В Европе букмекеров вытесняют из футбола – как это скажется на его экономике

    Потери клубов существенны, но восполнимы из других источников
    Сейчас на футболках 11 клубов АПЛ представлены логотипы букмекеров (как у «Астон Виллы» на фото). С сезона 2026/27 это будет запрещено
    Сейчас на футболках 11 клубов АПЛ представлены логотипы букмекеров (как у «Астон Виллы» на фото). С сезона 2026/27 это будет запрещено /IMAGO / Pro Sports Images / ТАСС

    С сезона 2026/27 в Английской премьер-лиге (АПЛ) вступит в силу запрет на размещение логотипов букмекеров на игровой форме. В Испании и Италии такой формат сотрудничества невозможен уже несколько лет. В Бельгии с 1 января 2025 г. беттинг-компании не смогут рекламироваться на стадионах, а в США спорт существует практически в полном отрыве от ставочной индустрии. Российские клубы, наоборот, за последние годы получили мощную финансовую подпитку за счет контрактов с букмекерами. Но и тут стоит ждать изменений, которые могут сказаться на суммах спонсорских соглашений.

    Конфликт интересов

    Английские клубы пошли на ограничение беттинг-рекламы (исчезнет с футболок, но останется на стадионах) добровольно – в апреле 2023 г. 18 из 20 участников АПЛ проголосовали за запрет. К тому моменту только у шести команд были соглашения с беттинг-компаниями о титульном спонсорстве – у «Лидса», «Ньюкасла», «Саутгемптона», «Брентфорда», «Эвертона» и «Вест Хэма». Последнему контракт с Betway приносил 10 млн фунтов в год. С тех пор логотипы беттинг-компаний появились на форме еще пяти клубов. «Астон Вилла» даже успела сменить партнера в этой категории (с китайского оператора BK8 на греческий Betano), сохранив платеж 20 млн фунтов в год. А летом 2024 г. Betway стал спонсором «Манчестер Сити», но без опции размещения эмблемы на форме.

    Самозапрет выглядит как ответная мера на стремление британских властей строже регулировать рынок. Предыдущее правительство консерваторов не добилось принятия ужесточающих поправок в законодательство, регулирующее деятельность букмекеров, но победившие на выборах 2024 г. лейбористы не отказываются от этой идеи, в том числе из-за сильного давления общественных организаций. Основной мотив – борьба с лудоманией, а заодно – сокращение бюджета на поддержку людей с зависимостью от азартных игр (по данным правительства, на эти цели тратят 1,05–1,77 млрд фунтов в год). Чтобы болельщики меньше ставили, власти хотят сократить максимальный размер депозита и увеличить возрастной порог.

    Возможно, существует и другая причина для ограничений – конфликт интересов. «Есть переживания, что букмекеры могут влиять на проведение турниров и даже результат некоторых матчей, раз они выступают спонсорами многих футбольных лиг и клубов, – объясняет «Ведомости. Спорту» PhD-кандидат Висконсинского университета и аффилированный сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ Арсений Столяров. – В российском футболе вообще одна из команд названа в честь букмекерской конторы («Пари НН». – «Ведомости. Спорт»). Но все же сейчас в Европе влияние беттинга не такое высокое». Англия лишь догоняет международный тренд. В Италии полный запрет на рекламу игорных и букмекерских компаний заработал еще в 2019-м. Его ввела не лига, а парламент страны. Летом 2021-го подключилась Испания, где также исчезли все упоминания ставок на матчах двух сильнейших дивизионов. Германия и Франция еще держатся, но там букмекеры не стали важнейшими донорами клубов. Маркетинговое агентство Add People, подсчитало, что лишь у 5,6% команд Бундеслиги на форме есть лого компаний, связанных с азартными играми. Во французском топ-дивизионе – у 10,5%.

    В США клубы и лиги много лет существуют в отрыве от букмекеров, хотя и там ситуация постепенно меняется в обратную сторону. «Исторически в Штатах ставки были под запретом, – говорит Столяров. – Но американцы наблюдали, как европейские букмекеры становятся более прибыльными, и в 2018-м отменили федеральный запрет – с тех пор каждый штат сам определяет, легален ли на его территории беттинг». Эксперт добавляет, что влияние букмекеров на спорт в США не такое существенное, потом что просмотр матчей там давно превратился в семейный досуг. Эта аудитория в меньшей степени заинтересована в ставках. В Европе же существует довольно большая категория болельщиков, которые смотрят матчи не только любимой команды и, чтобы добавить азарта перед трансляцией, заключают пари.

    Не велика потеря

    Оставшись без букмекеров, клубы потеряли в доходах. Европейская ассоциация азартных игр и ставок подсчитала, что участники Серии А за первый год действия запрета недополучили 120 млн евро. Испанские команды, по данным президента Ла Лиги Хавьера Тебаса, лишились 90 млн евро. Звучит грозно, но на общем фоне суммы относительно небольшие. К примеру, действующий контракт с вещателями DAZN и Sky приносит Серии А 933 млн евро в сезон. Ла Лига зарабатывает на телеправах 990 млн в год.

    В Англии клубы тоже могут позволить себе сократить влияние букмекеров. По данным Financial Times, участники АПЛ из-за запрета лишатся 60 млн фунтов в год, а суммарные доходы за сезон 2022/23 составили 5,4 млрд фунтов. К тому же запреты бьют прежде всего по иностранным операторам: только пять из 14 компаний, сотрудничающих с клубами АПЛ, – британские.

