В сезоне 2024/25 спонсорские доходы клубов АПЛ выросли на 12,4%

    Почти половину суммы в $1,68 млрд приносят экипировщики, на долю букмекеров приходится лишь 11%
    IMAGO / Sportimage / ТАСС

    Стоимость спонсорских сделок 20 футбольных клубов Английской Премьер-лиги (АПЛ) в сезоне 2024/25 впервые превысила $1,5 млрд. Об этом в новом отчете сообщила международная консалтинговая компания GlobalData. Общие доходы от спонсорства в лиге достигли отметки в $1,68 млрд (+12,4% к сезону 2023/24).

    «Премьер-лига остается самой финансово успешной футбольной лигой в мире и ее коммерческая привлекательность повышается благодаря высокой конкурентоспособности всех команд в лиге, – сказал спортивный аналитик GlobalData Джейк Кемп. – Тем не менее большая часть полученного спонсорского дохода связана с крупнейшими клубами, на «большую шестерку» («Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Арсенал», «Челси», «Тоттенхэм») приходится 73,92% от общей суммы».

    Согласно отчету, значительный рост доходов связан с увеличением выплат от технических спонсоров и беттинговых компаний. Наиболее крупные контракты с клубами АПЛ подписали технические спонсоры – $573,8 млн. Почти в два раза меньше вложили финансовые компании – $232 млн. Тройку замыкают компании из сферы туризма – $227,1 млн. Далее расположились беттинг-фирмы, потратившие на сделки в сумме около $179 млн. Важно отметить, что при анализе учитывались только те сделки, которые подразумевают размещение логотипов на передней части футболок и на их рукавах.

    Беттинг-компании являются титульными спонсорами 11 (55%) из 19 команд в АПЛ («Челси» не имеет титульного спонсора), что на три больше чем в прошлом сезоне. Причем минувшим летом клубы охотно подписывали или продлевали контракты с букмекерами: за межсезонье в АПЛ было заключено семь новых сделок, шесть из которых с беттинговыми компаниями. 

    Начиная с сезона 2026/27 клубам АПЛ будет запрещено рекламировать букмекерские компании на передней части футболок (при этом сохранится возможность размещать рекламу на рукавах). Решение было принято по согласованию с правительством Великобритании, которое активно меняет законодательство в отношении азартных игр.

    Что касается технических спонсоров, то общая сумма соглашений с экипировщиками увеличилась по сравнению с прошлым сезоном на $119 млн. Из пяти новых сделок, заключенных за последние 12 месяцев, наибольший вклад в увеличение доходов внесли сделки «Астон Виллы» и «Ньюкасл Юнайтед» с немецким брендом Adidas, а также сделка «Эвертона» с английской компанией Castore. Все три клуба как минимум удвоили стоимость своих предыдущих соглашений с поставщиками. «Астон Вилла» и «Ньюкасл» значительно повысили свою привлекательность на спонсорском рынке благодаря успешным выступлениям в АПЛ в последние несколько сезонов, в результате которых каждому из клубов удавалось впервые за долгое время квалифицироваться в Лигу чемпионов УЕФА.

    В свою очередь, «Эвертон» улучшил свои позиции на рынке благодаря строительству нового стадиона, куда команда планирует переехать в сезоне 2025/26. Новый контракт ливерпульского клуба с Castore стоит почти в три раза больше предыдущего четырехлетнего соглашения с Hummel, которое, по разным оценкам, приносило около 8 млн фунтов ($10,1 млн) в год. В то же время, сделка с Castore оценивается в более чем 20 млн фунтов ($25,4 млн) в год и является рекордной в истории клуба. Помимо того, что Castore поставляет комплекты для всей системы «Эвертона», компания также стала первым партнером-основателем новой домашней арены клуба. 

    Самым ценным спонсорским портфелем может похвастаться «Манчестер Юнайтед», его стоимость аналитики из GlobalData оценили в $327 млн. В то же время самый крупный рост стоимости спонсорского портфеля показал «Ньюкасл» (+$50,5 млн). В 2021 г. «Ньюкасл» был приобретен суверенным фондом Саудовской Аравии (PIF) за 300 млн фунтов (около $400 млн) и продолжает развивать отношения с партнерами с Ближнего Востока. За последний год клуб подписал три новые сделки с брендами из Саудовской Аравии. 

    «Спонсорские доходы в АПЛ продолжают расти из-за глобальной охвата лиги. Стоимость спонсорского рынка в АПЛ не показывает никаких признаков замедления, при этом интерес к клубам со стороны брендов только продолжает расширяться», – резюмировал Джейк Кемп.

    Чемпионат Англии по футболу сезона 2024/25 стартовал 16 августа. После пяти туров в таблице лидирует «Манчестер Сити» с 13 очками, на втором месте располагается «Ливерпуль» с 12 очками, а тройку замыкает «Астон Вилла», на счету которой также 12 очков.