, обеспечение здоровья населения и качественного образования и т. д. В свою очередь концепция ESG (от англ. environmental, social and corporate governance) показывает, как компании вовлекаются в достижение этих целей и решают экологические, социальные и управленческие проблемы.
Бизнесу, соблюдающему стандарты ESG, проще привлечь финансирование от государства и банков, его привлекательность в глазах сотрудников и инвесторов выше. Бюджеты и штат российских компаний для развития этого направления растут, показывает опрос группы «Б1» (60 компаний из восьми отраслей экономики).
Но есть и отстающие. Так, девелоперы считают неинтересным инвестировать в решения, связанные с устойчивым развитием, рассказал гендиректор Национального альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов. Потребители не хотят платить премию за более энергоэффективное, зеленое, «устойчивое» жилье, объясняет он. Но парадокс: в этой отрасли наличие внятной ESG-стратегии – одно из требований, которые соискатели предъявляют к работодателю, отмечает Шаронов. Это стимулирует работу компании в этом направлении.
Социальные вопросы в тренде
Социальные аспекты устойчивого развития второй год подряд в приоритете у бизнес-сообщества, по данным «Б1». «Человекоцентричность – это фокус нашей новой стратегии», – отмечает старший вице-президент по ESG «Сбера» Татьяна Завьялова. Банк вовлекает в повестку устойчивого развития не только сотрудников, но и клиентов. Это крупный, средний и малый бизнес, а также более 108 млн розничных клиентов.
Транспортная компания FESCO реализует социальные проекты в регионах своего присутствия, говорит начальник отдела социальных проектов компании Александра Семиз. Главный актив компании – Владивостокский морской торговый порт – находится на Дальнем Востоке. Привлекать туда квалифицированные кадры – сложная задача. Чтобы повысить привлекательность региона, компания реализует социальные проекты, рассказывает Семиз. FESCO проводит конкурс «Море возможностей», организует креативные детские лагеря, у нее также есть инициативы помощи детям в трудной жизненной ситуации.
В создании и развитии партнерств между местным сообществом, бизнесом и государством важно не ограничивать деятельность рамками своей компании, считает Семиз. «Мы объединяем социально ответственный бизнес, который находится в Приморском крае на площадке «Национальный совет корпоративного волонтерства». Так предприниматели могут обменяться опытом и синхронизировать работу для лучшего эффекта», – добавляет она.
Экологический приоритет
Экология тесно связана с экономикой: все больше покупателей выбирают товары производителей, которые уделяют внимание сокращению вредного воздействия на экологию в приоритете. «Перестав быть частью европейского бизнеса, мы сохранили ориентацию на экологическую повестку. Так мы остаемся привлекательными для потребителей», – говорит Артем Лебедев, гендиректор производителя продуктов для гигиены и здоровья «Эссити» (ранее – часть шведской Essity).
Следовать повестке устойчивого развития не только престижно, но и экономически эффективно, считает вице-президент по работе с госорганами, лесной политике и устойчивому развитию Segezha Group Николай Иванов. Segezha договорилась с регионами о строительстве котельных на биотопливе. «Планируем развитие такой энергетики в районах, где «Газпрому» в ближайшие 10–15 лет неэффективно строить магистральные газопроводы», – сообщил Иванов.
Быть неэкологичным – это банально дорого, согласен Лебедев. Бумага – дорогостоящее сырье, которое при этом создает много отходов. «Мы утилизируем их в кирпичном производстве. Нейтральный это след или углеродный? Конечно, не нейтральный, но он меньше, чем если размещать отходы на свалке», – рассказывает он. На свалку у «Эссити» отправляется только 1,2% отходов.
Госрегулирование в действии
Для крупных российских компаний снижение углеродного следа остается основной задачей, но без поддержки государства здесь не обойтись, считают участники форума. Минэкономразвития завершило интеграцию Реестра выбросов парниковых газов и Государственной информационной системы учета объектов негативного воздействия на окружающую среду Росприроднадзора, рассказала директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии ведомства Ирина Петрунина. Это позволяет компаниям быстро подавать отчеты о выбросах, говорит она.
В России, продолжает Петрунина, сформирована нормативно-правовая архитектура климатического регулирования. В ее основе – Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. и Климатическая доктрина. В планах Минэкономразвития – методологическая поддержка отраслей и российских регионов. Уже есть 10 отраслевых планов с прописанными в них процессами развития отраслей с точки зрения их адаптации к изменениям климата. Подобные документы есть у 75 регионов, по словам Петруниной.
Рынку нужна единая система оценки эффективности вклада в развитие устойчивой повестки, считает Завьялова. Российские компании отходят от западных метрик. Минэкономразвития разрабатывает новый стандарт отчетности об устойчивом развитии. Он уже был представлен бизнесу и общественным организациям. Завьялова также предлагает обсудить вопрос единых метрик с дружественными странами, в том числе БРИКС. «Необходимо подключать к диалогу по экспертному и методологическому сотрудничеству дружественные рынки», – заключила она.