    В более слабых лигах зависимость от букмекеров сильнее, там ограничения иногда приводят к серьезным последствиям. В 2021 г. Грузия ужесточила законодательство для беттинга на фоне бешеного роста популярности ставок. Еще в 2019-м местная организация «Матери против азартных игр» подсчитала, что зависимостью страдает каждый пятый житель страны. Теперь эту проблему призваны решить высокий возрастной порог (25 лет), официальный реестр людей с игровой зависимостью и запрет на беттинг для госслужащих и социально незащищенных. Эти меры сильно ударили по местному футболу. По данным Legalbet, грузинский спорт получал от букмекеров $10 млн в год, но из-за нового закона некоторым футбольным клубам и академиям пришлось сократить зарплаты на 40%.

    Самоисключение

    В России тоже могут последовать примеру Грузии. Осенью Госдума готовится рассмотреть законопроект, который сильно усложнит жизнь букмекерским компаниям. В конце августа глава комитета по молодежной политике Артем Метелев анонсировал повышение минимального возраста для совершения ставок до 25 лет (сейчас – 18). Затем депутат Роман Терюшков предложил ограничить максимальный размер депозитов, чтобы он был равен определенной доле от официальной зарплаты игрока. Также может появиться механизм самоисключения из системы азартных игр, когда человек добровольно запрещает себе делать ставки. 

    Бум букмекеров в России начался в конце 2010-х гг., и сейчас, по оценкам «РБ бизнес», аудитория беттинга в стране насчитывает 36,55 млн зарегистрированных пользователей. По данным Единого регулятора азартных игр, в 2023 г. доход легальных букмекеров (всего – 16 компаний) составил 1,224 трлн руб. Как рынок изменится в случае введения очередных ограничений, предсказать невозможно. Но в Госдуме признают, что новый закон букмекерам не понравится.

    «Инициатива может повлиять на развитие серого рынка, – рассказывает «Ведомости. Спорту» действующий сотрудник букмекерской компании, пожелавший остаться анонимным. – Многие пользователи в таком случае перейдут к букмекерам, которые не соблюдают закон. Это создаст многие сложности. Граждане никак не защищены от произвола нелегальных операторов». Согласно исследованию «РБ бизнес», в 2023-м активная аудитория игроков в России составила 6,47 млн человек. В основном это мужчины (89%) в возрасте от 25 до 44 лет (64%), что превышает упомянутый депутатами порог. Работа есть у большинства игроков (90%), у 69% – средний или высокий доход. Средний размер ставки – 1520 руб. (это менее 10% от минимального размера оплаты труда в 2023 г. – 16 242 руб.), но таких пари за месяц может быть много: в среднем 26 ставок на каждого игрока.

    Но главные цифры для российского футбола – это прописанные в спонсорских контрактах суммы. В 2022-м РПЛ заключила соглашение с Winline, по которому за четыре года заработает 11,04 млрд руб. Для сравнения: платежная система «Мир», по данным «РБ бизнес», предложила за тот же срок 3,2 млрд руб. А летом 2024-го «РБК спорт» писал, что действующий с конца 2023-го контракт между Winline и «Спартаком» стал рекордным для профессиональных клубов России – 1,2 млрд руб. в год. И все это на фоне последних кризисных лет, когда по спорту бьют то пандемия, то отстранения от международных матчей.

    «Букмекеры отказались от обоснованного сокращения спонсорских контрактов и, наоборот, стали больше вкладываться в спонсорскую помощь отечественным спортивным федерациям, лигам, клубам и командам России», – отмечает заместитель председателя Комитета по спорту Торгово-промышленной палаты России Николай Оганезов. Роль обязательных целевых отчислений тоже существенная. В 2023 г. букмекеры перевели на развитие спорта 19 млрд руб., а главными получателями стали РФС, федерации настольного тенниса и хоккея. В 2024-м итоговая сумма точно вырастет (за девять месяцев уже набежало 25,5 млрд руб.) – из-за повышения ставки с 1,5 до 2%.

    Заменить пивом

    Ограничения для букмекеров могут негативно повлиять на доходы клубов и лиг. Пока не идет речь о тотальном запрете рекламы ставок, но объявленные меры – это существенный риск для беттинга. Пересмотр соглашений в меньшую сторону был бы логичной реакцией, чтобы обезопасить бизнес. Оганезов считает, что заменить букмекеров сегодня на российском рынке не может никто. «Ни один бизнес так не связан со всем богатым спектром видов спорта, как букмекеры, – говорит он. – Потенциально это могли быть еще производители пива, но у них тоже ограничения по рекламе. К тому же не все виды спорта им интересны. Кроме того, они не являются плательщиками целевых отчислений на спорт, поэтому альтернативы букмекерам практически нет».

    Пиво на стадионах запретили еще в 2005 г. С тех пор РПЛ и РФС регулярно поднимали вопрос о его возвращении. Трижды власти делали исключение – на Кубке конфедераций в 2017-м, чемпионате мира 2018-го и Евро-2020, но доходы от временного допуска (на стадионах и в фан-зонах ЧМ-2018 было выпито 1,5 млн л пива) достались ФИФА и УЕФА. В последние годы тема снова стала актуальной – в 2023-м в Госдуме обсуждался законопроект о продаже алкоголя на аренах, но он до сих пор не принят. Впрочем, сигналы о потенциальных изменениях тоже есть. В июле пивоваренная компания «Балтика» стала спонсором РПЛ до конца сезона 2025/26. По данным «РБК спорт», сделка принесет лиге 300 млн руб. А в середине сентября генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов в интервью Sport24 назвал единственным препятствием для отмены запрета на пиво позицию Минздрава.